Автор конспекта:
Автор(ы): — Татарко Наталия Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района Саратовской области, мудеррис русского языка и литературы

Регион: — Саратовская край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее сталактит

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский пиджин

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — инвестпроект

Краткое очерчивание ресурса: — Инновационный общепедагогический проект, инвентаризирующий моделировка системы работы учителя — словесника на новых условиях.

Инновационный общепедагогический проект

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы

Татарко Наталии Викторовны,

учителя русского языка и

литературы высшей

квалификационной категории

МОУ СОШ п.

Индустриальный

Екатериновского района

Саратовской области

Региональный фотоконкурс «Педагогический олимп»

2010 г.

Главным результатом модернизации школы

должно стать корреспондирование школьного

образования целям опережающего развития.

Уже на школе ладинос должны получить

возможность раскрыть свои способности,

подготовиться к жизни на высокотехнологичном

конкурентном мире. Этой задаче по всем вероятиям

соответствовать обновленное массосодержание

образования.

Д. А. Медведев

« ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА

Фамилия, имя, отчество автора

Татарко Наталия Викторовна

Название образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное институт – средняя общеобразовательная школа п. Индустриальный

Вид проекта

Учебный

Тема

«Формирование ключевых компетенций на уроках литературы с использованием современных образовательных технологий».

Цель проекта

Моделирование системы работы учителя — словесника, обеспечивающей созревание ключевых компетенций учащихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Методические задачи

· изучить и проанализировать кома проблемы в педагогической теории и практике;

· провести диагностику посреди учащихся на обнаружение уровня сформированности ключевых компетенций;

· осуществить выбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «Литература»;

· разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

· определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

Ведущая лик инновационного проекта

Разумное скрещивание традиционных и современных подходов к преподаванию литературы позволит осуществлять целенаправленное созревание ключевых компетенций у учащихся, и на конечном счёте повысить букет знаний по предмету и создать условия оборона успешной социализации личности.

Применяемые технологии

- Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

- Идеи деятельностного подхода («учение вследствие деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

- Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова )

- Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления вследствие зачитывание и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)

- Технология «Дебаты».( Институт «Открытое общество».)

- Технология проектной и ислледовательской деятельности.

Предметные области, на рамках которых проводится проект

Литература

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

5-11классы

Программно – техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер;

Мультимедиапроектор;

Средства телекоммуникации(выход на Интернет)

Экран

Видеоплеер, DVD- плеер

Телевизор

Аудиоцентр

Введение.

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной в некоторой степени общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования на микропериод до 2010 года" подчеркивается, чего "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития"[1]. Социокультурная эксцесс на обществе стимулирует становление образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не едва только видеть проблемы, так и ударно решать их.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются по-под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, ровно убыстрение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная строй обучения устарела. Образование, ориентированное едва только на принятие знаний, означает на данное продолжительность ориентацию на прошлое. В меняющемся мире строй образования должна формировать такие новые качества выпускника, ровно инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается на творчески активных личностях, способных систематично, методически и квалитативно решать существующие проблемы, на этакий степени ровно на изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы плодотворно встраиваться на социальную труд и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

Упрочить паблик рилейшнз изучаемого ровно с дальнейшим образованием человека, на этакий степени и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.

Чтобы сформировать компетентного выпускника на всех потенциально значимых сферах образования и именно жизнедеятельности, должен применять активные методы обучения, технологии, развивающие раньше всего наилучшего познавательную, коммуникативную и личностную термоактивность нынешних школьников.

______________

1.Образование на документах. — М., 2006. — № 21 (ноябрь). — С.46-51

Чем настоятельнее потребность общества на компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести обязательство после свои действия и после общество, на котором он живёт, осознающую социальную миссия на семье, обществе и трудовом коллективе, единица заостреннее нужда на теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.

Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью ученика применить полученные знания на жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема — устранить данное контрадикторность путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей.

Разработка частной модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы педагогического коллектива МОУ СОШ п. Индустриальный – сложной, но, безусловно, интересной и непомерно актуальной. В основу образовательного процесса школы положены следующие научные идеи компетентностного подхода:

Ø необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей

Ø интерпретация содержания образования по критериям результативности;

Ø интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.

Данный инновационный инвестпроект является логическим звеном на общей системе работы школы и ставит своей целью моделировка системы работы учителя — словесника, обеспечивающей созревание ключевых компетенций учащихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

· изучить и проанализировать кома проблемы в педагогической теории и практике;

· провести диагностику посреди учащихся на обнаружение уровня сформированности ключевых компетенций;

· осуществить выбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «Литература»;

· разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

· определить способы диагностики и показателей достижения результатов

· спрогнозировать ожидаемые результаты.

Содержание методических задач определило этапы исследования и роспись деятельности.

1. Этапы реализации проекта:

Подготовительный 2007-2008 год

-Изучение теоретических основ проблемы;

-разработка модели;

-создание «банка» компетентностно – ориентированных заданий

Поисково – эмпирический 2008 – 2009 год

-Апробирование модели;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный 2009-2010г.

- Оценка эффективности модели;

анализ результатов, вывод и распростертие опыта.

Перед тем, ровно приступить к решению поставленной пред собой задачи, я провела эксперимент оборона выявления уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся. Для этого я использовала тестовые задания и анкеты, предусмотренные на работе «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся»[1]

Диагностика приводилось с учащимися 5-9 классов, и результаты были не утешительными. Только едва только у 8% учащихся был ражий поверхность сформированности ключевых компетенций.

Данные показали, чего должен безотлагательно создать условия для системного подхода к формированию общей компетентности учащихся и внедрению компетентностного подхода на просветительный процесс.

Далее я изучила и проанализировала состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2. Теоретические основы компетентностного подхода.

Основы идей компетентностного подхода изложены на работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, однако вдобавок на трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера.

Все они сходятся на мнении, чего компетентностный упрощенство предполагает не запоминание учеником отдельных бойфренд от друга знаний и умений, однако усваивание ими на комплексе. В связи с этим меняется, точнее, иначе определяется строй методов обучения.

В основе отбора и конструирования методов обучения лежит синклинорий соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют на образовании. Рассмотрим основания оборона отбора и конструирования методов обучения на компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

___________________

1.«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. — 32 с.

Изучая теоретические основы проблемы, я пришла к выводу, чего до сих пор не существует однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность», однако вдобавок однозначных подходов к их классификации.

Усматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция».

· Одни исследователи делают выговор на компетенции ровно интегральном личностном качестве человека (характеристика человека),

· Другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему счастливо справляться с решением проблем.

В словаре иностранных слов находим следующее толкование:

Компетенция (лат. Competentia -принадлежность по праву) –

1) тур полномочий какого-либо органа либо должностного лица;

2) тур вопросов, на которых данное стивидор обладает познаниями, опытом.

Сравним со значением слов на толковом словаре:

Компетенция – 1) тур вопросов, на которых кто-либо классно осведомлен; 2) тур чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный на определенной отрасли; 2) специалист, пользующийся компетентностью.

Хуторской Андрей Викторович, уролог педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее экзегеза основным понятиям компетентностного подхода:

Компетенция – отчужденное, раньше заданное социальное потребность (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой оборона его эффективной продуктивной деятельности на определенной сфере.[1] Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное соотношение к ней и предмету.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное соотношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – еще состоявшееся букет личности (совокупность качеств) ученика и стартовый навык деятельности на заданной сфере.

Проанализировав и сопоставив разные точки зрения, приходим к выводу, чего основные составляющие компетентности – это:

во-первых, знание, так не просто информация, однако та, чего расторопно изменяется, динамическая, разновидная, которую должен уметь найти, отсеять от ненужной, перевести на навык собственной деятельности;

_________________

1.Хуторской А.В. Ключевые компетенции ровно макрокомпонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик на обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

во-вторых, навык использовать сии знания на конкретной ситуации; понимание, каким способом разрешено получить сии знания;

в-третьих, адекватное расценивание – себя, мира, своего места на мире, конкретных знаний, необходимости либо ненужности их оборона своей деятельности, однако вдобавок прием иx получения либо использования. Эта выражение благорассудительно может быть выражена на этакий способ:

компетентность = нестационарность знаний + упругость прием + кризисность мышления.

Компетенции, согласно с разделением содержания образования, делятся на общие метапредметные (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов либо образовательных областей) и предметные (для каждого учебного предмета) и выстраиваются на удовлетворительно уровня:

Ключевые компетенции(метапредметные) относятся к общему содержанию образования

Общепредметные (межпредметные)компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей

Предметные компетенции (имеют конкретное очерчивание и биоресурс формирования на рамках учебных предметов)

В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, чего ключевые компетенции — это важные специфические компетенции, которые используются на повседневной жизни рядом осуществлении деятельности на области образования, на рабочем месте либо рядом получении профессиональной подготовки.

Стратегия модернизации образования на РФ вдобавок предполагает, чего на основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых оборона него целей (результатов).

Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов на неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и на сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, оборона разрешения которых ни на жизнь несть полного комплекта наработанных средств.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции — это, раньше всего, запрет общества к подготовке его граждан, мера этакий литания на многом определяется согласованной позицией социума на определенной стране либо регионе. Перечень ключевых компетенций, какой-либо мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, однако вдобавок основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности на современном обществе.

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать обкладывающий мир, ориентироваться на нем, осознавать свою миссия и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки оборона своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают приспособление самоопределения ученика на ситуациях учебной и какой-нибудь деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная линия ученика и программа-диспетчер его жизнедеятельности на целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и навык деятельности на области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; миссия науки и религии на жизни человека; компетенции на общебытовой и культурно-досуговой сфере, например, обладание эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится навык освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика на сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам лицеист овладевает креативными навыками: добыванием знаний самотеком из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий на нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: навык отличать факты от домыслов, обладание измерительными навыками, утилизация вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации на учебных предметах и образовательных областях, однако вдобавок на окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, щуп и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, разбор и выбор необходимой информации, ее преобразование, консервация и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы на группе, коллективе, обладание различными социальными ролями. Ученик обязанный уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций на учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное тираж реальных объектов коммуникации и способов работы с ними оборона ученика каждой ступени обучения на рамках каждого изучаемого предмета либо образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности на вопросах экономики и права, на области профессионального самоопределения. В данное компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать согласно с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на овладевание способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности на собственных интересах и возможностях, чего выражаются на его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Данный литания ключевых компетенций, безусловно, нуждается на детализации, ровно по возрастным ступеням обучения, на этакий степени и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать совокупность представляемого на них содержания образования с точки зрения вклада на созревание ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) нелишне определить необходимое и достаточное тираж связанных посередине собой реальных изучаемых объектов, формируемых рядом этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих массосодержание определенных компетенций.

Так, например, главной функцией учебного предмета «Литература» является художественное познание действительности, радиотрансляция и приписывание социо-культурного нравственного опыта, воплощенного на системе личностных смыслов (А.Н.Леонтьев, 1979). Формирование читательской позиции предполагает развитие способности учащегося воссоздавать на воображении картины жизни, нарисованные писателем, микрокосмос чувств и переживаний литературных героев, «прослеживать судьбу героя» (П.Я.Гальперин), видеть авторскую позицию и оценку, осмысливать логико-понятийную сторону произведения искусства (устанавливать выдержанность событий, причинно-следственные связи, отбирать материал оборона характеристики героев, делать выводы и обобщения), навык давать собственную самостоятельную оценку всем элементам произведения на их единстве. Очевидно, чего публицистика ровно академический экспонат открывает зону ближайшего развития оборона широкого круга универсальных учебных действий – личностных, логических, регулятивных, знаково-символических и пр. Однако развитие личностных универсальных действий — смыслообразования и нравственнро-этического оценивания – составляет центральную линию развития.

Чтобы перейти к обучению, должен задать компетенции на деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Приведем примеры формулировок компетенций на деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета «Литература».

Так, например, информационные компетенции предполагают:

планирование информационного поиска, работу с разными источниками информации, высекание первичной и вторичной информации, её анализ, классификация и отшлифовывание информации, утилизация на самостоятельной деятельности;

ценностно-смысловые компетенции:

- формулировка собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- хоминг к собственной интерпретации изученных литературных произведений;

- воспринимание авторской позиции и своё соотношение к ней;

- употребление интеллектуально – нравственного опыта на жизненных ситуациях;

- обладание способами самоопределения на ситуациях выбора на основе собственных позиций; навык принимать решения, брать на себе обязательство после их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

учебно — познавательные компетенции:

- планирование, анализ, рефлексия, отклик своей учебно-познавательной деятельности, устанавливание круг своих интересов.

- понимание проблемы и выпячивание гипотезы; структурирование материала, подбор аргументов оборона подтверждения личной позиции, отбор причинно – следственных связей на устных и письменных высказываниях, формулировка выводов;

- акция устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

социокультурные компетенции:

- обладание знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать на каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

- устанавливание своего места и роли на окружающем мире, на семье, на коллективе, государстве; обладание культурными нормами и традициями, прожитыми на собственной деятельности; владение эффективными способами организации свободного времени;

-владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя и т. д.

коммуникативные компетенции :

- навык представить себе устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- навык представлять своеобразный класс, школу, страну на ситуациях межкультурного общения, на режиме диалога культур;

- обладание способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; умение задать вопрос, отчетливо вести академический диалог;

- обладание разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковый компетенциями;

- владение способами совместной деятельности на группе, приемами действий на ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

- позитивные навыки общения на поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Компетенции личностного самосовершенствования :

- позитивное соотношение к своему здоровью; обладание способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

- обладание элементами психологической грамотности и поведения;

- обладание способами духовного, творческого и интеллектуального развития.

Такой упрощенство позволяет учителю отчетливо оценить поверхность сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов еще сформированы, однако овладевание каких требует дополнительной работы. Это на многом определяет голосование индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.

Таким образом, мы впритык подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода, требующего от учителя внедрения на академический кристаллобластез передовых педагогических технологий.

3. Методологические основы .

Методологические основы проекта на значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).

В своем опыте я вдобавок реализую:

1)Идею использования творческих заданий ( С. Выготский)

2) Идею личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

3) Идеи деятельностного подхода («учение вследствие деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

4) Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова )

5) Технологию РКМЧП – « Развитие критического мышления вследствие зачитывание и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)

7) Технология «Дебаты».( Институт «Открытое общество».)

8) Технология проектной и ислледовательской деятельности.

В мера же продолжительность компетентностный упрощенство не является чем-то чуждым оборона истории отечественной педагогики и может рассматриваться ровно логическое экстраполирование развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, однако вдобавок ударный педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; мысль общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактование которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на созревание и развитие ключевых компетенций).

4. Технология опыта.

За основу своей системы работы по формированию ключевых компетенций я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную на формирование у учащихся деятельностных способностей.

Идея простая: на универсуме деятельности выделить те виды деятельности, которыми обязанный овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

На понятийных основаниях теории деятельности умозрительно обоснована и прагматично апробирована дидактическая строй развивающего обучения, на которой:

1) осуществлен оксосинтез идей ведущих отечествен ных педагогов и психологов о способах включения ребёнка на учебно-познавательную деятельность;

2) обеспечена паблик рилейшнз с традиционной моделью обучения, чего позволяет перейти к её реализации на практическом преподавании эволюционным, однако не революционным путём.

Любая строй деятельности, на книжка числе и строй образования, функционирует согласно с целями, которые выполнимо контролируются на данной системе.

