Автор конспекта:
Автор(ы): — Мустафина А.Ф.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

1. Дидактическая: научить учащихся определять жанр произведения и анализировать текст.

2. Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, работать над сознательным, выразительным, правильным, беглым чтением.

3. Воспитательная: воспитать у учащихся уважительное отношение к окружающим людям.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь, в большой мир. – Москва: Баласс

Используемая методическая литература: —

Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь, в большой мир.» – Москва: Баласс (Методические рекомендации для учителя.)

Используемое оборудование: —

иллюстрации к сказке, карточки для словарной работы, записи на доске.

Краткое описание: — Урок по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа-2100"

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

– Ребята, если вы заметили в последнее время мы с вами на уроках чтения знакомилисьсо сказками. Определите, что такое сказка? (работа в группах)

Сказка – устное народное творчество, которому присуще волшебство, фантастика. В сказке участвуют несуществующие сказочные герои.

Но Борис Заходер, известный нам своими стихотворениями «Считалия», «Мохнатая азбука», определил ещё одно своеобразие сказок. Он говорит, что есть такие сказки, в которых ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. (с. 121).

– Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.

Прежде чем мы начнём изучать новую сказку, попробуйте отгадать загадки.

  • Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)
  • Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча.)
  • Значит, речь в нашей сказке будет идти о солнце и туче.
  • II. Решение учебной задачи.

    • Прочитайте заглавие сказки и автора (чтение заглавия сказки и автора.)
    • Кто будут герои произведения?
    • Солнце и туча.

    Задание 1.

  • рассматривания иллюстрации.
  • Есть, что-либо сказочное в иллюстрации художника? Почему?
  • Нет, потому что нет сказочных элементов.
  • Какое солнце на иллюстрации?
  • Яркое, ласковое, праздничное.
  • Что же может произойти между солнцем и тучей?
  • (предположения детей)

    Вывод.

    Самооценка.

    Задание 2.

  • работа с текстом во время чтения;
  • словарная работа:
  • При чтении нам встретятся такие слова:
  • Колесница – большой колёсный экипаж.

    Транжира –тот, кто тратит деньги без разбора – в сказке используется в переносном значении.

    Щедрый– тот, кто охотно помогает другим, тратится на других; синонимы: не жадный, великодушный, ценный.

    • Ребята, назовите одним (самым точным!) словом, какое было солнце в этой сказке?
    • Щедрым.

    Вывод.

    Задание 3.

  • чтение вслух и беседа по ходу чтения.
  • Почему все радовались солнечным лучам?
  • (через свои ощущения передать ощущения персонажей сказки.)

    • Потому что солнце щедро раздаривала свои лучи, и каждое растение хотело получить свою частичку солнца.
    • Что значит грозовое настроение?

    – У тучи плохое настроение, она была злая.

    – Чему удивилась туча?

    • Туча удивилась тому, что у солнца к концу дня остались все лучи.
    • Что тогда случилось с тучей?
    • Она рассыпалась градом.
    • Каким было солнце в конце дня?
    • Весёлым, счастливым.

    Вывод.

    Самооценка.

    Задание 4.

  • выборочное чтение:
  • Выберите из текста слова, которые подтверждают характер солнца (работа в группах)
  • «Путешествовало весело и горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», «раздаривало свои лучи», «весело бултыхалось».
  • Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней.
  • Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась.
  • Прочитайте слова тучи. Как их надо читать?
  • Насмешливо, с укоризной.
  • Вывод.

    Самооценка.

    Задание 5.

  • работа с текстом после чтения.
  • Что хотел сказать автор, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?
  • От щедрости, человек ничего не теряет.
  • Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?
  • Солнце, потому что оно делало добро другим.
  • Вывод.

    Самооценка.

    III. Рефлексия.

    • На чьей стороне симпатия автора?
    • На стороне солнца, оно безвозмездно раздаёт свои лучи, своё тепло другим.
    • Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью?
    • Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча.
    • Здесь автор Джани Родари использует приём аллегории, т.е. через поступки данных героев (солнца и тучи), автор подчёркивает их действия, показывает достоинства героев и их недостатки.
    • Какой совет даёт автор читателям?
    • Быть щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.
    • Что необычного автор увидел в обыкновенных явлениях природы?

    Самооценка.

    IV. Задание на дом.

  • прочитать, подготовить пересказ близкий к тексту;
  • подготовить краткий пересказ с опорой на ключевые фразы;
  • придумать сказку, на подобии прочитанной, например, «Вода и огонь», «Роза и шипы».
  • Файлы: Тугры дус.docx
    Размер файла: 22799 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология