Автор конспекта:
Автор(ы): — Глебова Ольга Владимировна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 54 г. Челябинска, учитель обществознания

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Экономика

Цель урока: — Создание условий для формирования экономического мышления учащихся на основе применения полученных знаний для решения практических задач.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / Под ред. С. И. Иванова. – Книга 1. — М: Вита-Пресс, 2008. – глава 6.

Используемая методическая литература: —

Практикум по основам экономической теории: Учебноепособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / Под ред. С. И. Иванова. – М: Вита-Пресс, 2006.

Преподавание курса "Основы экономической теории": Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / Под ред. С. И. Иванова. — М: Вита-Пресс, 2006.

Используемое оборудование: —

компьютер с операционной системой MS Windows 2000

мультимедийный проектор

интерактивная доска "Star Board" фирмы Hitachi с соответствующим программным обеспечением

раздаточный материал (индивидуальные карточки) для расчета издержек фирмы и построения графиков

Используемые ЦОР: —

авторский ЦОР презентация "Издержки фирмы" (создана в программе Microsoft Office Power Point 2003)

цифровой образовательный ресурс "1С: Школа. Экономика. 9 — 11 кл. Практикум. [Электронный ресурс]. М.: 1С, Вита-Пресс, Инфостудия Экон, Физикон, 2004"

Краткое описание: — Урок-практикум ориентирован на применение полученных знаний для вычисления общих, средних и предельных издержек, бухгалтерской и экономической прибыли. Предполагает самостоятельное решение учащимися задач, построение и анализ графиков.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Цель:
- создание условий для формирования экономического мышления учащихся на основе применения полученных знаний для решения практических задач.
Задачи:

  • выявление уровня освоения учащимися знаний о показателях экономической деятельности фирмы и умений вычислять на условных примерах экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, анализировать полученные данные, а также коррекция выявленных недостатков в освоении этих знаний и умений;
  • воспитаниеответственности за принимаемые экономические решения;
  • развитиеэкономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Ожидаемые результаты:

  • умение объяснить сущность постоянных и переменных издержек, общих, средних и предельных издержек, экономических и бухгалтерских издержек
  • умение рассчитывать общий, средний и предельный продукт фирмы
  • умение определять оптимальные размеры выпуска продукции фирмы

Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Сообщает, демонстрируя на слайде №1, тему урока, обращает внимание на цели и задачи урока, предполагаемые виды работы.
Слушая вступительное слово учителя, настраиваются на работу.
Этап фронтальной проверки домашнего задания
Организует фронтальную проверку освоения учащимися знаний об основных показателях деятельности фирмы:
- показывает на слайде 2 буквенные обозначения различных показателей: Q, L, K, APK, APL, MPL, MPК, TC, TFC, TVC, ATC, AVC, AFC, MC.
- представляет на слайде 3 суждения: «Продуктом фирмы являются не только товары, но и услуги», «Предельный продукт труда – это количество продукции, которое может выпустить один работник при максимальном напряжении сил».
Отвечают на задаваемые вопросы.
— — Называют каждый показатель и объясняют его сущность.
— — — — Анализируют суждения, объясняя, верны ли они.
Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков
Организует практическую работу по вычислению среднего и предельного продукта фирмы и построению соответствующих графиков (таблица с данными для расчетов представлена на слайде 4 )
Один ученик, используя инстру-мент "Перо" выполняет задание на доске, остальные – в тетрадях. Анализируя построенные графики, учащиеся показывают действие закона убывающей эффективности производства.
Проводит фронтальную проверку знаний по вопросам: Почему эконо-мические издержки называют из-держками отвергнутых возможнос-тей? Какие издержки обучения в школе можно отнести к явным, а какие – к неявным? (слайд 5).
Одновременно проводит индивидуальную проверку знаний при помощи заданий 6.1.10 – 6.1.17 с диска 1С: Школа «Экономика. Практикум»
Отвечают на вопросы о бухгалтерских и экономических издержках фирмы.
— — — Один ученик на доске выполняет задания, программа 1С позволяет осуществлять самопроверку, по окончании фронтального опроса остальные участвуют в обсуждении решения задачи 6.1.12.
Организует практическую работу по вычислению внутренних издержек фирмы (данные – на слайде 6): Предприниматель организовал фирму по изготовлению календарей, оставив работу на предприятии, где получал 10 тысяч рублей в месяц. Производство организовано в квартире жены, которую до этого сдавали за 8 тысяч рублей в месяц. На покупку оборудования были израсходованы 50 тысяч рублей, лежавшие на срочном вкладе в банке под 12% годовых. Затраты на расходные материалы составили 5 тысяч рублей в месяц. Зарплата нанятого работника – 7 тысяч рублей в месяц.
Выполняют задание устно в парах, ответ записывают в тетрадях, затем фронтально обсуждают результат.
Проводит фронтальную проверку сформированности умений различать постоянные и переменные издержки фирмы (по примерам на слайде 8):
— Затраты на рекламу продукции
— Приобретение топлива
— Оплата процентов по займам
— Выплата налога на имущество
— Зарплата управленческого персонала
— Расходы на заработную плату рабочих
— Амортизационные отчисления
— Уплата налога с продаж
Устно выполняют задание.
Организует по графику (слайд 8 ) анализ динамики средних издержек фирмы и построение графика предельных издержек.
Один ученик при помощи инстру-мента "Перо" выполняет задание у доски, остальные проверяют правильность его выполнения.
Организует работу с графиком (слайд 9 ) по определению оптимального объема производ-ства.
Один ученик работает у доски, остальные проверяют правиль-ность выполнения задания.
Этап закрепления нового материала
Организует индивидуальную практическую работу по вычислению общих и средних постоянных и переменных издержек фирмы, исходя из предельных издержек (данные таблицы также представлены на слайде 10 ).
Учащиеся получают индивидуаль-ные карточки с таблицей для расчетов и областями для построения графиков. По окончании расчетов проводят самопроверку, сравнивая резуль-таты с правильными ответами на слайде 11.
Организует построение на основе полученных данных графиков общих и средних издержек (слайды 12 -13).
Один учащийся выполняет задание на доске (слайды 12-13), остальные – на карточках.
Организует анализ графиков с целью определения оптимального объема производства при рыночной цене 60 единиц (слайд 14).
Учащиеся определяют оптималь-ный уровень производства при заданной цене продукции и сдают карточки на проверку.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
Объясняет цель и суть домашнего задания – закрепить отрабатывав-шиеся на уроке умений и решить задачу по данным на слайде 15 .
Записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока
Просит учащихся высказать мнения о итогах урока, личной значимости изученного материала, оценить собственную деятельность на уроке.
Делают выводы, проводят саморефлексию деятельности на уроке, уровня освоения необходимых знаний и умений.
Эффективность используемых технологий:

  • применение интерактивной доски для демонстрации слайдов при организации фронтальной работы ускоряет работу за счет переключения слайдову доски, а не у компьютера,облегчает контакт с классом за счет возможности выделения необходимых сведений при помощи инструментов «Указка» и «Маркер»;
  • использование парных форм работы позволяет развивать коммуникативные компетенции учащихся;
  • организация самостоятельной работы по решению задач и анализу графиков способствует формированию практических навыков и развитию экономического мышления учащихся;
  • применение интерактивной доски при работе с графиками усиливает наглядность, позволяет экономно расходовать учебное время и активизирует учебную деятельность учащихся;
  • использование инструментов "Перо" и "Ластик" при заполнении таблиц и построении графиков на заранее подготовленных шаблонах повышают эффективность работы учащихся;
  • использование ресурсов 1С: Школа «Экономика. Практикум» позволяет разнообразить формы работы учащихся, активизировать их познавательную деятельность, использовать самопроверку при оценке уровня знаний, а также экономит время на работу.

Файлы: деловая игра.docx
Размер файла: 441446 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология