Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубова Е.Н., Олексенко Т.Н.
Место работы, должность: —
Дубова Е.Н.- учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области
Олексенко Т.Н.- учитель музыки ГОУ СОШ №980 Г.Москваучитель музыки МБОУ СОШ №2 г.учитель музыки уучитель музыки МБОУ СОШ №2 г.
Регион: — Владимирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.
Есть такое замечательное понятие—интегрированные уроки. Это даёт нам полное право расширить границы своего предмета и смело соприкоснуться с изобразительным искусством, литературой и другими предметами.
Свою работу мы посвящаем нашей маме, более сорока лет преподававшей русский язык и литературу в школе, научившей нас бережно относиться к литературному тексту и читать «между строк».
Одним из примеров такого подхода к изучению литературного произведения является знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.
Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации
к повести А.С.Пушкина «Метель»
Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:
В учебнике Г.П.Сергеевой «Музыка» 6 класс даётся разбор этого произведения в традиционной последовательности.
А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В.Федосеева в концертном зале имени П.И.Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация В.Федосеева (а именно—определённый порядок номеров) наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:
Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности – Г.П.Сергеева пишет, что « события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в 1811-1812 годах…». А теперь обратимся к А.С.Пушкину. События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: « … смерть и три года сетований…». Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!). Кроме того, Г.В.Свиридовым написанодевять музыкальных иллюстраций,а не семь, как пишет Г.П.Сергеева. Пьесы «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога» несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии содержания и идеи повети А.С.Пушкина.
Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы «Тройка», «Весна и осень», « Пастораль» описываются лишь как картины природы, «Вальс» и «Романс» — бытовые жанры, «Марш» — только как образ героев России.
Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно «увидеть» (услышать- представить) ушами и прочувствовать сердцем.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Г.П.Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
…………………………………..
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Жуковский
Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».
Этот литературный отрывок и музыка Свиридова даютхарактеристикурусской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и «виновница» всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума :
«Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…»
Второй номер этой сюиты называется «Пастораль».
Пастораль в переводе с латинского означает «пастушечий». Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Вспомните, как начинается повесть:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу».
Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
Разговор о «Вальсе» Г.П.Сергеева начинает так:
«Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!… Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…».
Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.
С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте вслушаемся в музыку Свиридова.
В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.
«Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.
Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.
У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием «Метель». Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Всё безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. («Тройка»)
Четвертым фрагментом («Венчание») композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?
Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. « Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею, Нас обвенчали. «поцелуйтесь, — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: «Ай. Не он! Не он!» и упала без памяти».
Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос – почему минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на мысль о счастливом конце повести.
А, на наш взгляд, всё дело в том, что Г.В.Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноимённого мажора.
Середина цикла – это яркий жизнерадостный «Марш». Обратимся к учебнику Г.П.Сергеевой : «Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!» Так описана в повести «Метель» победа над Наполеоном.
В другом сочинении А.Пушкина – в романе «Евгений Онегин» звучат такие слова:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоееный,
Москвы коленноприклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В пьесе «Марш» ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России.
Мы позволим себе вновь не согласиться с автором учебника. На наш взгляд, Г.В.Свиридов проиллюстрировал другие строки А.С.Пушкина:
«Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура!
И в воздух чепчики бросали.»
В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.
Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?».В музыке «Марша» на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…
С настроением пушкинских строк и музыкой Г.Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!..
В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П.Сергеевой пьеса «Весна и осень» трактуется просто как картина природы.
Давайте вновь обратимся к Пушкину –«… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для неё. Соседи, узнав обо всём, дивились её постоянству».
Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется «Весна и осень». Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придёт в её сердце!
Напомним, что в своём учебнике Г.П.Сергеева пишет: «Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл «романс без слов», подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры».
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей «Романс» можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.
Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, — сказал Бурмин, — я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…» — « она всегда существовала, — прервала с живостью Марья Гавриловна, — я никогда не могла быть вашею женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. « Я женат, — продолжал Бурмин, — я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту. Над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
А далее следуют два номера, о которых не упоминает Г.Сергеева, но которые очень важны для создания целостного образа!
Восьмой номер иллюстраций называется «Отзвуки вальса».
Интонационно он похож на «Вальс», но звучит эта музыка совершенно по-другому… Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса«Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь — это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска……
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.
Закончить нашу работу мы хотим всё-таки цитатой из учебника Г.П.Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – « Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет».
Дубова Елена Николаевна– учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области
Олексенко Татьяна Николаевна–учитель музыки ГОУ СОШ №980 г. Москвы.
Файлы: palat Romanov.rar
Размер файла: 3337450 байт.