Автор конспекта:
Автор(ы): — Спицына Лидия Яковлевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ №3 г. Амурск ,учитель физической культуры

Регион: — Хабаровский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Предмет(ы): — Физическая культура

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Учитывая, что основным разделом базовой части федеральной программы по физической культуре выступает раздел гимнастики, для нас представляется актуальным разработка проблемы совершенствования методики организации и проведения урока гимнастики в школе. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания урока гимнастики на основе применения метода круговой тренировки

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.В последние годы в связи с перестройкой системы образования в целом, и школьной образовательной структуры, в частности, актуальным становится вопрос совершенствования учебного процесса по физической культуре в школе.

Учитывая, что основным разделом базовой части федеральной программы по физической культуре выступает раздел гимнастики, для нас представляется актуальным разработка проблемы совершенствования методики организации и проведения урока гимнастики в школе. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания урока гимнастики на основе применения метода круговой тренировки.

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Она позволяет эффективно решать задачи воспитания физических и психических способностей занимающихся, совершенствовать методику организации урока.

Однако в специальной научной литературе ограниченно представлен вопрос об особенностях применения кругового метода на уроках гимнастики в общеобразовательной школе.

Объект исследования– учебно-воспитательный процесс по гимнастике в средних классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования– методика применения круговой тренировки на уроках гимнастики в средних классах общеобразовательной школы.

Научная новизнаисследования состоит в том, что:

— разработаны комплексы круговой тренировки с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретных условий общеобразовательной
школы;

— экспериментально обоснована эффективность применения метода круговой тренировки на уроках гимнастики с целью оптимизации содержания учебного процесса и его воздействия на подготовленность занимающихся.

Практическая значимостьисследования заключается в разработке методических рекомендаций в помощь учителю по физической культуре в школе, тренерам в детских внешкольных спортивных учреждениях.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Сущность и методические особенности метода круговой тренировки

Идея круговой тренировки была впервые выражена Р. Морганом и Г. Адамсоном – английскими тренерами-преподавателями – в 1952 году. Они составили четыре комплекса, в которые входило от 6 до 12 упражнений и выполнение их происходило по методу непрерывной работы. В зависимости от степени их нагрузочности, объема (количества) комплексы разделились:

  • нормальный – 8 упражнений,
  • трудный – 10 упражнений,
  • сокращенный – 6 упражнений,
  • расширенный – 12 упражнений.

Надо отметить, что в 1955 году независимо от английских специалистов, преподаватель Одесского политехнического института Б.Д. Фрактман, в принципе пришел к пониманию круговой тренировки, методически обосновал индивидуальное дозирование нагрузки на дополнительных снарядах, подобрал упражнения на различные группы мышц, то есть методически обосновал и применил в практике тренировку по сокращенному кругу.

Метод круговой тренировки получил в конце 50-х годов – начале 60-х широкое распространение в ГДР.

В те годы особенно активно дискутировался вопрос о соотношении времени, отводимого на уроках физического воспитания обучению двигательным навыкам и их совершенствованию, и времени на воспитание физических качеств. Специалисты ГДР пришли к выводу, что ведущей стороной физического воспитания признается воспитание физических качеств (М. Шолих, 1966).

По мнению специалистов (В.Н. Краж, 1982; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Г. Травин, 1993 и др.) круговой метод представляет собой организационно-методическую форму применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся.

Материалом для круговой тренировки служат в основном относительнотехнически не сложные движения из основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и других видов спорта. Эти движения имеют, в основном, ациклическую структуру, путем серийных построений им придается искусственно циклический характер.

Методическую основу круговой тренировки составляет многократное повторение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее измерения и чередования с отдыхом.

Схематично организационно-методическую форму проведения занятий способом круговой тренировки можно выразить следующим образом:

Рис. 1. Схема организационно-методической формы проведения занятий способомкруговой тренировки

Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией, она может быть для каждого индивидуальна и в то же время относительно одинаковой для всей группы. Обязательное условие круговой тренировки – постоянный точныйучет нагрузки и систематическая оценка достижений. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью МП – испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. В зависимости от этого испытания, назначается норма тренировочной нагрузки. Повышение нагрузки осуществляется опять-таки в соответствии с индивидуальными показателями (МП), которые систематически замеряются вновь через определенные промежутки времени.

При таком нормировании нагрузки соблюдается единство общего и индивидуального подхода: вся группа получает относительно равное задание. В результате у сильных и у слабых поддерживается интерес к занятиям. Понятно как это важно в педагогическом отношении (Е.С. Григорович, 1977; В.Н. Кряж, 1982 и др.).

Учет и контроль в этой организационно-методической форме ограниченно включены в сам процесс занятия физическими упражнениями. Основой нормирования нагрузки в круговой тренировке служит регулярный замер показателей максимального теста (МТ). МТ организовывается наиболее традиционным способом: занимающиеся на каждой станции принимают исходное положение для выполнения в максимально возможном темпе того или иного упражнения. По звуковому сигналу все начинают выполнять упражнения в течение 30 секунд. Второй сигнал прерывает упражнение. Следует 30 секундный перерыв (в тренировках спортсменов высокого спортивного разряда он может быть 60 секунд). Во время перерыва занимающиеся записывают в свои карточки показанный результат и переходят к следующей станции, и так далее.

Предварительно необходимо не только освоить с занимающимися правильное выполнение предложенных упражнений, но и уточнить правила подсчета их. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет тренировочной нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним качественным показателям. Сравнение реакции пульса на повторяющуюся стандартную нагрузку в кругах позволяетсудить о том, насколько успешно идет адаптация к нагрузке. Тем самым в какой-то мере решается проблема «функциональной пробы»: таковой служит сам тренировочный комплекс упражнений, составляющий круг. Всем этим обеспечивается четкий порядок педагогического контроля и самоконтроля.

Тренировка с индивидуальной дозировкой привлекает даже слабых занимающихся к выполнению напряженной физической работы при условии более умеренной нагрузки. Никто не заставляет их выполнять больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой «тренировочной станции» позволяет любому занимающемуся испытать радость успеха при выполнении упражнений. Положительные эмоции, связанные с успехом, возникают также при повторных «максимальных тестах», так как при этом каждый занимающийся может немедленно видеть по своей карточке достижений те успехи, которых он добился в результатах проделанной работы. Это укрепляет веру в свои силы, в первую очередь, у физически слабых занимающихся.

Круговая тренировка в исключительно большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности. Это обеспечивается не только самостоятельной подготовкой, но и самостоятельной тренировкой на тренировочных «станциях».

Одним из средств поддержания интереса является классификация кругов по степени нагрузки. Вначале все упражнения можно проводить с одинаковой нагрузкой. В результате у занимающихся со временем возникает подлинная устойчивая потребность в упражнении, которая найдет выражение в многолетней спортивной деятельности (для других спортсменов) или самостоятельной тренировки дома вплоть до глубокой старости.

Итак, простые упражнения круговой тренировки могут подкреплять старания педагога, направленные на развитие у занимающихся таких качеств воли, как настойчивость, целеустремленность, поддержание их на определенном уровне (В.А. Романенко, В.А. Максимова, 1982).

В одно занятие включается 2-3 вида средств физического воспитания или отдельные элементы. Такие занятия действительно способствуют всестороннему развитию организма занимающихся, поскольку в работу включаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а, самое главное, повышается эмоциональный настрой занимающихся. Результат такого построения занятий – высокая их плотность и значительно больший объем выполняемой работы.

Круговая тренировка может включать элементы состязания, в данном случае не совсем обычные: сопоставляют увеличение объема и других показателей самой тренировочной работы, а не абсолютный спортивно-технический результат – кто больше увеличит число повторений в пределах определенного времени или кто меньше затратит времени на установление число повторений и так далее. Благодаря строгой индивидуализации начальной нормы упражнения, каждый, независимо от одаренности и подготовленности, может успешно соревноваться с любым участником занятий: сопоставляется относительный прирост работоспособности. В этом случае менее сильные имеют возможность добиться относительных успехов, как и самые сильные. Это также является одним из педагогических достоинств круговой тренировки (М. Шолих, 1966; И.А. Гуревич, 1985).

Круговая тренировка рассчитана, в основном, на групповые занятия. Упрощенные варианты используются и для индивидуальных занятий. В самой организационной основе круговой тренировки заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка работы и дисциплины. Понятно, что это все представляет благоприятные возможности для воспитания соответственных нравственных качеств и навыков поведения.

В зависимости от поставленных задач круговую тренировку можно планировать в подготовительной, основной или заключительной части занятия. Ее построение также зависит от контингента занимающихся, от года обучения, от физической подготовленности и уровня технического мастерства.

Включение кругового метода вподготовительную часть урока физической культуры и связь с предстоящей еще более интенсивной работой в основной его части, требует большого напряжения, усилий в освоении различных движений. Роль такого комплекса заключается в подготовке организма занимающегося к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части занятий. Применение круговой тренировки в основной части занятия связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме и оптимальных условиях нагрузки.

В заключительной части занятия круговой метод тренировки планируется реже, в основном тогда, когда нагрузка недостаточна.

Наиболее важными условиями проведения занятия круговым методом, являются следующие:

  • определение содержания упражнений, их направленность;
  • подбор необходимого количества разных упражнений;
  • определение последовательности, очередности выполнения
    упражнений (замыкание круга);
  • уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;
  • определение интервалов отдыха между отдельными упражнениями;
  • определение количества «кругов», серий упражнений (М. Шолих, 1966).

Таким образом, характеризуя круговую тренировку, можно сказать:

  • Круговая тренировка является одной из организационно-методических
    форм применения физических упражнений, она строится так, чтобы
    создать предпочтительные условия для комплексного развития
    физических способностей занимающихся.
  • Организационную основу круговой тренировки составляет
    циклическое проведение комплекса физических упражнений,
    подобранных в соответствии с определенной схемой.
  • 3. Комплексы круговой тренировки состоят, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.

    В методическом отношении круговая тренировка представляет строго регламентированный процесс, где упражнения выполняются с точными нормами нагрузки и отдыха.

    Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговая тренировка имеет весьма широкую форму применения от школьного физического воспитания до большого спорта.

    ПОЛНОСТЬЮ РАБОТУ МОЖНО СКАЧАТЬ В ПРИКРЕПЛЕННЫХ ФАЙЛАХ

    Файлы: Научно-методическая разработка МЕТОД круговой тренировки.rar
    Размер файла: 409405 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология