Автор конспекта:
Автор(ы): — Бондаренко Валентина Петровна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 9, учитель истории
Регион: — Ростовская нива
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее новообразование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 танцкласс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: — познакомить учащихся с наиболее яркими страницами воинской истории донских казаков; развивать умения работы с картой, схемой, единообразно выражать свою мысль; воспитать смак любви и уважения к своей Родине на основе героического примера наших предков.
Тип урока: — Комбинированный назидание
Используемые учебники и учебные пособия: —
Самарина Н.В., Витюк О.Г. "История донского края"
Используемое оборудование: —
карта, схема, презентация, экран, проектор, компьютер
Краткое описание: — Урок о воинской славе и военных походах донских казаков. Учащиеся показывают театрализованное представление, работают в группах, анализируют увиденное.
Ребята наш назидание посвящен воинской славе донских казаков. Основная дилемма урока: определить на чем основаны казачьи победы.
Давайте послушаем исповедание ученицы нашего класса Фоминой Оли обо истории зарождения донского казачества.
История происхождения казаков пред настоящего времени составляет в одиночку из неразрешимых вопросов.
Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и пред настоящего времени чтобы истории представляют счета нет неизвестного.
Недостаток летописных источников, будто российских действительно и зарубежных, не позволяет несомненно определить год зарождения донского казачествакак самостоятельной, вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности.
Сообщения древних историков и географов позволяют исчислить историю казаков больше чем двадцатью веками.
Имя казаков в разных вариациях -Коссахи, Косакос, Касаги, Касочи – встречается у греков, в русских летописях, в тюрских источниках. «Коссахи» в переводе с языка скифов знать «белые сахи», разве «Белые Олени»,- прозвание скифского племени, оттого у казаков в гербе белоголовый олень, раненый стрелой.
Но подо названием «казак» у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия.
У персов подо словом сказать «казак» разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной.
По персидски «газа» и от сюда «газак».
У арабов арготизм «казак» означало всадники.
По монгольски «казах» разве «казак» означало – широкий воин, горящий отделенно в палатке или, по другому понятию – броня, защита и беспросыпный защита по охране границ, разве боевой страж.
В числе разнообразных определений идея «казак»- наиболее видно отражает его замысел – это «вольный человек».
Учитель: Кто же мог корпуленция казаком?
Ученик: Их сообщества однообразно пополнялись пришлыми людьми. Если пришлыйчеловек показывал себя достойным воином в нескольких сражениях, то он и его ребятишки становились казаками. Поэтому корпуленция казаком мог и татарин, и турок, и русский, и калмык, и поляк, и немец.
Учитель: Какими же особыми качествами обладали казаки? Давайте на основе пословиц, поговорок создадим зрак казака.
На доске горельеф казака, ребятишки находят пословицы и определяют о каком из казачьих качеств говорится в пословице.
Смелый Пословицы:
Сильный -В чистом пожнивье казачина завсе на воле .
Хитрый -Враг наглеет, угу и казачина не робеет.
Терпеливый -Где вольная станица, там казачина и гнездится.
Вольный -Доброе кружок милее богатства.
Дружелюбный -Терпи казачина – атаманом будешь.
Трудолюбивый -Кто смелый на коня сел.
Выносливый -Казаку имя донская сторона.
Любящий Родину, Родной край, Дон. –Уговор получше чем спор.
-Друг с малолетства, милее наследства.
Сценка: «Поездка на ярмарку».
Давайте вспомним какому органу принадлежала владычество на Дону. (Какие функции выполнял?)
Войсковойкруг.
— Прием послов. Вопросы войны и мира. Отправкапосольства в Москву. Походы после зипунами.
Земельные вопросы. Прием в казаки.
Заключение договоров с соседями. Выбор атамана.
Дележ добычи и жалования. Суд надо преступниками.
Строительство городов. Вооружение и приуготовление
пополнения.
— — Учитель: Покажите на карте где-нибудь селились казаки.
Учитель: Как передавалась казакам военная наука?
Ученик: Она передавалась от отца к сыну, от дед к внуку.
Учитель: Что вы ведомо о военных приемах донских казаков?
Ученик: Нам известно, несомненно в ступень Азовского осадного сидения казаки использовалимножество боевых приемов, но одну из них была «Лава».
— «Лава» — это боевое выстраивание казачьего пятисотенного божница в лаву. Три сотни – лава, двум – на флангах. В случае удачи противника мгновенноохватывают с флангов, в случае неудачи флангирующие сотнинаносят отрывающий удар, давая трем сотням год уйти и перестроиться.
— Самое главное, несомненно казаки умели перестраиваться в лаву после считанные минуты и на полном скаку.
Учитель: Послушайте ксения и скажите о каком периоде казачьей истории рассказывается в нем.
— Минуя грозных стен Азова,
Подняв косые паруса,
В тот разве другой однажды смотрели снова
Вы на чужие небеса?
В тот разве другой однажды в открытом море
С уключин унос чужую кровь,
Несли вы затем погибель и горе
В мара турецких берегов.
Но и среди вас не видел многих
В пути обратном атаман,
Когда меж берегов пологих
Ваш возвращался караван.
Кадет: Я хочу рассказать о военном приеме казаков, тот разве другой назывался «Вентерь».
Втянутый в стычку ненавистник атакуется с флангов. Сам возле этом, будто правило, разве атакует пустоту, разве натыкается на артиллерийскую батарею, непосредственно на залп.
Военный прием казаковВентерь.
Данный тактический прием рассчитан на заманивание противника с помощью имитации бегства в локальность скрытого расположения другого казачьего отряда (балка, овраг) и непредвиденный дуплет по врагу с охватом его по флангам и с тыла. Для сей маневра казаки растягивались по фронту пред 1-1,5 км.
Казачьи отряды были безмала неуловимы чтобы противника. В случае внушительный чтобы них опасности они шибко рассыпались по местности и искусно маскировались, используя рельеф.
Практическая служба с текстами.
Задание группам.
I гр. В предложенном отрывкенайти положения ,описывающие боевой уклад казаков. Стр.82. МП.
II гр. Выберите из отрывка практические знания, которые помогали казакам в XVII веке выживать в суровых условиях военных походов. Стр.92. МП.
III гр. На основе изучения отрывка из документа, составленного иностраннымсовременникомсобытий, определите:
А) несомненно не запрещалось делать донских казакам центральной властью (не менее 3-х примеров.
В) благодаря тому центральной власти было выигрышно поддерживать добрые отношения с казачеством (не менее 3-х причин). Стр.29. МП.
Если останется год сноска стр.84 МП.
Что из устоев жизни казачества 17 века вы взяли бы в наши дни, угу от почему отнюдь советовали бы отказаться.
Слово экспертам:
Учитель: Мы нонче познакомились с военными традициями донских казаков. О их подвигах оставили высказывания знаменитые люд А.В.Суворов, Л.Н.Толстой, А.Н. Радищев.
Сейчас вы живете на этой земле. Вам потомкам донских казаков беречь, охранять Донскую землю. Поэтому будьте достойны чести и славы своих предков.
Кадеты: «Служим Вере, Дону и Отечеству».
Файлы: Бондаренко Воинская слава.doc
Размер файла: 43520 байт.