Автор конспекта:
Автор(ы): — Ходжер Елена Владимировна

Место работы, должность: — МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, учитель истории и обществознания

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

на примере творчества художников лагеря Компьень продемонстрировать учащимся силу духа человека, его желание творить, независимо от внешних обстоятельствах.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Используемые ЦОР: —

Презентация: «Искусство за колючей проволокой»

Краткое описание: — Практическими задачами образования являются: расширение знаний о Холокосте с помощью изучения биографий и творчества художников лагеря, понимание произведений искусства с точки зрения их источниковедческой функции, как памятника прошлого, способного рассказать о жизни в лагере. На уроке используются работы художников Давида Брайнина, Абрама Йозефа Берлина, Жака Готко (Яков Готковский). — http://art.holocaust-education.net В результате учащиеся знакомятся с произведениями художников, созданными в тяжелых условиях лагерного существования. Осознают силу искусства, не только с эстетической точки зрения, но и с моральной стороны.

Технологическая карта плана-конспекта урока по искусству (МХК, история) для учащихся старших классов

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный. Работа с цитатами.

Учитель задает наводящие вопросы к цитатам:

— Что, по-вашему, значит «искусство»? Приведите примеры произведений искусства.

— Как вы понимаете высказывание Стендаля: «Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других»?

— Согласны ли вы с ним? Почему?

— Как вы понимаете высказывание Чехова:«Можно лгать в любви, в политике, в медицине,

можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя»?

— Согласны ли вы с ним? Почему?

— Какую роль в жизни человека играет искусство?

— Может ли человек существовать без искусства?

Учащиеся отвечают на вопросы. Приблизительные/ожидаемые ответы учащихся:

Искусство – это духовная сфера человеческой деятельности; отрасль знания; то, чем занимаются художники, поэты, актёры…

Примеры: архитектура, скульптура, изобразительное искусство, театр, кино…

— Чтобы создать произведение искусства, нужно осознать, почувствовать то, что хочешь передать окружающим; на пустом месте не рождаются произведения искусства; только- то произведение может считаться искусством, которое позволяет вызвать у читателя/зрителя какие-либо ощущения (радость, ненависть, сочувствие…)…

— Да, потому что невозможно создать произведение искусства (картину, скульптуру, роман..) без каких-либо ощущений, всегда необходимо вдохновение…

— невозможно солгать, когда создаешь что-либо под впечатлением; произведение всегда отражает переживания, мысли, чувства автора; обман везде и всегда сопровождает человека, а искусство и обман понятия несовместимые, так как, произведение, созданное не искренне, искусством считаться не может…

— Да, потому что невозможно обмануть искусство; так как произведение всегда отражает переживания, мысли, чувства автора…

— Искусство в жизни человека играет большую роль; без искусство человек не будет считаться человеком; искусство помогает людям в трудную минуту; искусство – вечный спутник человека; именно в искусстве человек раскрывается; искусство помогает человеку в трудную минуту

2. Изучение нового материала.

1) Учитель сообщает цель урока:

— Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями искусства, созданными в тяжелых условиях заключения в концентрационных лагерях периода Второй мировой войны.

— Кто назовёт мне даты Второй мировой войны?

— Назовите мне основные события войны.

Учитель сообщает (если это не было сказано/если прозвучало, то дополняет)

— Во время Второй мировой войны фашистами было уничтожено более 6 млн. евреев. Данное событие вошло в историю под названием – Холокост.

Учитель коротко рассказывает о Холокосте.

  • Рассказ о лагере Компьень.
  • Знакомство с еврейскими художниками, создававшими картины в лагере.
  • Восприятие информации

    — 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.

    — Захват Германией Польши, других государств Западной и Восточной Европы; нападение Германии на СССР; фашизм…

    Восприятие информации

    1-й ученик рассказывает о Давиде Брайнине

    2-й – о Абраме Йозефе Берлине

    3-й — о Жаке Готко

    Доклады распределены и подготовлены заранее.

    3. Итог урока

    Вопросы учителя:

    — Может ли искусство существовать за колючей проволокой?

    — Удалось ли художникам передать те ощущения, которые испытали сами, согласно Стендалю?

    — Что мы можем сказать о работах, написанных «за колючей проволокой»?

    Приблизительные/ожидаемые ответы учащихся:

    — Да, несомненно, вышеперечисленные примеры яркие тому доказательства….

    — Удалось, например, глядя на произведения Абрама Йозефа Берлина, понимаешь, что человек должен всегда надеяться на лучшее, не впадать в отчаяние. Использованная им цветовая гамма лишнее тому доказательство. Зеленый, бирюзовый, другие нежные тона настраивают зрителя только на лучшее…

    Результатом проведенной деятельности (урока) будет считаться достижение цели. Свидетельством достижения цели будут являться ответы учащихся, их реакция на материал. Данный конспект урока может быть использован учителями-предметниками, как на уроках Мировой художественной культуры, так и на истории. Урок построен так, что может органично вписаться в контекст вышеперечисленных дисциплин, а так же служить началом изучения Изобразительного искусства периода Холокоста.

    Файлы: План-конспект.doc
    Размер файла: 69632 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология