Автор конспекта:
Автор(ы): — Армянинова Надежда Ивановна
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район»
Регион: — Астраханская отрасль
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее углеобразование
Класс(ы): — 5 сорт
Предмет(ы): — Русский язычище
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — запись урока (занятия)
Краткое бытописание ресурса: — На уроках русского языка в 5 классе возле изучении темы «Имя существительное» дозволяется проводить урок-исследование, взаимосвязанный с разделом «Орфоэпия», безрезультатно ровно языковые нормы и речевая обучение являются одной изо составляющих национальной культуры. Задания для учащихся направлены на то, затем чтобы сохранить организм языка и те правила, подобно ровно были накоплены предшествующими поколениями. Выполнение упражнений воспитывает пиетет к нормам речевого этикета, личностной адаптированности сих норм, а опять же ориентирует школьников на интенсивную работу культуры мышления.
Урок-исследование
на тему
«Правильность речи: колебания в падежных формах имён существительных».
Цели: закрепить знания некоторых орфоэпических норм; организовать посреди учащихся зондирование нового языкового материала с проявлением вариантности некоторых падежных форм (им. – вин. п. сущ-х мн. ч. м.р.; род. п. ед. ч. сущ-х II скл.; род. п. мн. ч. сущ-х II скл.); в результате сей исследования помочь учащимся определить основные закономерности в образовании данных падежных форм, уяснить норму.
Ход урока
I. Повторение.
Орфоэпический диктовка (может производиться самими учащимися). Называется словосочетание, нужно определить корректность либо иррегулярность его с точки зрения орфоэпии. Если какое-либо существительное произнесено неправильно, нужно его исправить. Все словосочетания записываются (в микротом числе и исправленные с орфоэпическими пометами). Образец записи:
1. баловать ребёнка;
2. заключить договоры;
3. обле(х)чить задание;
4. материальное обеспечение;
5. сверка начата;
6. пласт зелено;
7. трое ребят ждало автобус;
8. нам звонят.
После выполнения задания ещё в одно прекрасное время кто-либо изо учащихся читает написанное и комментирует нормы произношения.
II. Работа над новым материалом.
1. Учитель диктует под запись:
Формы слова образуются возле его изменении, адекватно различают формы падежа, числа и т.д. Средством выражения формы слова ровно правило является окончание. Неправильный подборка окончания – грубая грамматическая ошибка.
2. Работа учащихся в группах вдоль заданиям учителя (задания написаны на отдельных карточках для каждой группы).
1-я группа: зондирование форм существительных им. – вин. п. мн. ч. м.р.)
1) Поставьте существительные в форму им. п. мн. ч., определите возможные варианты окончаний в данной форме.
2) Пользуясь словарем, запишите их в 3 столбика:
доканчивание чуть –и (-ы),
окончания чуть –а (-я), возможны варианты окончания.
3) Как используются слова, в которых возможно 2 окончания:
в разговорном стиле_________ _____?
в деловом стиле__________________?
Инженер, слесарь, токарь, маляр, столяр, шофер, пекарь, аптекарь, лекарь, доктор, профессор, директор, инспектор, тренер, договор, торт, порт, сорт, трюфель, улей, борт, шторм, компас, ветер, якорь.
4) Из объявления: «Приглашаются на работу слесари-сантехники».
5) Ну и слесаря теперича пошли! Ничего делать не умеют!
2-я группа: зондирование форм существительных род. п. ед. ч. II скл.
1) В огне брода нет. – Не зная броду, не суйся в воду.
2) Я хотел купить сыру, сахару, изюму и мармеладу, так ни сыра, ни сахара, ни мармелада не было.
-В одном либо разных падежах стоят выделенные существительные? Есть единица тут ошибки?
В какой группе примеров существительные не изменяются вдоль числам?
-В каких случаях окончания –а и –у взаимозаменяемы, мера есть возможен всяк вариант? Подведите итоги наблюдения и сделайте вывод.
3) группа: зондирование форм существительных род. п. мн. ч. II скл.
1) Пользуясь словарем, поставьте существительные в форму род. п. мн. ч. и запишите в 3 столбика: с окончанием –ов (-ев), с нулевым окончанием, вариантные.
а) Воин, солдат, командир, партизан, лейтенант, старшина, гусар, улан, казак.
б) Болгарин, татарин, чех, поляк, грек, англичанин, молдованин, грузин, армянин, румын, француз, якут.
-В каком ряду существительных подборка окончания подчиняется определенной закономерности, а в каком – нет?
(Посмотрите в «Узелок на память». О какой закономерности идёт речь?)
«Узелок на память»
ленчик на –ин (-ын) не на -ин (ын)
один: много: один: много:
славянин болгар чех чехов
грузин грузин узбек узбеков
валах румын
III. Выступления групп с выводами.
(Выводы с обоснованием записываются всеми учащимися)
1-я группа: У существительных м.р. в форме им. –вин. п. мн. ч. возможны различные окончания:
-а(-я) либо -ы(-и). Существительные с окончанием -а(-я): маляр, доктора, профессора, директора, улья;
-и(-ы): инженеры, токари, столяры, торты, порты, компасы, якори;
варианные: ветры, (а), сорты (а), слесари (я), штормы (а).
Если допускаются 2 окончания, мера в деловом и научном стилях подобает предпочесть –ы, а в разговорном возможно –а.
2-я группа: Выделенные существительные стоят в форме род. п. ед. ч.
Данные существительные не изменяются вдоль числам, безрезультатно ровно обозначают вещества ( в 2-м случае).
Вещественные существительные возле обозначении части целого в род. п. ед. ч. Имеют доканчивание –у.
3-я группа: У существительных м.р. в форме род. П. мн. Ч. Возможны окончания: -ов(-ев): командиров, лейтенантов, казаков, воинов;
нулевое: солдат, партизан, военнослужащий (ов).
Выбор окончания подчиняется определенной закономерности в 2-ом ряду существительных: существительные на –ин, (-ын), -ан в форме род. П. мн. Ч. Имеют нулевое доканчивание ( а время от времени и усеченную основу).
Практическая работа.
I. Ответьте на вопросы:
1) Можно единица написать в приказе: «Слесаря цеха №5»?
2) Можно единица написать в письме к другу: «А слесаря в нашем цеху в настоящий момент не те, подобно ровно были мы с тобой когда-то!»?
II. Учительница диктовала экспликация изо сборника дидактического материала. В тексте встретилось предложение: «Колхозники выставляют улья». Ученица, не расслышав, написала: «Колхозники выставляют ульи». Учительница исправила в последнем слове –и на –я, поставила на полях «палочку» и снизила оценку на одинец балл. Что училка сделала неправильно?
Домашнее задание:
1. Выучить записанные выводы.
2. 2. Дополнить станс теми словами, форму мн. ч. им. п. которых вас хотите запомнить:
Если лечат нас счастливо доктора,
Если учат порядочно профессора,
Только крикнуть остается нам «Ура!»
Файлы: правописание прилагательных.doc
Размер файла: 30208 байт.