Автор конспекта:
Автор(ы): — Рашкевич А.А.

Место работы, должность: — МСКОУ школа-интернат II вида № 12

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — Расширять кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, формировать гражданскую позицию.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Краткое описание: — Познакомить учащихся со скульптором Л.Н. Головницким и его работами. Воспитывать интерес к истории г.Челябинска. Расширять словарный запас.

Конспект занятия «Неизвестный скульптор Головницкий»

Цель: Расширять кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, формировать гражданскую позицию.

Задачи: Познакомить учащихся со скульптором Л.Н. Головницким и его работами. Воспитывать интерес к истории г.Челябинска. Расширять словарный запас.

Ожидаемые результаты: Пополняемый багаж разносторонних знаний учащихся, запас понимаемых слов и выражений, развитие слуха. Возрастание интереса к истории родного Челябинска.

Освоение новых технологий.

Форма организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя: рассказ воспитателя, повторение, вопросы, задание.

Методическая эффективность используемых технологий:

Интерактивная доска позволяет сделать занятие более динамичным, информативным.

Инт. доска позволяет повысить мотивацию учащихся через использование большого спектра наглядных пособий.

Даёт возможность выводить на экран доски картинки, карты,схемы,

создавать и перемещать объекты, запускать видео, анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами.

Подготовка к занятию (раздать слова ученикам)

1уч-ик ….Броская, артистичная внешность, пышная шапка светлых,

вьющихся волос..

2уч-ик Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

3уч-ик Скажите, пожалуйста, у скульптора Головницкого есть

дети?

4уч-ик Скажите, пожалуйста, скульптуры Головницкого есть в других

городах?

Ход занятия:

Ребята, тема нашего занятия сегодня — Неизвестный скульптор Головницкий.

(читают вместе).

Почему неизвестный? Об этом поговорим позже. Скульптор – кто это?

(смотреть словарь). Ответы детей.

У известного писателя Павла Петровича Бажова есть такая фраза: «Работа – она штука долговекая, человек умирает, а дело его живёт»(читают вместе)

-Как вы понимаете эти слова?

-Назовите людей, к которым относятся эти слова.(например учёный Менделеев, его уже нет в живых, а таблицей пользуются и будут изучать века и т.д.)

Сегодня я познакомлю вас с судьбой одного человека, к которому напрямую относятся эти слова. Это – Лев Николаевич Головницкий, скульптор.

Он наш, челябинский, здесь родился, работал и сюда вернулся навсегда.

Годы его жизни …..(прочитать на интерактивной доске), если посчитать,

он прожил немного, 65лет.Родился он в Кургане. Мама работала на заводе, отец машинистом на тепловозе. Лев Николаевич закончил Саратовское художественное училище, затем Педагогический институт.

На доме, где он жил в Челябинске, висит мемориальная доска.

Посмотрите на его фотографию и послушайте, как описывали его в газетах:

(читает слова первый ученик)

…..Броская, артистичная внешность, пышная шапка светлых, вьющихся волос…

Льва Николаевича Головницкого называли скульптором монументалистом.

Монументальный – это какой? (смотреть словарь)

Монументальный, значит огромный, величественный, сделанный на века.

Такой является скульптура «Орлёнок» на Алом поле нашего города.

Головницкому в день открытия «Орлёнка» было всего лишь 29лет,

так мало…

Алое поле… Как вы думаете, почему именно здесь поставили памятник?

(выслушать предположения детей)

Алое поле – это самый. самый первый детский парк нашего города.

Его вычищали, облагораживали дети из блокадного Ленинграда, поэтому и посвятили его детям.

Прочитайте, кому посвящён этот памятник.

