Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусенко Ольга Валерьевна
Место работы, должность: —
Сиверская гимназия, учитель истории
Регион: — Ленинградская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — История
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
Предлагаемая программа курса (17 часов) по выбору по истории России Герои и изгои (ХХ века для учащихся 9-х классов) дополняет содержание базисного курса, что позволяет удовлетворить познавательные интересы старшеклассников, способствует формированию у них понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира. В ходе изучения данного курса у учащихся расширяются представления о трагических страницах в истории нашего народа, о судьбах людей в царстве страха и крови, о роли личности в истории, положение человека в обществе, его ответственность за судьбу страну.
Старшеклассники должны знать историческую правду, всматриваясь в летопись ушедших поколений. Программа дает возможность учащимся овладеть дополнительным объемом знаний по истории и пробудить у них стремление к поиску ответов на важнейшие для человека и общества вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Итак, основная направленность деятельности гуманитарный поиск, в котором познанию истории отводится главенствующая роль. Основной целью является формирование у учащихся стойкого интереса к изучению истории через развитие навыков источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работа со справочными и картографическими материалами.
Цели:
1.Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому, историческому опыту.
2.Побуждение учащихся к размышлению о судьбах людей, о роли личности в истории.
3.Расширение представлений о трагических страницах в истории, которые никогда не должны повторяться.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
а) рассказывать об исторических событиях, их участниках; б) самостоятельно приобретать знания; в) устанавливать сходство и различие эпох и времен; г) определять и аргументировать свое отношение в оценке событий и личностей.
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: 1.исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
2. планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); 3.анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением; 4.переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение; 5.лекции с последующим опросом;
6.лекции с обсуждением документов;
7.заседания круглых столов;
8.«мозговой штурм»;
9.анализ альтернативных ситуаций;
10.работа в группах, парах, индивидуально;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
• видеть проблему;
• сформулировать проблему;
• выдвинуть гипотезу;
• составить план решения проблемы, задачи;
• делать обобщения и выводы;
• систематизировать материал;
Программа рассчитана на 17 часов.
Тематическое планирование
№п\п
Наименование темы
кол-во
часов
Формы проведения занятий
1.
Введение. У истоков сталинщины.
1 час
лекция, беседа
2.
И.В. Сталин: триумф и трагедия.
2 часа
лекция, работа с источниками (практикум), реферат.
3.
Л.Д. Троцкий: демон революции.
2 часа
Практикум, беседа, сообщение.
4.
Н. Бухарин: страницы жизни.
2 часа
Практикум, беседа, реферат.
5.
Нарком Г.В. Чичерин
2 часа
Лекция, беседа.
6.
Нарком Литвинов – поборник коллективной безопасности.
2 часа
Лекция, сообщение.
7.
В.М. Молотов – министр иностранных дел.
2 часа
Лекция, сообщение, беседа.
8.
Командарм тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе.
2 часа
Лекция, сообщение, беседа.
9.
Политическое развитие страны. Сопротивление сталинщине.
1 час
Семинар
10.
Заключительное занятие
1 час
Круглый стол
Программа курса.
Введение. У истоков сталинщины (1 час).
Вводная лекция. Политические, экономические, идеологические предпосылки у установлению сталинской диктатуры. Внутрипартийная борьба.
Тема 1.И.В. Сталин: триумф и трагедия(2 часа).
Биография. Семинарист Иосиф Джугашвили. Путь в революцию. Испытание властью.
Тема 2. Л.Д. Троцкий: демон революции (2 часа).
Семья Бронштейнов. Путь в революцию. Во главе реввоенсовета. Личность т революция. Московские процессы. Пасынок эпохи.
Тема 3. Н.И. Бухарин: страницы жизни (2 часа).
Биография. Бухарин и Ленин: единство и разногласия. Политическое поражение Бухарина. Процесс 1938 г.
Тема 4. Нарком Г.В. Чичерин(2 часа).
Биография. Эмиграция. Нарком труда. Дипломатическая высылка. Расправа.
Тема 5. Нарком Литвинов – поборник коллективной безопасности (2 часа).
Первый этап дипломатической карьеры. Литвинов и Чичерин. «Эра Литвинова». Деятельность в Лиге Наций. Поворот в судьбе.
Тема 6. В.М. Молотов – министр иностранных дел(2 часа).
Революционная деятельность. Участие в политических репрессиях. Пакт Риббентропа-Молотова. Работа в «Эру Хрущева». Феномен Молотова.
Тема 7. Командарм тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе (2 часа).
Биография. Работа в ВСНХ: стиль и принципы. Личность в эпоху индустриализации. « Я не умею наполовину любить и ненавидеть»
Тема 8. Политическое развитие страны в 20-30-е годы. Сопротивление сталинщине (2 часа).
Семинар «Человек и тоталитаризм: возможно ли сопротивление?». Нарушение законности и прав человека. Конституция 1936 г. Сопротивление сталинщине и причины его поражения.
Тема 9. Заключительное занятие.
«Фигуры умолчания» возвращены истории. Итоговое собеседование
Литература для учителя
1. Актуальные проблемы новейшей истории. Под ред. Г.И. Севостьянова.- М.: Просвещение, 1991.
2. Герои Октября. Биографии активных участников подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.- Т.1-2.- Л., 1967г.
3. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Энциклопедия.- 2 изд.-М.,1987.
4. Зенькович Н. Самые закрытые люди. – М., 2004.
Литература для учащихся
1. Кириллов В.В. Отечественная история 20 век.-М., 1998.
2. История России 20 века. Под. ред. Чубарьяна А.О. М., — Просвещение, 2003.
3. История России 20 века: сборник документов./А.О. Чубарьян, Е.И. Пивовар, А.В. Пыжиков и др.; Под ред А.О. Чубарьяна.- М.: Просвещение, 2005.
Файлы: организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по истории.ppt
Размер файла: 142848 байт.