Технология деятельностного прием включает на себе следующую выдержанность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к

деятельности на уроке, однако именно: 1) создаются условия оборона возникновения внутренней потребности включения на труд (хочу); 2)выделяется содержательная край (могу)

2.Актуализация знаний и фиксация

затруднения на деятельности.

Данный эон предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:! )актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных оборона построения нового способа действий; 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В постлюдия этапа создаётся препятствие на индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3.Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют на внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную труд учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации на форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения дети нового знания. На данном этапе предполагается голосование учащимися прием разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного прием выпячивание и эксперимент ими гипотез.

Учитель организует коллективную труд детей на форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий беседа и т.д.). После построения и обоснования нового способа

действий новопроизведенный матрикс действий фиксируется на речи и знаково согласно с формулировками, принятыми на культуре. В завершении устанавливается, чего учебная теорема разрешена.

5. Первичное закалывание на внешней речи.

Учащиеся на форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новопроизведенный матрикс действий с проговариванием установленного алгоритма на внешней речи.

б. Самостоятельная вещица с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная комплекция работы: учащиеся оригинально выполняют задания на употребление нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово уподобляя с образцом, и сами оценивают её.

Эмоциональная сосредоточенность этапа состоит на организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся на познавательную дальнейшую деятельность.

7.Включение на систему знаний и повторение.

На данном этапе новь альвар включается на систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку прежде изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка

учениками деятельности на уроке. В постлюдия фиксируется куб соответствия поставленной цели

и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Разработанная выдержанность деятельностньгх шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.

Интегративный норов технологии деятельностного прием обосновывается реализацией на ней ровно традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), на этакий степени и введением на практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования П.Я.Гальперина (этапы 3-7), Л.В .Занкова (завершение этапа 2), В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др. Таким образом, данная электротехнология используется на практической работе ровно базовая модель, предоставляющая учителю радиометод подготовки и проведения уроков согласно с новыми целями образования.

Компетентностный упрощенство предполагает умелое скрещивание различных методов и приёмов работы. Так, наряду с технологией деятельностного прием смертельно спасибо на уроке литературы применяется электротехнология РКМЧП, основополагающими идеями которой являются: преимущество мнения каждого ученика, неавторитарность учителя, ценность каждого суждения, опора новых знаний на таящийся опыт.

Под технологией «Развитие критического мышления вследствие зачитывание и письмо» (РКМЧП) понимается строй конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией всякий сложности;

• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности после знание.

Организация обучения, методы и формы работы на уроке, должны быть адекватны специфике психического и социально-психологического развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Применение технологии РКМЧП на младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на именно учебную труд вследствие вовлечения на кристаллобластез поиска знаний, организации свободной обстановки на уроке и предоставления возможности сотворчества. Уместно применять на занятиях на младшей школе такие приемы, ровно лексическая «Мозаика», «Прогнозирование», «Перепутанные логические цепочки», «Сказка по ключевым словам», «Чтение со стопом», так ровно они дают побуждение оборона активизации образного мышления.

Подростковый совершеннолетие характеризуется развитием межличностного общения, навыков парной, коллективный и коллективной деятельности. Новообразованиями этого периода является отклик и запоминание норм социальной жизни. Эффективно использовать рядом работе с подростками такие приемы, ровно «Шесть шляп», «Двойной дневник», «Трехчастный дневник», «Эссе», «Синквейн», «Письмо», сформирование телеграмм. Эти приемы удовлетворяют потребность на литературном творчестве, развивают способности к лаконичному изложению мыслей на устной и письменной речи, однако вдобавок позволяют осознать личностные смыслы и формировать воззрение о себе.

В старшем школьном возрасте учащиеся ориентированы на профессиональное самоопределение, потому их оглядка направлено на соответствующую информацию. В этом возрасте развивается абстрактное мышление, сформировано навык выполнять прямые и обратные мыслительные операции, преобладает мнение ровно комплекция письменного и устного высказывания. Уровень внимания достигает оборона высоких значений. Учащиеся могут классифицировать объекты по существенным признакам.

Для старших школьников актуальна вещица с терминами, абстрактными понятиями, задания на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), которые предполагают длительное урбанизация на материале и формулировка личного отношения к нему. Описание основных приёмов работы на технологии РКМЧП – на Приложении №1

Необходимость индивидуального подхода к обучению детей, функция единой образовательной стратегии средней школы ровно основного условия успешной работы с детьми, заложена на технологии личностно -ориентированного обучения, разработанной учёными Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матис, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманской..

Поэтому употребление такого подхода вдобавок считаю необходимым на работе учителя – словесника.

Возможности активного включения учащихся в различные виды деятельности, освоение новых способов человеческой деятельности на социокультурной среде, развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, однако на их употребление и новоприобретение новых, на книжка числе и путем самообразования.

Педагогические цели и задачи на рамках учебных проектов:

• Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; сортоизучение способов решения проблем, усваивание навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.

• Организационные – усваивание навыками самоорганизации, навык ставить пред собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную обязательство после результат.

• Креативные – навык конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

• Коммуникативные – развитие навыков работы на группе, самовоспитание толерантности, созревание культуры публичных выступлений.

Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет электротехнология исследовательской деятельности учащихся.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

• учатся умению оригинально добывать знания;

• испытывают потребность на непрерывном самообразовании: профит к познанию развивается по собственной инициативе, безо внешнего стимула;

• развивают навыки самоорганизации;

• формируют адекватную самооценку;

приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

• осваивают умения создания специальных материалов оборона представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную гидропульт и системность на усвоении учебного материала, богато охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Метод проектов и электротехнология исследовательской деятельности – необходимое кондиция компетентностного подхода.

Неотъемлемой составляющей компетентностного подхода является нужда развития креативности и творческих способностей школьников. Позволяет решать эту задачу электротехнология педагогических мастерских.

Педагогические предприятие – это технология, охватывающая всякий совершеннолетие на образовании, благодаря тому чего она соответствует новой педагогической философии и, раньше всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, однако создавать условия оборона самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету либо теме, однако предоставить биоресурс оборона конструирования собственного знания, оборона создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, однако реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, однако родовспоможение выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся иммунитет на ошибку и иммунитет на сотрудничество.

Для правового государства важнейшей задачей является самовоспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, отрицательно осмысляющих перемены, происходящие на обществе. Технология «Дебаты» представляет навык практической реализации личностно- ориентированного подхода на обучении и обеспечивает осознанное созревание гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия оборона принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, однако вдобавок наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

Помогают сохранять высокую мотивацию к изучению предмета, однако вдобавок реализовать идеи и технологии компетентностного подхода компетентностно – ориентированные задания. Компетентностным является мера задание, которое имеет не едва только учебное, так и жизненное фундирование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А чего мы это делаем?»

Структура компетентностно-ориентированного задания:

· Стимул погружает на контекст задания и мотивирует на его выполнение.

· Задачная формулировка отчетливо указывает на труд учащегося, необходимую оборона выполнения задания.

· Источник информации охватывает информацию, необходимую оборона успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

· Бланк оборона выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

· Инструмент проверки:

Примеры КОЗ (компетентностно – ориентированных заданий ) – на Приложении №2

Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное скрещивание традиционных и современных подходов к преподаванию литературы, которое позволит осуществлять целенаправленное созревание ключевых компетенций у учащихся и на конечном счёте повысить букет знаний по предмету и создать условия оборона успешной социализации личности.

5. Новизна проекта

Опыт по реализации данного проекта разрешено обозначить бойче ровно репродуктивно-рационализаторский, поскольку разрешенный дилемма еще разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.

Новизна педагогического проекта заключается на системном подходе к проблеме, обозначенной на работе, на отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новшество достигаются вдобавок использованием на практике преподавания предмета педагогических «находок». (таблица саморефлексии, заполняемая на ход урока,» игра «Заработай бонус», формирующая мотивацию к творческой деятельности, приём «Через ассоциативный лик – к пониманию внутреннего мира героя»( «Изобрази эмоция героя») и др.)

6. Предполагаемые образовательные результаты:

· формирование ключевых компетенций школьников;

· совокупность индивидуальных навыков на различных сферах на сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов на коллективный и коллективной деятельности;

· высокий поверхность читательской активности и мотивации к изучению предмета;

· повышение качества знаний на процессе преподавания предмета;

· высокая творческая термоактивность личности, проявляющаяся не едва только на учебной деятельности, так и на внеклассной.

7. Способы диагностики.

Традиционно расценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика либо выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, однако учащенно ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда-нибудь отклик определяется вследствие тираж допущенных ошибок (например, диктант либо тесты).

Оба варианта оказываются непригодными на условиях компетентностного подхода. Здесь должен подбор объективных и на мера же продолжительность качественных критериев, т.е. рядом помощи критериального оценивания. Примеры инструментария критериального оценивания приведены в Приложении №3

По мнению некоторых авторитетных ученых, душа становится компетентным именно на тот момент, когда-нибудь у него формируется навык оригинально оценивать свою труд и ее результаты.

Например, рядом выполнении самостоятельной (практической) работы на условиях компетентностного подхода мудеррис обязанный предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, лицеист обязанный иметь биоресурс выбрать поверхность сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных раньше ровно по крайней мере двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное радиообращение к словарю может принести взаимодополнительный балл, однако родовспоможение соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы мудеррис обязанный пояснить свое оценочное мнение о качестве работы ученика (индивидуально либо на группе). Акцент должен сделать на классно выполненных работах и относительном продвижении прежде отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам разрешено использовать тот непомерный арсенал методик, какой-либо еще накоплен на российской системе образования. В основном это методы анкетирования и тестирования. В своей работе я применяю опубликованную на издании по-под редакцией Ушаковой И.А. систему диагностики и оценки надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся Достоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность на проведении исследования и обработке результатов. Примеры методик приведены в Приложении №4

Дать оценку уровня сформированности компетентностей познавательной деятельности и интеграции позволяют традиционные контрольно-оценочные формы. Методики оборона оценки компетентности на общении и компетентности информационных технологий представлены на «Региональной программе мониторинговых исследований качества образования Саратовской области» .

Средством оценивания учебных достижений учащихся, особенно соответствующим компетентностному подходу, является «портфолио», предметно характеризующее перемещение на развитии ключевых компетенций.

8. Описание полученных образовательных результатов и разбор результативности проекта.

Под «образовательным результатом» понимается новоприобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.

Осуществляемая схема компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

Осуществляемая схема компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

1. 100%- кобра успеваемость по предмету;

2. Повышение % качества образования по литературе - от 45% до 80%.

3. Успешная капитуляция ЕГЭ и ГИА

4. Результативность исследовательской, проектной деятельности.

5. Развитие творческого потенциала учащихся .

6. Активность жизненной позиции школьника.

7. Высокая мотивирование деятельности.

8. Высокий популярность образовательных достижений .

Доказательством являются многочисленные победы моих учеников на конкурсах разного уровня, чего говорит вдобавок о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.

Выше названные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.

9. Свидетельства достижения результатов – Приложение № 5

Раздел II. Описание полученных образовательных результатов и разбор результативности инновационного опыта.

Под «образовательным результатом» понимается новоприобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.

Осуществляемая схема компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на микропериод до 2010 года. — Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

2. Образовательный кристаллобластез на начальной, стержневой и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.

3. .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. — 32 с.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы оборона разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции ровно макрокомпонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик на обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

6. Хуторской А. Ключевые компетенции ровно макрокомпонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. — №2. – С.58-64.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: прогноз качества образования. – М.: Педагогическое человечество России, 2000. – 320 с.

8 .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. — 32 с.

Файлы: Презентация ТРОПЫ.ppt
Размер файла: 4488192 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология