Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусенко Ольга Валерьевна

Место работы, должность: —

Сиверская гимназия, учитель истории

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: —

Предлагаемая программа курса (17 часов) по выбору по истории России Герои и изгои (ХХ века для учащихся 9-х классов) дополняет содержание базисного курса, что позволяет удовлетворить познавательные интересы старшеклассников, способствует формированию у них понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира. В ходе изучения данного курса у учащихся расширяются представления о трагических страницах в истории нашего народа, о судьбах людей в царстве страха и крови, о роли личности в истории, положение человека в обществе, его ответственность за судьбу страну.

Старшеклассники должны знать историческую правду, всматриваясь в летопись ушедших поколений. Программа дает возможность учащимся овладеть дополнительным объемом знаний по истории и пробудить у них стремление к поиску ответов на важнейшие для человека и общества вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Итак, основная направленность деятельности гуманитарный поиск, в котором познанию истории отводится главенствующая роль. Основной целью является формирование у учащихся стойкого интереса к изучению истории через развитие навыков источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работа со справочными и картографическими материалами.

Цели:

1.Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому, историческому опыту.

2.Побуждение учащихся к размышлению о судьбах людей, о роли личности в истории.

3.Расширение представлений о трагических страницах в истории, которые никогда не должны повторяться.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

а) рассказывать об исторических событиях, их участниках; б) самостоятельно приобретать знания; в) устанавливать сходство и различие эпох и времен; г) определять и аргументировать свое отношение в оценке событий и личностей.

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: 1.исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, форму­лирование гипотезы;
2. планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); 3.анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотне­сение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением; 4.переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, про­верка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение; 5.лекции с последующим опросом;
6.лекции с обсуждением документов;
7.заседания круглых столов;
8.«мозговой штурм»;
9.анализ альтернативных ситуаций;
10.работа в группах, парах, индивидуально;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательно­го интереса учащихся и формирование творческих умений и на­выков, таких как:

• видеть проблему;

• сформулировать проблему;

• выдвинуть гипотезу;

• составить план решения проблемы, задачи;

• делать обобщения и выводы;

• систематизировать материал;

Программа рассчитана на 17 часов.

Тематическое планирование

№п\п

Наименование темы

кол-во

часов

Формы проведения занятий

1.

Введение. У истоков сталинщины.

1 час

лекция, беседа

2.

И.В. Сталин: триумф и трагедия.

2 часа

лекция, работа с источниками (практикум), реферат.

3.

Л.Д. Троцкий: демон революции.

2 часа

Практикум, беседа, сообщение.

4.

Н. Бухарин: страницы жизни.

2 часа

Практикум, беседа, реферат.

5.

Нарком Г.В. Чичерин

2 часа

Лекция, беседа.

6.

Нарком Литвинов – поборник коллективной безопасности.

2 часа

Лекция, сообщение.

7.

В.М. Молотов – министр иностранных дел.

2 часа

Лекция, сообщение, беседа.

8.

Командарм тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе.

2 часа

Лекция, сообщение, беседа.

9.

Политическое развитие страны. Сопротивление сталинщине.

1 час

Семинар

10.

Заключительное занятие

1 час

Круглый стол

Программа курса.

Введение. У истоков сталинщины (1 час).

Вводная лекция. Политические, экономические, идеологические предпосылки у установлению сталинской диктатуры. Внутрипартийная борьба.

Тема 1.И.В. Сталин: триумф и трагедия(2 часа).

Биография. Семинарист Иосиф Джугашвили. Путь в революцию. Испытание властью.

Тема 2. Л.Д. Троцкий: демон революции (2 часа).

Семья Бронштейнов. Путь в революцию. Во главе реввоенсовета. Личность т революция. Московские процессы. Пасынок эпохи.

Тема 3. Н.И. Бухарин: страницы жизни (2 часа).

Биография. Бухарин и Ленин: единство и разногласия. Политическое поражение Бухарина. Процесс 1938 г.

Тема 4. Нарком Г.В. Чичерин(2 часа).

Биография. Эмиграция. Нарком труда. Дипломатическая высылка. Расправа.

Тема 5. Нарком Литвинов – поборник коллективной безопасности (2 часа).

Первый этап дипломатической карьеры. Литвинов и Чичерин. «Эра Литвинова». Деятельность в Лиге Наций. Поворот в судьбе.

Тема 6. В.М. Молотов – министр иностранных дел(2 часа).

Революционная деятельность. Участие в политических репрессиях. Пакт Риббентропа-Молотова. Работа в «Эру Хрущева». Феномен Молотова.

Тема 7. Командарм тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе (2 часа).

Биография. Работа в ВСНХ: стиль и принципы. Личность в эпоху индустриализации. « Я не умею наполовину любить и ненавидеть»

Тема 8. Политическое развитие страны в 20-30-е годы. Сопротивление сталинщине (2 часа).

Семинар «Человек и тоталитаризм: возможно ли сопротивление?». Нарушение законности и прав человека. Конституция 1936 г. Сопротивление сталинщине и причины его поражения.

Тема 9. Заключительное занятие.

«Фигуры умолчания» возвращены истории. Итоговое собеседование

Литература для учителя

1. Актуальные проблемы новейшей истории. Под ред. Г.И. Севостьянова.- М.: Просвещение, 1991.

2. Герои Октября. Биографии активных участников подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.- Т.1-2.- Л., 1967г.

3. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Энциклопедия.- 2 изд.-М.,1987.

4. Зенькович Н. Самые закрытые люди. – М., 2004.

Литература для учащихся

1. Кириллов В.В. Отечественная история 20 век.-М., 1998.

2. История России 20 века. Под. ред. Чубарьяна А.О. М., — Просвещение, 2003.

3. История России 20 века: сборник документов./А.О. Чубарьян, Е.И. Пивовар, А.В. Пыжиков и др.; Под ред А.О. Чубарьяна.- М.: Просвещение, 2005.

Файлы: организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по истории.ppt
Размер файла: 142848 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология