Автор конспекта:
Автор(ы): — Солодилова В.К.
Место работы, должность: — МОУ-СОШ р.п. Пушкино, учитель
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: — Дать знания о заповедниках, заказниках, национальных парках. Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формирование понимания необходимости охраны природы.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
карта «Экологические проблемы»,картины заповедников
компьютер, проектор
Используемые ЦОР: —
презентация к уроку
Краткое описание: — Девиз: Кто же, если не мы? Когда же, если не сейчас? (Слайд1) План урока 1. Надо ли охранять природу? (слайд 2) 2. Зачем? 3. От кого и для кого? 4. Каким образом?
I Повторение изученного
Учитель: На эти вопросы мы попытаемся ответить в течение урока. На прошлом уроке мы познакомились с растительным и животным миром России. Давайте вспомним, о чём мы говорили.
Ответы на вопросы
1. Какое растительное сообщество занимает самую большую площадь? лесное
2. Какая порода дерева в России самая распространённая? лиственница
3. Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница? корни не уходят глубоко в мерзлоту, новые корни растут выше предыдущих, не требовательна к плодородию почв.
4. Как приспособились к среде обитания животные степей? гнёзда птиц на земле, грызуны обитают в норах, а крупные животные живут стадами, укрыться негде, важно раньше заметить хищника, некоторые впадают в зимнюю спячку, или делают запасы корма.
5. Какие факторы влияют на разнообразие флоры и фауны? климат, почвы, рельеф, геологическая история территории влияет на разнообразие флоры и фауны.
6. Почему животные лесов не собираются в стада как животные степей или тундры? Стаду лосей труднее скрыться в зарослях елово-пихтовой тайги, в тайге не бывает ветра, поэтому не надо согревать друг друга, прижимаясь телами.
7. Какому закону подчиняется размещение растительного и животного мира? Размещение растительного и животного мира подчиняется закону широтной зональности и высотной поясности.
Учитель: И в заключении выполните тестовое задание на печатных листах (слайд 3)
1. По видовому составу богаче:
а) мир растений
б) мир животных
2. Среди представителей животного мира по видовому составу богаче:
а) насекомые
б) рыбы
в) земноводные
3. Найдите ошибку.
Основными типами растительности России являются:
а) тундра
б) степи
в) леса
г) луга
4. Царством пресмыкающихся является:
а) тундра
б) пустыня,
в) степь
г) леса
5. В какой части России растут светлохвойные леса:
а) на Русской равнине
б) в Восточной Сибири
в) на Западно-Сибирской равнине
6. В каком природном сообществе животные распределены по ярусам:
а) в степи
б) в тайге
в) в тундре
7. Какое дерево является образным символом России:
а) липа
б) берёза
в) дуб
8. Назовите символ животного мира России:
а) медведь
б) лиса
в) заяц
9. Искусственно привнесены в нашу фауну:
а) лось
б) кабан
в) ондатра
Проверь себя! (Слайд 4)
Учитель: Невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых. А вы не задумывались над тем, какую роль в жизни нашей планеты играют живые организмы? Давайте вместе ответим на этот вопрос.
1. Испарение влаги( 1га березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день)
2. Газообмен
3. Образование и обогащение почвы
4. Образование горных пород
5. Снегозадержание
6. Распространение семян и плодов растений
7. Защита почвы от эрозии (слайд 5)
Обобщив всё вышесказанное, мы можем сделать вывод о роли живых организмов в жизни Земли.
Учитель: Есть среди животных и растений вредные насекомые, грызуны, кровососущие, растения-сорняки, те, кто по-нашему мнению не приносит никакой пользы. Так ли это?
Ученик: Я думаю, в природе нет вредных организмов. Комары, например, нам не нравятся, но личинками комаров (мотылём) питается рыба. Хищные птицы истребляют вредных грызунов и т.д.
Учитель: Всегда нужно помнить о многочисленных связях, существующих в природе. Каждый из обитателей планеты выполняет свою роль.
Все-все на свете нужны
и мошки не меньше нужны, чем слоны
нельзя обойтись без чудищ нелепых
и даже без хищников злых и свирепых
нужны все на свете, нужны все подряд
кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие делишки у кошки без мышки,
у мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Учитель: Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности. Это биологические ресурсы. (слайд6)
Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира. (слайд 7)
-Что дают человеку растения?
Ученик: Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Ещё люди используют плоды дикорастущих растений- ягоды, орехи, фрукты, грибы.
Ученик: Луга, пастбища, сенокосы- это кормовая база животноводства.
Ученик: Многие растения являются сырьём для производства лекарств, например, подорожник, зверобой, мать- и- мачеха, Иван-чай.
Ученик: Леса дают человеку древесину, химическое сырьё.
Ученик: А ещё это места отдыха для людей. (слайд 8-9)
Учитель: А что получает человек от животных? Назовите ресурсы животного мира.
1. Охотничье-промысловые (мех, мясо, шкуры, сырьё для лекарств, удобрений, пернатая дичь)
2. Рыбные ресурсы
Учитель: Теперь мы можем сделать вывод о роли биологических ресурсов в жизни человека. Вывод: Роль живых организмов в жизни человека огромна, биологические ресурсы – это жильё, пища, одежда, лекарство, зоны отдыха.
Учитель: Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут, т.к. увеличивается численность населения, возрастает потребность людей. С глубоким сожалением можно сказать, что любое взаимодействие человека с природой сопряжено с увеличением пресса на окружающую среду. Задумайтесь над таким фактом: из огромного количества ресурсов, которые изымаются для производственных целей, только 2% их превращаются в конечный продукт! А остальные просто выбрасываются. Антропогенное воздействие на флору и фауну обусловливает снижение численности, и даже уничтожение особенно редких и исчезающих видов. Что же является причинами такого сокращения? Вы уже знаете, что одной из таких причин является загрязнение природы человеком. А каковы же основные факторы, приводящие к сокращению и исчезновению видов. Главная причина – глобальное и локальное изменение условий существования, разрушение и засорение естественных мест произрастания растений и обитания животных. На дом вы получили задание – подобрать примеры негативного воздействия человека на природу.
Ученик: Забывчивый охотник на привале
не растоптал, не разметал костра
И он ушёл, а ветки догорали
и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы
И ожил вдруг потухнувший костёр
И сыпля искрами посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр( слайд 10)
Учитель: Каков итог безответственного поведения охотника?
Ученик: Пожар уничтожил лес.
Ученик: На вездеходах ездят браконьеры
На самый красный, на запретный цвет,
Не для святых, для воровских побед
Минуя все кюветы и барьеры
Страхуя твердо, всё на свете зная
Уверенный преступник не дрожит:
Как лося или стерлядь потрошит.
Ученик: В Волгоградской области у рыбаков было изъято 9 тонн рыбы, из них 4,4 т осетра, 90кг икры. Задержали 1250 браконьеров. А ещё строительство плотины на Волге нарушило пути движения рыбы на нерест. Это ущерб рыбному хозяйству.
Ученик: Во время освоения целинных земель распахивались огромные территории, где всегда селились степные птицы-дрофы. Их численность сократилась, т.к. была нарушена среда их обитания.
Ученик: Очень часто по телевизору сообщают об аварии танкеров, которые перевозят нефть. Я знаю, что нефть покрывает перья морских птиц и они теряют способность сохранять тепло. Птицы гибнут. (Слайд) 11
Ученик: На берегу самого чистого озера Байкал построены ЦБК. Комитет ЮНЕСКО обратился к России с призывом прекратить работу ЦБК, т.к. воды озера загрязняются химическими отходами.
Учитель: Мы перечислили лишь некоторые поступки человека, которые влекут за собой гибель животных и растений. Значит, человек совершает преступление? По отношению к природе мы назовём их экологическими преступлениями. (слайд 12, 13, 14) Любое преступление наказуемо. Давайте откроем УК РФ (слайд 15)
Учитель: Здравствуйте, друзья! Здравствуйте, леса, поля, птицы и звери! Если бы вот так человек приветствовал каждый день всё, что его окружает, может быть, тогда не исчезли бы те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим. Знаете ли вы о них? На экране «Исчезнувшие с лица Земли» (сообщения детей) слайд 16-20
Учитель: (слайд21) «Исчезающие..»Из 350 видов млекопитающих 67 уже исчезли, из710 видов птиц107 уже исчезли, под угрозой исчезновения находятся 11 видов растений и 4 вида амфибий. Многие из них занесены в Красную книгу.
Сообщение уч-ся о Красной книге. Красная книга, красная
Значит природа в опасности
КРАСНАЯ КНИГА, название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга содержит документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году и выпускается поныне. В СССР Красная книга была учреждена в 1974 году. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Красная книга должна издаваться не реже, чем один раз в десять лет. В 2000 году при активном участии Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова Российской академии наук в свет вышло очередное издание Красной книги России. В 1996 году Красная книга вышла в Саратовской области.
Учитель: В списках Международной Красной книги встречаем такие названия животных и растений: (слайд 22-23) Амурский тигр, стерх, зубр, степной шмель, и в списках Красной книги Саратовской области читаем: жук-олень, куропатка, дрофа, страусник и другие –всего 541 наименование. (слайд 24)
Учитель: Наверное, наступил момент, когда надо ответить на вопросы, прозвучавшие в начале урока. (слайд 25)
Надо ли охранять природу?
Ученик: Дерево, трава и птица не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни
Ведь сколько исчезло с планеты зверья, растений?
И это восполнить нельзя!
И если теперь не спасти нам остатки,
То завтра проснёмся в Сахаре, вот так-то!
Учитель: Зачем?
Ученик: Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу.
Лететь в одном полёте.
Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте наши души все вместе сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Учитель: От кого?
Ученик: От человека и его необдуманных действий. Раньше человек боялся природы, а теперь природа боится человека. Не случайно в одном из зоопарков мира на стене пустой клетки висит зеркало и табличка с надписью «Самый страшный зверь». Чтобы человек задумался над своим отношением ко всему живому.
Учитель: Для кого?
Ученик: И нам беречь природу надо для тех, кто будет после нас.
Не требуя взамен награды и на затраты не скупясь.
Учитель: Но если только пополнять список Красной книги названиями редких животных и растений, то результата положительного в спасении их мы не получим. Чтобы сохранить для будущих поколений часть исчезающей флоры учёные Скандинавских стран построили на одном из островов архипелага в Северном Ледовитом океане склад. Он находится в заброшенной шахте. Там хранятся семена растений этих стран. Семена находятся в стеклянных и стальных контейнерах, где температура равна -3,7 0 С. И если какое-либо растение исчезнет его можно восстановить. А что для восстановления исчезающих видов делается в России? Пришло время ответить на главный вопрос урока. Каким образом сохранить животных и растения?
В 1995 году в России был принят закон «Об особо охраняемых территориях». Что это такое? (слайд 26)
Что же относят к ООПТ? За помощью обратимся к таблице (Слайд 27-33)
3. Национальные парки
4. Памятники Всемирного наследия
5. Биосферные заповедники
6. Заповедники
7. Заказники
Учитель: Найдите эти территории на карте атласа. ( слайд 34) «Особо охраняемые территории». Видите как много на карте значков. Человек обратил, наконец, внимание на проблему охраны биологических ресурсов. Благодаря организации охраны природы и созданию всех видов ООПТ людям удалось восстановить численность исчезающих видов животных, таких как сайгак, зубр, бобр, калан и других. Сокращение приостановлено, но потребуется ещё много времени и кропотливой работы, прежде чем эти виды будут исключены из списков Красной книги.
Природа ещё раз испытывает нас на разумность. И вам придётся исправлять наши промахи, ошибки, наше недомыслие. Как? Я думаю, теперь вы это знаете. И может быть, тогда уберут из клетки зеркало и снимут табличку. А закончить урок мне бы хотелось четверостишием:
О, человек, что значишь ты
Без трав, без птиц?
И без пчелы в цветах дрожащих?
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Вгрызаясь в горные породы,
О, человек, венец природы!
Что без природы твой венец?
Учитель: На следующем уроке мы посмотрим видеофильм о заповедниках России, Саратовской области и подробно познакомимся с их обитателями.
Д/З Подготовить презентацию об ООПТ (по выбору учащихся) (слайд 35)
Файлы: биолог ресурсы.ppt
Размер файла: 6295552 байт.