Автор конспекта:
Автор(ы): — Листраткин Евгений Александрович

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 2, учитель информатики

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач, используя элементы математической логики и таблицы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: —

Задачи урока:

  • Обучающие: Повторение и систематизация пройденного материала. Научить учащихся решать логические задачи с помощью таблиц.
  • Развивающие: Развитие мотивации к изучению информатики. Развитие творческих способностей детей.
  • Воспитывающие: Воспитание культуры умственного труда.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Отобразить внешний вид, готовность к уроку, вопросы при подготовке домашнего задания, формулирование темы урока, цели урока.

  • Актуализация опорных знаний.
  • Что такое логика? Наука о формах и способах мышления.
  • Что такое понятие? Это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.
  • Что такое высказывание? Это формулировка понимания окружающего мира.
  • III. Решение задач.

    Задача 1. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

    1. Смит самый высокий;

    2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

    3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

    4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

    5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

    На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

    Решение. Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.

    Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.

    Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет" заполним нулями:

    скрипка

    флейта

    альт

    кларнет

    гобой

    труба

    Браун

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    Смит

    0

    0

    0

    Вессон

    0

    0

    Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.

    Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями:

    скрипка

    флейта

    альт

    кларнет

    гобой

    труба

    Браун

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    Смит

    0

    0

    0

    0

    Вессон

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.

    скрипка

    флейта

    альт

    кларнет

    гобой

    труба

    Браун

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    Смит

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    Вессон

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.

    Задача 2. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

    Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

    Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

    Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

    Решение. Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).

    Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.

    Имя

    Юра

    Профессия

    врач

    Увлечение

    туризм

    Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:

    Имя

    Юра

    Тимур

    Влад

    Профессия

    физик

    врач

    юрист

    Увлечение

    бег

    туризм

    регби

    Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.

    Задача 3. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

    Известно, что:

    1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

    2. парижанка не снимается в кино;

    3. та, кто живет в Риме, певица;

    4. Линда равнодушна к балету.

    Где живет Айрис, и какова ее профессия?

    Самостоятельное решение

    Париж

    Рим

    Чикаго

    Пение

    Балет

    Кино

    0

    0

    1

    Джуди

    1

    0

    0

    1

    0

    0

    Айрис

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    Линда

    0

    0

    1

    Ответ. Айрис балерина. Она живет в Париже.

  • Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
  • Домашнее задание.
  • Задача 1: Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя.

    Москвич сидел между Томичем и Витей, петербуржец — между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге,

    а Юра не бывал в Москве и Томске, а Томич с Толей регулярно переписываются.

    Нужно определить, в каком городе живет каждый из ребят.

    Задача 2: В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских звании:

    майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей:

    летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист.

    Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

    1) в первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор — у танкиста, а сержант — у минометчика;

    2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;

    3) в третьем и четвертом турах минометчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;

    4) в четвертом туре майор выиграл у связиста;

    5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.

    Файлы: s_objekt.zip
    Размер файла: 1554425 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология