Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубова Е.Н., Олексенко Т.Н.

Место работы, должность: —

Дубова Е.Н.- учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области

Олексенко Т.Н.- учитель музыки ГОУ СОШ №980 Г.Москваучитель музыки МБОУ СОШ №2 г.учитель музыки уучитель музыки МБОУ СОШ №2 г.

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.

Есть такое замечательное понятие—интегрированные уроки. Это даёт нам полное право расширить границы своего предмета и смело соприкоснуться с изобразительным искусством, литературой и другими предметами.

Свою работу мы посвящаем нашей маме, более сорока лет преподававшей русский язык и литературу в школе, научившей нас бережно относиться к литературному тексту и читать «между строк».

Одним из примеров такого подхода к изучению литературного произведения является знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.

Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации

к повести А.С.Пушкина «Метель»

Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:

  • Тройка, 2. Вальс, Весна и осень, 4. Романс, 5. Пастораль, 6. Военный марш, 7. Венчание,
  • 8. Отзвуки вальса, 9. Зимняя дорога
  • В учебнике Г.П.Сергеевой «Музыка» 6 класс даётся разбор этого произведения в традиционной последовательности.

    А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В.Федосеева в концертном зале имени П.И.Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация В.Федосеева (а именно—определённый порядок номеров) наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:

  • Тройка
  • Пастораль
  • Вальс
  • Венчание
  • Марш
  • Весна и осень
  • Романс
  • Отзвуки вальса
  • Зимняя дорога
  • Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности – Г.П.Сергеева пишет, что « события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в 1811-1812 годах…». А теперь обратимся к А.С.Пушкину. События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: « … смерть и три года сетований…». Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!). Кроме того, Г.В.Свиридовым написанодевять музыкальных иллюстраций,а не семь, как пишет Г.П.Сергеева. Пьесы «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога» несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии содержания и идеи повети А.С.Пушкина.

    Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы «Тройка», «Весна и осень», « Пастораль» описываются лишь как картины природы, «Вальс» и «Романс» — бытовые жанры, «Марш» — только как образ героев России.

    Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

    Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно «увидеть» (услышать- представить) ушами и прочувствовать сердцем.

    Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Г.П.Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

    Кони мчатся по буграм,

    Топчут снег глубокой…

    Вот, в сторонке божий храм

    Виден одинокий.

    …………………………………..

    Вдруг метелица кругом;

    Снег валит клоками;

    Черный вран, свистя крылом,

    Вьется над санями;

    Вещий стон гласит печаль!

    Кони торопливы

    Чутко смотрят в темну даль,

    Воздымая гривы…

    Жуковский

    Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:

    «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

    Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

    Этот литературный отрывок и музыка Свиридова даютхарактеристикурусской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и «виновница» всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума :

    «Любить, так любить.

    Гулять, так гулять.

    Стрелять, так стрелять…»

    Второй номер этой сюиты называется «Пастораль».

    Пастораль в переводе с латинского означает «пастушечий». Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

    Вспомните, как начинается повесть:

    «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу».

    Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

    Разговор о «Вальсе» Г.П.Сергеева начинает так:

    «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!… Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…».

    Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.

    С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте вслушаемся в музыку Свиридова.

    В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.

    «Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

    И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

    Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

    У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием «Метель». Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Всё безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. («Тройка»)

    Четвертым фрагментом («Венчание») композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?

    Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. « Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею, Нас обвенчали. «поцелуйтесь, — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: «Ай. Не он! Не он!» и упала без памяти».

    Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос – почему минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на мысль о счастливом конце повести.

    А, на наш взгляд, всё дело в том, что Г.В.Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноимённого мажора.

    Середина цикла – это яркий жизнерадостный «Марш». Обратимся к учебнику Г.П.Сергеевой : «Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!» Так описана в повести «Метель» победа над Наполеоном.

    В другом сочинении А.Пушкина – в романе «Евгений Онегин» звучат такие слова:

    Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоееный,

    Москвы коленноприклоненной

    С ключами старого Кремля:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    В пьесе «Марш» ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России.

    Мы позволим себе вновь не согласиться с автором учебника. На наш взгляд, Г.В.Свиридов проиллюстрировал другие строки А.С.Пушкина:

    «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура!

    И в воздух чепчики бросали.»

    В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.

    Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?».В музыке «Марша» на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

    С настроением пушкинских строк и музыкой Г.Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

    Вы, чьи широкие шинели

    Напоминали паруса,

    Чьи шпоры весело звенели

    И голоса,

    И чьи глаза, как бриллианты,

    На сердце вырезали след, —

    Очаровательные франты

    Минувших лет!

    Одним ожесточеньем воли

    Вы брали сердце и скалу, —

    Цари на каждом бранном поле

    И на балу.

    Вас охраняла длань Господня

    И сердце матери. Вчера —

    Малютки-мальчики, сегодня —

    Офицера!

    Вам все вершины были малы

    И мягок — самый черствый хлеб,

    О, молодые генералы

    Своих судеб!..

    В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П.Сергеевой пьеса «Весна и осень» трактуется просто как картина природы.

    Давайте вновь обратимся к Пушкину –«… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для неё. Соседи, узнав обо всём, дивились её постоянству».

    Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется «Весна и осень». Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придёт в её сердце!

    Напомним, что в своём учебнике Г.П.Сергеева пишет: «Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл «романс без слов», подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры».

    Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей «Романс» можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.

    Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

    Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, — сказал Бурмин, — я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.

    Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

    Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…» — « она всегда существовала, — прервала с живостью Марья Гавриловна, — я никогда не могла быть вашею женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

    Четвертое проведение темы. « Я женат, — продолжал Бурмин, — я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

    Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту. Над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

    -Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?

    Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

    Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…

    В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?

    А далее следуют два номера, о которых не упоминает Г.Сергеева, но которые очень важны для создания целостного образа!

    Восьмой номер иллюстраций называется «Отзвуки вальса».

    Интонационно он похож на «Вальс», но звучит эта музыка совершенно по-другому… Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

    Завершает музыкальные иллюстрации пьеса«Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь — это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

    Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

    Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

    На печальные поляны

    Льет печально свет она.

    По дороге зимней, скучной

    Тройка борзая бежит,

    Колокольчик однозвучный

    Утомительно гремит.

    Что-то слышится родное

    В долгих песнях ямщика:

    То разгулье удалое,

    То сердечная тоска……

    Ни огня, ни черной хаты,

    Глушь и снег…. Навстречу мне

    Только версты полосаты

    Попадаются одне…

    Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

    Закончить нашу работу мы хотим всё-таки цитатой из учебника Г.П.Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – « Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет».

    Дубова Елена Николаевна– учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области

    Олексенко Татьяна Николаевна–учитель музыки ГОУ СОШ №980 г. Москвы.

    Файлы: palat Romanov.rar
    Размер файла: 3337450 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология