Автор конспекта:
Автор(ы): — Тахмезова Н.М.

Место работы, должность: — учитель математики, МОУ Лицей 7

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Образовательная: проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с десятичными дробями.

Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с астрономией.

Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 29

Используемые учебники и учебные пособия: —

-

Используемая методическая литература: —

-

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: —

-

Краткое описание: — урок повторения и закрепления знаний по темам “Сравнение десятичных дробей”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число”.


Урок математики в 5-м классе по теме: "Действия с десятичными дробями"

Тахмезова Наталья Михайловна
учитель математики, МОУ " Лицей № 7", г. О.Электросталь

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по темам “Сравнение десятичных дробей”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число”.

Цели:

Образовательная: проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с десятичными дробями.

Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с астрономией.

Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” (Приложение 1 ), аудиофайл с музыкой космоса (Приложение 2 ).

Ход урока:

I. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы и проверим свои знания и умения по выполнению изученных нами действий с десятичными дробями.

Презентация. Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.

Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

Оформление тетрадей.

II. Актуализация знаний по теме “Сравнение десятичных дробей”.

Учитель: Проверим готовность к путешествию. Выполним графический диктант. В случае согласия с утверждением проведите горизонтальную черту _ , в противном случае – уголок U .

У доски с обратной стороны выполняют работу 2 человека.

Диктант:

1. Ученики 5”б” класса могут записать любое смешанное число или любую обыкновенную дробь в виде десятичной. Пояснение при проверке: смешанные числа и обыкновенные дроби, в знаменателе которых разрядная единица 10, 100, 1000 и т.д.

2. В десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра. Пояснение при проверке: числитель дробной части должен иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе.

3. Прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой. Пояснение при проверке: при этом десятичные дроби сравнивают как натуральные числа; второй способ – сравнение по разрядам.

4. Чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно выполнить алгоритм, в котором 4 шага. Пояснение при проверке: 1. Уравнять количество знаков после запятой, 2. записать в столбик запятая-под запятой. 3. Сложить/вычесть как натуральные числа. 4. Поставить запятую под запятой.

5. При округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1. (Пояснение при проверке: увеличиваем на 1 при отбрасывании цифр 5-9.

6. Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, в которой слагаемые равны десятичной дроби, количество слагаемых – натуральному числу. Пример при проверке: 3,1? 3=3,1+3,1+3,1.

Проверка:

Оценивание работы на полях: “5” — 6 верных знаков, “4” — 4-5 знаков, “3” — 3 знака.

III. Проверка навыка сравнения десятичных дробей.

Учитель: Заправлены в планшеты космические карты.

Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.

Первый на пути – Меркурий.

Он первый от Солнца, с него и начнем,

Нет атмосферы и жизни на нем.

Презентация. Слайд 2. Демонстрация Меркурия.

На Меркурии мы повторим правила сравнения дробей. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).

Задание: в каждой из троек предложенных чисел выберите наибольшее. Запишите букву, соответствующую выбранному числу. Прочитайте слово. Время выполнения – 3 мин. По готовности поднимите руку.

Презентация. Слайды 3-9.

Б

П

Т

А

У

Я

19

18,3

18

С

З

В

12,2

14,2

10,28

В

Т

Ж

2,17

2,170

2,171

О

Е

Ы

9,08

9,0812

9,1

П

М

Н

0,5

0,005

0,05

Я

Ю

В

Проверка правильности выполнения задания.

Презентация. Слайд 10.

Ответ:

Объяснение случаев

Самооценка на полях: 1 ошибка- “4”, 2-3 ошибки – “3”.

Учитель: Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.

IV. Проверка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель: Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.

Какая это планета? Марс.

Презентация. Слайд 11. Демонстрация Марса.

На Марсе мы повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей. Задание будет таким. Вспомните алгоритм сложения/вычитания десятичных дробей, проверьте верность числовых неравенств на карточке 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны верные числовые равенства. Время выполнения задания – 4 мин. Готовность – поднятая рука.

Решение устно, вспомогательные записи выполните в тетради. 1 человек выполняет задание с обратной стороны доски, выполняя вычисления и закрашивая клетки на листе формата А4, прикрепленном на магнитах.

2,7+1,35=4,05

88,252–4,69=83,562

11,1–2,8=8,3

9,4–3,7=5,7

5–2,3=27

22,191+5,8=2224,9

4,1+2,9=7

16,78–5,45=11,33

7,4+2=9,4

Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?

Презентация. Слайд 12.

С – “Солнце”. Солнце — это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.

Презентация. Слайд 13.

Самооценка на полях: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”.

V. Проверка умения округлять десятичные дроби.

Учитель: Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет:

Скорость вращения Марса 24,1 км/с, скорость вращения Меркурия 47,9 км/с.

Запишите эти десятичные дроби, округлите их до единиц.

Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.

(48:24=2 –Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)

Проверка правильности решения. Повторение алгоритма округления десятичных дробей.

VI. Устная фронтальная проверка усвоения правила умножения десятичной дроби на целое число.

Учитель: Следующую планету нашего виртуального путешествия отгадать непросто. Для этого нужно вспомнить правило умножения десятичной дроби на целое число. Рассмотрите внимательно высказывания. Определите, истинны они или ложны. Зачеркните в карточке 3 буквы, связанные с ложными высказываниями. Из оставшихся букв составьте слово, обозначающее название планеты. Время выполнения – 5 мин., готовность – поднятие руки.

а

6,3·10=63

и

л

0,0057·100=57

л

я

0,563·10=563

л

т

0,6·6=0,36

л

в

7·0,02=0,14

и

н

1,1·8=8,8

и

р

1,24? 1000=1240

и

е

2,5·4=10

и

о

3,9·0=3,9

л

Т

В

Е

Т

Р

О

Е

Л

Н

Л

Я

А

Т

Презентация. Слайд 14. Демонстрация Венеры.

Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

VII. Эмоциональная пауза.

Звучит легкая космическая музыка (Приложение 2 )

Учитель: Снова отправляемся в открытый космос.

Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.

Презентация. Слайд 15. Демонстрация Земли.

VIII. Контроль усвоения знаний по теме “Умножение десятичной дроби на целое число”.

Учитель: В заключение урока решим в тетрадях задачу.

Задача. Луч света от Солнца распространяется со скоростью 300000 км/с. До Земли луч света доходит за 498,7 с. Найдите, на какое расстояние удалена Земля от Солнца.

Решение:

для нахождения расстояния необходимо скорость умножить на время.

498,7? 300000=149610000,0 (км)

Ответ: 149 млн 610 тыс. км.

IX. Подведение итогов урока:

Учитель: Какие действия с десятичными дробями повторили мы на уроке?

Что нового узнали сегодня?

Какая из планет вам запомнилась больше всего?

Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.

Презентация. Слайд 16. Демонстрация Солнечной системы.

Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

С рекордами планет Солнечной системы вы можете познакомиться на стенде “Информация для умников”, а также в энциклопедиях, на Интернет-сайтах.

В течение урока вы оценивали свои знания по теме “Действия с десятичными дробями”. Сейчас на основании самооценки поставьте себе оценку за урок. Дома повторите, пожалуйста, темы, которые вызвали у вас затруднение.

X. Домашнее задание.

Учитель: В тетради запишите расстояние от посещенных сегодня планет до Солнца.

1 колонка. Меркурий – 57,9 млн км.

2 колонка. Венера – 108,3 млн. км.

3 колонка. Марс – 227,7 млн. км.

Найдите время, за которое луч света дойдет от Солнца до каждой из этих планет. При решении задачи используйте некоторые данные классной работы.

Спасибо за работу.

Файлы: Урок математики в 5 для сайта.docx
Размер файла: 37407 байт.

Рубрики: Математика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология