Автор конспекта:
Автор(ы): — А.И.Гараган
Место работы, должность: — МБОУ НОШ № 1 пос.Эльбан
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Урок русского языка
4 класс (СКК)
Тема:Заголовок текста. План текста.
Цель: - ученик научится составлять план текста, разделённого на части;
— ученик получит возможность научиться озаглавливать текст с опорой на тему и основную мысль.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
I.Орг. момент.
ΙI. Актуализация знаний.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
Прозвенел для нас звонок,
Он позвал всех на урок.
Чтобы вы не ленились
И активно все трудились,
Руки смело поднимали,
На вопросы отвечали.
Проверка домашнего задания.
1.Заслушиваются рассказы учащихся на тему «Друзья».
2.Анализ составленных текстов. Устное редактирование.
3.Вывод: текст должен соответствовать заданной теме. Тему надо раскрыть полно. В тексте не должно быть лишних предложений, не соответствующих теме, без которых можно обойтись.
— Как вы озаглавили свой текст?
— Почему рассказу нужен заголовок?
— А что значит, озаглавить текст?
— Кто может сформулировать тему урока?
— Какие действия будем выполнять, какие умения развивать?
(определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст)
— Итак, составим план урока.
1)учиться озаглавливать текст с опорой на тему и основную мысль;
2) составлять план текста, разделённого на части.
- Что мы сейчас делали? (планировали свою деятельность).
Работа с текстом (упр.106, с.57).
— Можем ли мы сразу озаглавить текст?
— Почему? Что для этого необходимо?
— Прочитайте текст, определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю)
— Какова его основная мысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой).
— Должен ли заголовок текста быть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте свой ответ.
— Что на ваш взгляд удобнее – длинный или короткий заголовок текста?
— Прочитайте правило о заголовке текста на с. 57.
— Встречали ли вы в роли заголовка пословицы или поговорки? Приведите примеры.
— Такое встречается довольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудро выражают мысли народа.
— Заголовок может быть не только повествовательным, но и вопросительным и ли побудительным предложением.
— Вернёмся к тексту. Попробуем придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль теста, но кратко.
(Как мальчики помогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому по заслугам. И т.д.)
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этому тексту? Почему?
- Объясните, как понимаете смысл пословиц:
По заслугам и честь.
По заслугам и молодца жалуют.
По заслугам и плата.
Кто любит труд, того люди чтут.
Каковы дела, такова и слава.
Каков работник, такова ему и плата.
Вывод: чтобы озаглавить текст необходимо:
1. Внимательно прочитать текст, определить тему.
2.определить основную мысль текста.
3.Выбрать тему или основную мысль текста в качестве заголовка.
4.Подумать, как озаглавить кратко.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушатьи понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
— прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Личностные результаты:
— оценивать поступкив соответствии с определённой ситуацией;
Познавательные УУД:
— на основе анализа объектов делать выводы;
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
Составление плана к тексту упр. 106.
— Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно сделать? (прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана).
— Сколько частей в этом тексте?
— Прочитайте первую часть. О чём в ней говорится? Какая основная мысль этой части? (к учителю пришли помощники)
— Прочитайте вторую часть. О чём в ней говорится? Что главное? (мальчики работали по-разному: один – хорошо, другой — ленился)
— Прочитайте третью часть. Что главное? (учитель каждого оценил по его работе)
Примерный план.
Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану.
Проверка. Редактирование текста.
Коммуникативные УУД:
- умениеработать в паре.
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
ΙV. Итог урока.
Тест.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
ТООУ
V. Домашнее задание.
С. 57 правило, с. 58, упр. 107. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, озаглавить текст так, чтобы выразить своё отношение к гусю.
Деятельность учеников:
— озаглавливали текст, составляли план, записывали краткое содержание.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 4
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник "Русский язык" для 4 класса, 1 часть, Т.Г.Рамзаева
Краткое описание: — Конспект урока, 4 класс, русский язык
Файлы: Упр. в опред.падежей…3кл..doc
Размер файла: 34304 байт.