Автор конспекта:
Автор(ы): — Крупченко М.Ю.
Место работы, должность: — Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Гнездышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников, физического развития воспитанников город Нижняя Тура Свердловской области
Регион: — Свердловская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: — • вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур; • активизировать мыслительную деятельность дошкольников; • учить ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур; • развивать мышление, память, наблюдательность, внимание.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: — Ваза или любой керамический сосуд, элементы костюма старика Хоттабыча (шляпа, борода, накидка), шахматная доска, шахматные фигуры, иллюстрации с изображением Белого и Черного королевичей, аудиозапись.
Краткое описание: — Занятие по обучению детей игре в шахматы
Воспитатель: Дети сегодня в нашей группе я нашла очень необычную вазу. Может из вас кто – то знает, откуда она взялась (ответы детей).
А мне кажется, что это не простая ваза и если нам ее потереть, то может произойти волшебство. Я вам предлагаю закрыть глаза и не открывать пока не остановится музыка (включает аудиозапись и одевает костюм Хоттабыча, с окончанием музыки дети открывают глаза.)
Хоттабыч: (кланяется)здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребятки!
Перед вами старичок
Милейший, славный, чудачок
Если очень захочу
В мир чудес вас уведу.
Старик Хоттабыч, к вашим услугам! (кланяется).
Ребята я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Хотите отправиться туда?
Дети: да…!
Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибитах – тибитох…). Перед детьми выставляется шахматная доска сфигурами.
Хоттабыч: (предлагает послушать сказку)
- Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого – Черный Королевич (выставляет иллюстрации). Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда –то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может померить двух братьев.
Достал Мудрец из котомки доску, поделенные на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. С одной стороны доски он расставил белые фигурки, а с другой – черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры
- А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, — сказал Мудрец, указывая на черные фигурки.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.
- Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?(Мудрец, он придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны, не попросил за это награду).
А теперь и мы,ребята, тоже познакомимся с этой игрой с обитателями шахматного королевства. Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску)
- Что вы видитена доске? (Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные).Всего квадратиков 62. Белые и черные квадраты – это поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Каждая фигура вшахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге.
Хоттабыч (воспитатель) показывает каждую фигуру
- Знакомьтесь – это король! (ставит ее на нужное место на шахматном поле).
Аналогично все другие фигуры.
После того, как все фигуры представленыХоттабыч предлагает детям поиграть.Д/игра«Назови фигуру»,«Найди место». (Во время игр дети при помощи Хоттабыча называют фигуры и ставят на свое место).
В конце занятия Хоттабыч:
- Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые — не человечки.
Предлагает детям закрыть глаза (превращается ввоспитателя).
Файлы: растениеводство през.ppt
Размер файла: 6807552 байт.