У этого памятника есть предистория: «У Льва Николаевича был старший брат, который погиб во время Великой Отечественной войны. И первый «Орлёнок» был посвящён погибшему брату. Но когда комсомольцы увидели «Орлёнка» стали просить Головницкого сделать скульптуру монументальную, величественную и посвятить её всем подросткам, погибшим на войне. Лев Николаевич согласился. Собрали средства, так и появился полюбившийся всем «Орлёнок». Жители нашего города очень гордятся своим «орлёнком». Ни одна экскурсия не проходит мимо него.

Даже песню сочинили, которая так и называется «Орлёнок»

Давайте, послушаем её. Слова В. Белого, муз. А.Шведова.

Восхождение на олимп у Головницкого было стремительным. Его заметили сразу после «Орлёнка» Головницкому не исполнилось ещё и тридцати лет, а он уже возглавлял областную организацию художников.

Его новая работа «Добровольцы-танкисты». В 1975году состоялось открытие

этого памятника. У него тоже есть своя предисторя. Послушайте.

Однажды Головницкий стоял в очереди за хлебом на Кировке. В это время призывная комиссия записывала добровольцев на фронт.

Добровольцы – это кто?(читают словарь). Головницкий хорошо запомнил, как один рабочий, сбрасывая на ходу с себя спецовку, забирается на броню танка. У него ещё нет шлема, военной формы, но он уже готов к бою, готов уничтожать врага. Эта картина глубоко запечатлилась в памяти тогда ещё мальчика Головницкого. Через много лет он вылепит её из камня.

Так появился монумент «Добровольцы – танкисты»

Журналист того времени Александр Золотов написал: «Лев Николаевич был совершенно поглощён работой…. Я удивлялся, как он мог выдержать такие нагрузки, он меньше чем 10-12часов не работал, у него не было ни суббот, ни воскресений. Так появляется следущая работа — монумент «Память». Из года год приходят сюда люди поклониться погибшим героям войны, возложить цветы на могилы, и мало кто знает сколько бессонных ночей провёл Головницкий выполняя этот монумент.

Лев Николаевич Головницкий был женат. Его жена, Энрика Эмильевна Головницкая, тоже скульптор. Скульптура «А.С.Пушкин» в парке их совместная творческая работа.

Памятник А.С.Пушкину пожалуй самая поэтичная работа скульптора.

Может тут сказалось участие Энрике Эмильевны, его жены.

Здесь Пушкин – юноша. Вдохновение видится в его взгляде, жестах: «Минута и стихи свободно потекли…» эти слова точно определяют состояние Пушкина. У А.С.Пушкина были великолепные, ухоженные руки с красивыми длинными пальцами. Это хорошо видно, посмотрите.

Давайте вспомним и почитаем отрывок из стихотворения А.С.Пушкина (ученик читает стихотворение любое)

Своё занятие я назвала «Неизвестный скульптор Головницкий»

Почему неизвестный? Да потому что этот человек был очень скромный,

он не выпустил ни одного альбома, у него не было ни одной персональной выставки. Ему предлагали, но он отказывался . «Работы много» -говорил он.

Он хотел многое сделать для нашего города.

Вот его новая работа — она стоит на главной площади нашего любимого города. Это монументальная скульптура «В.И.Ленин»

(вспомнить историю, кем был В.И.Ленин)

Журналист Александр Золотов очень хорошо знал Головницкого.

Он часто приходил к нему в мастерскую на улицу Коммуны, наблюдал за его работой, удивлялся его выносливости и трудолюбию.(вот фография Головницкого

Позднее он написал о нём книгу «Причастность».

- Лев Николаевич Головницкий был тем, кого зовут самородком, человеком большого таланта. Он очень много сделал для нашего города.

Говорят, хотели назвать улицу его именем, но так и не назвали….

Задание: выбрать нужное слово и вставить в предложение.

Ребята, какие у вас есть вопросы? (задают заученные вопросы и свои)

(У Льва Николаевича Головницкого было двое детей: Наташа и Павел)

Работы Головницкого есть в Магнитогорске.

Файлы: урок.doc
Размер файла: 398336 байт.

Рубрики: Другие Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология