Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайнетдинова К.М.
Место работы, должность: — МОУ «Национальная татарская гимназия г. Саратова»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
ЦЕЛЬ УРОКА: создание оптимальных условий для развития интеллектуальных, индивидуально-личностных качеств ученика
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: —
Карточки с заданиями
Краткое описание: — Урок русского языка, тема "Словообразование"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ЦЕЛЬ УРОКА: создание оптимальных условий для развития интеллектуальных, индивидуально-личностных качеств ученика
ЗАДАЧИ УРОКА:
ТИП УРОКА: ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ. Запись числа, классной работы, темы урока. Формулировка цели и задач урока.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА. Задание: обозначить особенности произношения, ударения и грамматического управления следующих слов
Красивее
Правы
Скворечник ( шн)
Музей ( з )
Оплатить (что?)
Заплатить (за что?)
Одеть (кого во что?)
Надеть(что на кого или на что?)
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
- РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
Карточка № 1
Задание: дайте характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Чем жук-плавунец дыш..т (__________________________)
- Зачем ты вниз головой подвесился (__________________)
- Я подышать выл..з (________________________________)
- Чем же ты дыш..шь (_______________________________)
- А что наружу выстав..л, тем и дышу (_________________)
А наружу у него торчал один малюсенький хвостик (_______________________________)
По Э. Шиму
Карточка № 2
Задание: вставьте пропущенные буквы, дайте характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
В наших краях в зимн… время нет-нет да и встрет..шь рыж… плутовку.(_______________________________) Выйд..шь на лесн… опушку и вдруг увид..шь лисицу, которая кувырка..(тс)я в снегу. (____________________________) Средь хрустальн… б..лизны будто пламя на снег брос..ли! (_____________________________) До чего же красива ее огненная шуба! (________________________)
По А. Дорохову
Карточка № 3
Задание: подчеркните главные члены предложения; определите, какими частями речи они выражены, расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Ученье свет, а неученье тьма.
Дру.. позн..ется в бед.. .
К..нец всему делу в..нец.
Старый дру.. лучше новых двух.
Терпение и труд.. все перетрут.
- УСТНЫЙ ОПРОС
?: Изучением какого раздела языкознания мы занимались на предыдущем уроке?
Какие единицы языка изучаются в синтаксисе?
Какие признаки лежат в основе характеристики предложения?
Что такое словосочетание?
Основное отличие словосочетания от предложения?
Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием?
- РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Необыкновенно красиво, пушистый снег, в лесу, подкрадывается зима, через дорогу, падает хлопьями, следы зверей, светит солнце, серебрятся стволы, на тропинке, таинственные узоры.
слово
словосочетание
предложение
В лесу,
через дорогу,
на тропинке
Необыкновенно красиво,
пушистый снег,
падает хлопьями,
следы зверей,
таинственные узоры
Подкрадывается зима.
Светит солнце.
Серебрятся стволы.
- ?: В чем основное отличие языковых единиц первого и второго столбцов?
На какие группы по строению и значению делятся словосочетания?
Какова структура подчинительного словосочетания?
Какими частями речи, как правило, выражены главные слова в подчинительном словосочетании?
- ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
А) задание: заменить словосочетания существительное + существительное словосочетание существительное + прилагательное. Показать главное и зависимое слова
Берег моря, цепь из железа, опушка леса, ваза из хрусталя, нора барсука, день без радости
Б) задание: заменить словосочетания существительное + существительное словосочетание глагол + существительное (глаголы поставить в форму настоящего времени 2 лица единственного числа). Показать главное и зависимое слова
Прогулка по лесу, решение задачи, разговор о книге, лечение ангины, бег по дороге, сон на уроке.
?: Каким образом выражается связь между словами в подчинительном словосочетании?
Помогает ли это решать определенные орфографические задачи?
- ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Составьте словосочетания, объясняющие правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Зимнем / им, колючею / ую, горячим / ем
- ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Составьте словосочетания, уточняя лексическое значение указанных слов
Коса, земля, ручка.
- РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВЫБОРОЧНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Задание: определить тему и идею текста, найти в тексте словосочетания, соответствующие определенным схемам
Под утро выпал первый снег. Деревья надели новые белые и серебристые шапки. Каждая снежинка радостно светилась. Вышло солнышко. Но снег все не таял, а только сильнее сверкал. Мир удивительно изменился за несколько часов. Лес встречает нас звонкой тишиной. Только таинственно поскрипывает под ногами снег. Березки зябко жмутся друг к другу. Их вершины сияют нежным сиреневым светом.
Схемы: глагол + наречие,
Глагол + существительное
Существительное + прилагательное
Глагол + местоимение
Прилагательное и прилагательное
- ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (Домашнее задание)
Составить текст, используя языковой материал первого упражнения – распределительного диктанта
Карточка № 1
Задание: дайте характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Чем жук-плавунец дыш..т (__________________________)
- Зачем ты вниз головой подвесился (__________________)
- Я подышать выл..з (________________________________)
- Чем же ты дыш..шь (_______________________________)
- А что наружу выстав..л, тем и дышу (_________________)
А наружу у него торчал один малюсенький хвостик (_______________________________)
По Э. Шиму
Карточка № 2
Задание: вставьте пропущенные буквы, дайте характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
В наших краях в зимн… время нет-нет да и встрет..шь рыж… плутовку.(_______________________________) Выйд..шь на лесн… опушку и вдруг увид..шь лисицу, которая кувырка..(тс)я в снегу. (____________________________) Средь хрустальн… б..лизны будто пламя на снег брос..ли! (_____________________________) До чего же красива ее огненная шуба! (________________________)
По А. Дорохову
Карточка № 3
Задание: подчеркните главные члены предложения; определите, какими частями речи они выражены, расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Ученье свет, а неученье тьма.
Дру.. позн..ется в бед.. .
К..нец всему делу в..нец.
Старый дру.. лучше новых двух.
Терпение и труд.. все перетрут.
Файлы: Текст АФ.docx
Размер файла: 39110 байт.