Автор конспекта:
Автор(ы): — Рашкевич А.А.
Место работы, должность: — МСКОУ школа-интернат II вида № 12
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — Расширять кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, формировать гражданскую позицию.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Краткое описание: — Познакомить учащихся со скульптором Л.Н. Головницким и его работами. Воспитывать интерес к истории г.Челябинска. Расширять словарный запас.
Конспект занятия «Неизвестный скульптор Головницкий»
Цель: Расширять кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, формировать гражданскую позицию.
Задачи: Познакомить учащихся со скульптором Л.Н. Головницким и его работами. Воспитывать интерес к истории г.Челябинска. Расширять словарный запас.
Ожидаемые результаты: Пополняемый багаж разносторонних знаний учащихся, запас понимаемых слов и выражений, развитие слуха. Возрастание интереса к истории родного Челябинска.
Освоение новых технологий.
Форма организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: рассказ воспитателя, повторение, вопросы, задание.
Методическая эффективность используемых технологий:
Интерактивная доска позволяет сделать занятие более динамичным, информативным.
Инт. доска позволяет повысить мотивацию учащихся через использование большого спектра наглядных пособий.
Даёт возможность выводить на экран доски картинки, карты,схемы,
создавать и перемещать объекты, запускать видео, анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами.
Подготовка к занятию (раздать слова ученикам)
1уч-ик ….Броская, артистичная внешность, пышная шапка светлых,
вьющихся волос..
2уч-ик Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3уч-ик Скажите, пожалуйста, у скульптора Головницкого есть
дети?
4уч-ик Скажите, пожалуйста, скульптуры Головницкого есть в других
городах?
Ход занятия:
Ребята, тема нашего занятия сегодня — Неизвестный скульптор Головницкий.
(читают вместе).
Почему неизвестный? Об этом поговорим позже. Скульптор – кто это?
(смотреть словарь). Ответы детей.
У известного писателя Павла Петровича Бажова есть такая фраза: «Работа – она штука долговекая, человек умирает, а дело его живёт»(читают вместе)
-Как вы понимаете эти слова?
-Назовите людей, к которым относятся эти слова.(например учёный Менделеев, его уже нет в живых, а таблицей пользуются и будут изучать века и т.д.)
Сегодня я познакомлю вас с судьбой одного человека, к которому напрямую относятся эти слова. Это – Лев Николаевич Головницкий, скульптор.
Он наш, челябинский, здесь родился, работал и сюда вернулся навсегда.
Годы его жизни …..(прочитать на интерактивной доске), если посчитать,
он прожил немного, 65лет.Родился он в Кургане. Мама работала на заводе, отец машинистом на тепловозе. Лев Николаевич закончил Саратовское художественное училище, затем Педагогический институт.
На доме, где он жил в Челябинске, висит мемориальная доска.
Посмотрите на его фотографию и послушайте, как описывали его в газетах:
(читает слова первый ученик)
…..Броская, артистичная внешность, пышная шапка светлых, вьющихся волос…
Льва Николаевича Головницкого называли скульптором монументалистом.
Монументальный – это какой? (смотреть словарь)
Монументальный, значит огромный, величественный, сделанный на века.
Такой является скульптура «Орлёнок» на Алом поле нашего города.
Головницкому в день открытия «Орлёнка» было всего лишь 29лет,
так мало…
Алое поле… Как вы думаете, почему именно здесь поставили памятник?
(выслушать предположения детей)
Алое поле – это самый. самый первый детский парк нашего города.
Его вычищали, облагораживали дети из блокадного Ленинграда, поэтому и посвятили его детям.
Прочитайте, кому посвящён этот памятник.
У этого памятника есть предистория: «У Льва Николаевича был старший брат, который погиб во время Великой Отечественной войны. И первый «Орлёнок» был посвящён погибшему брату. Но когда комсомольцы увидели «Орлёнка» стали просить Головницкого сделать скульптуру монументальную, величественную и посвятить её всем подросткам, погибшим на войне. Лев Николаевич согласился. Собрали средства, так и появился полюбившийся всем «Орлёнок». Жители нашего города очень гордятся своим «орлёнком». Ни одна экскурсия не проходит мимо него.
Даже песню сочинили, которая так и называется «Орлёнок»
Давайте, послушаем её. Слова В. Белого, муз. А.Шведова.
Восхождение на олимп у Головницкого было стремительным. Его заметили сразу после «Орлёнка» Головницкому не исполнилось ещё и тридцати лет, а он уже возглавлял областную организацию художников.
Его новая работа «Добровольцы-танкисты». В 1975году состоялось открытие
этого памятника. У него тоже есть своя предисторя. Послушайте.
Однажды Головницкий стоял в очереди за хлебом на Кировке. В это время призывная комиссия записывала добровольцев на фронт.
Добровольцы – это кто?(читают словарь). Головницкий хорошо запомнил, как один рабочий, сбрасывая на ходу с себя спецовку, забирается на броню танка. У него ещё нет шлема, военной формы, но он уже готов к бою, готов уничтожать врага. Эта картина глубоко запечатлилась в памяти тогда ещё мальчика Головницкого. Через много лет он вылепит её из камня.
Так появился монумент «Добровольцы – танкисты»
Журналист того времени Александр Золотов написал: «Лев Николаевич был совершенно поглощён работой…. Я удивлялся, как он мог выдержать такие нагрузки, он меньше чем 10-12часов не работал, у него не было ни суббот, ни воскресений. Так появляется следущая работа — монумент «Память». Из года год приходят сюда люди поклониться погибшим героям войны, возложить цветы на могилы, и мало кто знает сколько бессонных ночей провёл Головницкий выполняя этот монумент.
Лев Николаевич Головницкий был женат. Его жена, Энрика Эмильевна Головницкая, тоже скульптор. Скульптура «А.С.Пушкин» в парке их совместная творческая работа.
Памятник А.С.Пушкину пожалуй самая поэтичная работа скульптора.
Может тут сказалось участие Энрике Эмильевны, его жены.
Здесь Пушкин – юноша. Вдохновение видится в его взгляде, жестах: «Минута и стихи свободно потекли…» эти слова точно определяют состояние Пушкина. У А.С.Пушкина были великолепные, ухоженные руки с красивыми длинными пальцами. Это хорошо видно, посмотрите.
Давайте вспомним и почитаем отрывок из стихотворения А.С.Пушкина (ученик читает стихотворение любое)
Своё занятие я назвала «Неизвестный скульптор Головницкий»
Почему неизвестный? Да потому что этот человек был очень скромный,
он не выпустил ни одного альбома, у него не было ни одной персональной выставки. Ему предлагали, но он отказывался . «Работы много» -говорил он.
Он хотел многое сделать для нашего города.
Вот его новая работа — она стоит на главной площади нашего любимого города. Это монументальная скульптура «В.И.Ленин»
(вспомнить историю, кем был В.И.Ленин)
Журналист Александр Золотов очень хорошо знал Головницкого.
Он часто приходил к нему в мастерскую на улицу Коммуны, наблюдал за его работой, удивлялся его выносливости и трудолюбию.(вот фография Головницкого
Позднее он написал о нём книгу «Причастность».
- Лев Николаевич Головницкий был тем, кого зовут самородком, человеком большого таланта. Он очень много сделал для нашего города.
Говорят, хотели назвать улицу его именем, но так и не назвали….
Задание: выбрать нужное слово и вставить в предложение.
Ребята, какие у вас есть вопросы? (задают заученные вопросы и свои)
(У Льва Николаевича Головницкого было двое детей: Наташа и Павел)
Работы Головницкого есть в Магнитогорске.
Файлы: урок.doc
Размер файла: 398336 байт.