Автор конспекта:
Автор(ы): — Молчанова А.В.
Место работы, должность: — СОШ №4, учитель начальной школы
Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Создание условий для формирования восприятия целостной картины мира.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: —
- учебник;
- раздаточный материал для работы в группе;
- презентации;
- глобус;
- фонарик.
Используемые ЦОР: —
- компьютер;
- мультимедийный диапроектор;
- интерактивная доска.
Краткое описание: — формирование новых знаний.
Урок окружающего мира во 2-м классе«Смена времен года»
Молчанова Анжелла Викторовна,
учитель начальных классов
Цель: Создание условий для формирования восприятия целостной картины мира.
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания о признаках врем года, об особенностях каждого сезона.
2. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
3. Формировать предпосылки научного мировоззрения.
4. Расширять словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
5. Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
6. Развивать креативные способности.
7. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Форма проведения: урок.
Формы организации совместной деятельности:
- фронтальная;
- работа в группах.
Оборудование:
- учебник;
- раздаточный материал для работы в группе;
- презентации;
- глобус;
- фонарик.
Техническое оснащение:
- компьютер;
- мультимедийный диапроектор;
- интерактивная доска.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Игра «Подари тепло другу»
(Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладошки, а другой накрывает их своими ладошками).
— Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему соседу, но так ласково и нежно, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождает нас сегодня на уроке.
II. Актуализация знаний.
1. Просмотр фильма(учитель читает стихи о временах года).
Фильм
Льдом закована река в крепкие оковы,
И пришел издалека к нам мороз суровый.
За окном звенят капели, первоцветы зацвели.
С юга прибыли в апреле гуси, утки, журавли.
Вот и лето подоспело, зеленью леса одело.
Выросли грибы в бору, комары звенят в жару.
Птичьи стаи в октябре полетели к югу.
Там тепло, там в декабре не закружит вьюга.
Вновь декабрь к нам приходит, он снежинки хороводит.
К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся.
— Скажите, что вы увидели в фильме? (картины природы, весну, осень, зиму, лето и т.д.)
— А осень, зима, весна, лето – что это? (времена года)
— Молодцы, а сейчас я хочу проверить, как вы знаете времена года.
2. Работа в группах.
2.1. Создание мини — проекта.
— Каждая группа составляет свою композицию – кусочек природы каждого времени года! Если вы хотите, что-то добавить к картинкам из набора, дорисуйте это цветными карандашами.
(У каждой группы свое время года и свой набор, из которого дети собирают композицию и наклеивают ее на лист бумаги).
2.2. Защита проекта.
Каждая группа выступает со своим проектом и защищает свои времена года (Это лето, потому что природа оделась в зеленый наряд, много цветов, ярко светит солнышко и т.д.). Проекты детей помещаются на доску.
— Ребята, я тоже бы хотела принять участие в проекте, и сделала солнышко, чтобы наша композиция была яркой и солнечной. А солнышко за вашу хорошую работу дарит вам свои частички тепла, за то что все группы выполнили работу верно, хотя были ловушки (Учитель раздает ученикам желтые кружочки).
III. Постановка проблемы.
— Дети, а какое сейчас время года? (Весна) – помещаю Землю на доску.
— А как вы думаете, всегда ли будет весна? (Нет).
— Как можно назвать явление, когда весну сменяет лето, а за летом следует осень, за осенью же приходит зима? (Смена времен года)
— А отчего зависит смена времен года? (От солнышка, Земля крутится вокруг Солнца и т.д.)
— Запомните, пожалуйста, все ваши ответы. Проверим ваши предположения позже.
Физкультминутка
Наши тонкие цветки, Вот и бабочка проснулась,
Распускают лепестки. Улыбнулась,потянулась.
Ветерок чуть дышит, Раз, два, три, четыре, пять…
Лепестки колышет. Будем мы весну встречать!
IV. Совместное открытие знаний.
— Давайте, послушаем, а что о смене времен года думают герои сказки Н. Сладкова «Почему год круглый».
4.1. Инсценировка отрывка сказки.
ДУБ: Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!
ЕЛКА: Нет, друзья, ведь всем известно, что мы елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?
СОЛНЦЕ: Потому год круглый, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год!
— Ребята, кто из героев прав? (Солнце)
— А почему? (Земля вращается вокруг Солнца)
- Да, Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки и совершает один оборот за 365 или 366 дней.(Показать движение Земли на схеме).
4.2.Проведение опыта.
- Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времен года.
— Мне нужен помощник. Аня будет солнышко (ученица держит фонарик), а свет от фонарика его лучами.
1. Прямое направление света фонарика на глобус.
— Что напоминает след фонарика? (Пятно)
— Какое оно по форме? (Круглое)
— А как оно освещено? (Ярко)
2. Наклонное направление света фонарика на глобус.
— Аня, а теперь наклони фонарик.
— Какой формы стало пятно? (Овальное)
— Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)
— А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).
Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.
- Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!
- Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!
4.3.Работа по учебнику
— Отчего еще зависит смена времен года вы узнаете из учебника. Прочитайте статью на с. 58 самостоятельно, приготовьтесь отвечать на вопросы.
— Что нового вы узнали из статьи в учебнике? (Земля имеет наклон).
— Куда смотрит ось Земли? (На Полярную звезду).
- Смена времен года зависит от наклона Земли.
— Давайте вспомним, какие ответы мы давали в начале урока о смене времен года. Кто был прав?
Вывод.
— Мы с вами много поработали, много услышали, увидели. Кто же скажет, почему после зимы приходит весна, после весны – лето, после лета – осень!
— Давайте вспомним,какие ответы мы давали в начале урока о смене времени года?
— Кто был прав?
— Вспомним нашу сказку – что сказало солнышко о смене времен года ?
Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.
— Какой вывод мы сделали после проведения опыта?
Смена времен года зависит от направления солнечных лучей.
— Что узнали из учебника?
- Смена времен года зависит от наклона оси Земли.
V. Формулировка темы.
— Как бы вы сейчас сформулировали тему нашего урока? (Смена времен года).
Идет фильм, учитель говорит: Слайды
— И это будет происходить из года в год! Четыре времени года переходят друг в друга не сразу. Зима в весну, весна в лето, лето в осень перетекают постепенно, незаметно. Год за годом, круг за кругом – так движется ЖИЗНЬ! Жизнь на Земле, жизнь страны, наша с вами жизнь!
VI. Первичное закрепление знаний.
— Сейчас я проверю, все ли слушали внимательно и поняли, отчего зависит смена времен года.
Выполнение проверочной работы (викторины) на интерактивной доске. Слайды
МОЛОДЦЫ!
VII. Рефлексия. Слайды
- Все есть в нашем проекте: из жаркого лета мы можем отправиться в прохладу осени. Каждый из нас по своему воспринимает времена года, кто-то по приметам, кто-то по настроению. Если бы вам сейчас представилась возможность переместиться в созданные вами уголки времен года, где бы вы хотели оказаться? В какое время года попасть?
— Возьмите ваши солнышки и приклейте его по своему настроению. Тот, кто смог услышать звуки природы, тех я поздравляю со счастливой встречей! Кому удалось узнать новые признаки своего времени года? Это замечательно!
— Как много солнышек поселилось … (назвать время года, где солнышек больше всего), но я думаю, что каждое время года заслуживает тепла от Солнышка!
— Ребята, мы очень много успели сделать на уроке. Как вы думаете почему? (Мы старались. Были дружными. Активными. Делали все вместе).
VIII. Домашнее задание.
— Расскажите своим родителям, почему происходит смена времен года.
— Сочините сказку на одну из тем: «Почему бывает лето?», «Почему бывает весна?», «Почему бывает зима?», «Почему бывает осень?».
Файлы: разработка открытого урока.docx
Размер файла: 36295 байт.