Автор конспекта:
Автор(ы): — Елесина Ирина Юрьевна
Место работы, должность: — МСКОУ школа-интернат П вида № 12, социальный педагог
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — Цель: Формировать экологическую культуру и расширять экологические знания учащихся. Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе. 2. Вовлекать в природоохранительную и исследовательскую деятельность учащихся. 3. Акцентировать внимание на профессиях, связанных с экологией. 4. Развивать связную и диалогическую речь учащихся.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемое оборудование: —
интерактивная доска StarBoard Hitachi
ПК Intel(R) Celeron (R) CPU 430
Используемые ЦОР: —
авторский ЦОР «Экология нашего двора»
https://sites.google.com/site/nasaskola12/metodiceskij-kabinet/ispolzovanie-interaktivnoj-doski-na-urokah
Смотреть здесь: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…
Краткое описание: — План. I. Вводная часть (понятие «экология»). II. Основная часть занятия. 1. Диалог по схемам «Что в круге?». 2. Практикум «Составление плаката и экологического светофора». 3. Исследование экологии нашего двора. 4. «По страницам Международной Красной Книги». 5. Инсценирование диалогов «Цветы в легендах». 6. Игра «Составление букета в подарок» 7. Экскурсия по Экологической Тропе «Угадай Остановки». 8. «Наш школьный двор в будущем!» 9. «Твой выбор профессии» III. Подведение итогов занятия.
Открытое занятие с использованием интерактивной доски Елесиной И.Ю. на тему:
«Экология нашего двора»
Цель: Формировать экологическую культуру и расширять экологические знания учащихся.
Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
2. Вовлекать в природоохранительную и исследовательскую деятельность учащихся.
3. Акцентировать внимание на профессиях, связанных с экологией.
4. Развивать связную и диалогическую речь учащихся.
План.
I. Вводная часть (понятие «экология»).
II. Основная часть занятия.
1. Диалог по схемам «Что в круге?».
2. Практикум «Составление плаката и экологического светофора».
3. Исследование экологии нашего двора.
4. «По страницам Международной Красной Книги».
5. Инсценирование диалогов «Цветы в легендах».
6. Игра «Составление букета в подарок»
7. Экскурсия по Экологической Тропе «Угадай Остановки».
8. «Наш школьный двор в будущем!»
9. «Твой выбор профессии»
III. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
I. Воводная часть. Здороваются с гостями. Мы с Настей начинаем наше занятие:
1. — Какое сегодня занятие? (Cегодня занятие по экологии). Подставляют слова.
- На какую тему занятие? (Занятие на тему «Экология нашего двора»).
2. На столе стоят комнатные цветы. Работа по схеме.
Что такое «Экология»?
(Ответ: экология – наука о взаимоотношении человека с окружающей средой).
А что значит окружающая среда?
(Ответ: окружающая среда — то, что нас окружает, находится вокруг).
А что нас окружает?(Ответ: класс, школа, …двор, улица, …)
А что нас окружает и в классе, и во дворе? (Ответ: растения)
А для чего нужны растения? (Ответы: для украшения, растения — зеленая одежда Земли)
Да, цветы украшают наш класс и зимой и летом! А ещё для чего? (Ответы: для нашего здоровья)
Да, для создания здоровой окружающей среды!
II. Влияет ли состояние окружающей среды двора на экологию нашего класса?
(Ответы: влияет, не влияет).
Составьте окружающую среду класса! (Работают со схемой «Что в круге?»).
Фиалка в классе
(Что окружает класс? Школа – двор – улица — город… Все в природе взаимосвязано!
* Но мы наблюдаем свалки мусора в лесу!
Влияет ли состояние окружающей среды леса на экологию нашего двора?
(Ответы: влияет, не влияет).
Свалка мусора в лесу
Составьте окружающую среду свалки мусора в лесу! (Работают со схемой «Что в круге?»).
(Что окружает свалки мусора? Лес – город – улица – двор – школа — класс.
Сделаем вывод. Составляют предложение: Окружающая среда (города, улиц, двора…)
не может быть чистой, если в лесу - свалка мусора.
Все в природе взаимосвязано! Одно зависит от другого!
2. Представь себя лесником! Придумай экологический светофор и плакат!
Говорят правила: красный кружок – «Стоп! Так нельзя! Не сори!», желтый – «Внимание! Подумай о будущем! Береги лес!», зеленый – «Иди! Помоги природе! Посади дерево!»).
Сделаем вывод: Надо соблюдать правила экологического светофора, и тогда вокруг будет порядок!
3. Проверим домашнее задание «Представь себя экологом!».
Расскажите, как исследовали экологическое состояние двора школы?
(Работа у доски) - Я выбрал(а) во дворе участок 3х3 метра. Посчитал(а) мусор на участке в баллах: фантик – 1, пакет – 1, осколки стекла – 0, пластиковая бутылка – 0, бумага – 0. Всего –2 балла. По таблице смотрим, что на исследуемом участке – достаточно чисто. Сделаем вывод: Надо еще чище убирать двор, поддерживать чистоту двора.
Какие акции в связи с этим проводятся в школе? Ответы: «Чистый двор – чистая школа!»,
Одно зависит от другого! «Чистый двор – чистый город!».
4. Если не заниматься благоустройством и озеленением двора, города…, то и цветы… в лесу могут исчезнуть навсегда! В какую книгу занесены исчезающие цветы? (В Красную книгу)
Прочитайте названия цветов (читают). Давайте остановим этот список! Поставьте значок «стоп!» и сделайте вывод! (Если не остановить этот список, то цветы могут остаться в памяти людей только в легендах!)
…И в «Черной книге» или Книге Памяти, которая ведется С 1600 года.
5. Задание «Цветы в легендах»: 1. Послушайте легенду и угадайте, о каком цветке идет речь?
2. Покажите сценки по легендам.
3. Какие цветы занесены в Красную книгу?
Легенда об Адаме и Еве. ( Слушают запись голоса)
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошел большой снег. Ева сказала: «Мне очень холодно!» И вдруг снежинки стали превращаться в цветы. «Посмотри, Ева, какое чудо!», — воскликнул Адам. Увидев цветы, Ева повеселела: «Надеюсь, все будет хорошо!»
Какой цветок означает «Надежду»? (ответы) Посмотрим? Показ фотослайдов подснежника.
Посмотрим сценку (2 детей показывают сценку под музыку): - Мне очень холодно!
- Посмотри, Ева, какое чудо!
- Надеюсь, все будет хорошо!
Сценка понравилась?
Легенда о Флоре. (Слушают запись голоса)
Однажды богиня цветов Флора стала одаривать цветы именами: «Ты будешь – роза, ты – ромашка, ты – василёк …» Вдруг послышался тихий голосок: «Ты забыла меня, Флора. Дай мне, пожалуйста, имя!», — просил маленький голубой цветочек. Флора подумала и сказала: «Я хочу, чтобы люди не забывали своих близких! Дарю тебе имя — …» Догадались, какой это цветок? (Ответы проверяем). Посмотрим сценку.
2 других детей показывают сценку:
- Ты будешь – роза, ты – василёк, ты – ромашка…
- Ты забыла меня, Флора. Дай мне, пожалуйста, имя!
- Я хочу, чтобы люди не забывали своих близких! Дарю тебе имя– незабудка!
* . Какие цветы занесены в Красную книгу? (Ответы) Занесите исчезающие цветы в Красную Книгу.
А что вам больше нравится: дарить цветы или получать их в подарок? (Ответы: дарить цветы)
6. «Представь себя флористом!» Выбери цветы в подарок и поставь в вазу (подбирают).
Найдите ошибку. Какие цветы нельзя рвать? Почему?
Ответ: Подснежники нельзя рвать, потому что занесены в Красную книгу.
7. Во дворе школы есть экологическая тропа. Проведем экскурсию по Тропе и вспомним остановки!
Игра «Угадай остановку!»
(Просмотр видеофрагментов остановок «Зеленая горка», «Цветник» с их отгадыванием).
8. Каждый год мы с вами участвуем в озеленении двора, но ландшафтный дизайнер занимается этим
профессионально. «Представь себя ландшафтным дизайнером!» и выбери цветник для
«Двора школы в будущем». (Выбирают по очереди).
Почему понравился этот цветник? (Подставляют ответы: Мне понравился цветник, потому что он
* красивый по форме;
* имеет много видов цветов…)
9 . Узнали себя? Зачем мы ездили в теплицу?(Ответ: за цветами и рассадой для школы)
А кто проводил с нами экскурсию? (Ответ: директор теплицы) Это должность или профессия?
Соотнесите фотографии с профессиями, связанными с экологией двора!
(соотносят со всеми, кроме флориста).
Посмотрите! Это выпускник школы – Дугин Саша.
Он работает озеленителем в теплице.
Выращивает цветы для улиц города Тюмени.
Сделайте «шаг в будущее» и выберите себе понравившуюся профессию!
III. Подведем итоги. 1.Сегодня на занятии вы ответили на 50 вопросов!
Оксана, поставь всем пятерки в журнал.
Я буду рада, если увлечение экологией двора поможет вам стать настоящими друзьями природы, а значит, сделает наш город чище!
2. Ученик и ученица обращаются к детям: Давайте будем дружить друг с другом!
Как птицы с небом, как цветы с лугом!
Как ветер с морем, поля с дождями!
Как дружит солнце со всеми нами!
Улыбнитесь друг другу!
3. Обращаюсь к учителям:
«Прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию педагога!»
(К.Д. Ушинский) Всем спасибо за внимание!