Автор конспекта:
Автор(ы): — Жилина Светлана Александровна

Место работы, должность: —

МБДОУ "Детский сад №17 комбинированного вида"

учитель — логопед

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель

Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Логопедия
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Закрепление знаний по лексической теме: "Насекомые".

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемая методическая литература: —

  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  • О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет», СПб.: Паритет, 2006г., стр. 192
  • Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
  • Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ: Астрель. 2007.
  • Используемое оборудование: —

    Презентация «Насекомые», ноутбук. Мнемокарточки для выполнения артикуляционной гимнастики, мнемосхема для проговаривания действия «Ориентировка на доске», макет цветка, макеты насекомых, картонные плоские цветы, магниты, тренажеры для дыхания «Бабочки», листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

    Используемые ЦОР: —

  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/nasekomye-0
  • http://www.logoped.ru/tuvyov01.htm
  • http://festival.1september.ru/articles/630548/
  • Краткое описание: —

    Дети отгадывают загадки о насекомых, играют в игры Один — много, Скажи наоборот, тренируются в использовании сложных предлогов и составлении сложноподчиненных предложений. В занятие включены здоровье сберегающие игры: артикуляционная гимнастика,пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения и др.

    Ход занятия:

    I.Организационный момент

    Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними.

    Создание положительного эмоционального фона:

    Встали дети дружно в круг,

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся! (выполнение движений по тексту)

    Логопед: Молодцы, садитесь на свои места.

    Для того, чтобы лучше говорить, нужно подготовить язычок. Поиграем с язычком, выполним артикуляционную гимнастику. Выполнение артикуляционной гимнастики. Логопед показывает мнемосхемы, дети выполняют упражнения («Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка» и другие).

    II. Основная часть.

    1.Отгадывание загадок (мышление)

    Логопед: Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего занятия. (слайд 2)

    На ромашку у ворот

    Приземлился вертолет.

    Серебристые глаза.

    Кто же это……(стрекоза) (слайд 3)

    И под тяжелой ношей (слайд 4)

    Спешит на помощь друг

    Тут народ хороший,

    В беде не бросит вдруг.

    Без работы-хоть убей!-

    Жить не может …(муравей) (слайд 5)

    Всех жуков она милей, (слайд 6)

    Спинка алая на ней,

    А на ней кружочки,

    Черненькие точки. (божья коровка) (слайд 7)

    Домовитая хозяйка (слайд 8)

    Пролетает над лужком,

    Похлопочет над цветком

    И поделится медком. (пчела) (слайд 9)

    Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать муравья, пчелу, божью коровку, стрекозу (ответы детей). Насекомые. И сегодня тема нашего занятия «Насекомые».

    2. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Пчела» Н. Нищева.

    Логопед: Ребята, пчелка приглашает нас поиграть в пальчиковую гимнастику «Пчела»

    Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

    Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают один палец)

    А за нею шмель – шмелек

    И веселый мотылек,

    Два жука и стрекоза,

    Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

    Пожужжали, полетали,

    От усталости упали. (опускают ладони на стол)

    3.Образование существительных родительного падежа множественного числа.

    Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много». (с мячом)

    Один жук – много жуков.

    Один комар – много комаров.

    Одна муха – много мух.

    Одна бабочка – много бабочек.

    Одна стрекоза – много стрекоз.

    Один муравей – много муравьев.

    Одна мошка – много мошек.

    Одна пчела – много пчел.

    Один шмель – много шмелей.

    4.Активизация словарного запаса.

    Логопед. Какую пользу приносят насекомые? ( Насекомые — корм для птиц, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочки радуют своей красотой). Какой вред приносят насекомые? (гусеницы поедают растения, комары кусают).

    Логопед: Все они в месте – маленькие жители планеты и их надо беречь.

    5. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

    Логопед: А сейчас мы свами поиграем с нашими ручками, выполним знакомые вам упражнения.

    «Кулак-ребро-ладонь» — четыре положения руки на плоскости последовательно

    сменяют друг друга.

    Упражнения выполняются сначала в медленном темпе,

    затем быстрее.

    Ладошки вверх,

    Ладошки вниз,

    На бочок

    И в кулачок.

    Логопед: Молодцы ребята, все выполнили упражнения верно.

    6. Закрепление умения употреблять предлоги из — за, из — под, из.

    (Сюрпризный момент).

    Логопед: Посмотрите ребята, какой у меня есть красивый цветок, на нем маленькие жители.

    Логопед достает цветок в горшке, на котором п

    рицеплены игрушечные насекомые.

    Дети берут насекомых и проговаривают, откуда они их взяли.

    Я достал стрекозу из-за стебелька.

    Я достала бабочку из-под листа.

    Я достал пчелу из цветка.

    Я достала муравья из-под цветка.

    Я достал жука из-под камня.

    7. Сравнение насекомых и пауков. Расширение знаний, закрепление понятий, согласование числительных с существительным.

    Логопед: Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?

    Дети отвечают: у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало.

    Логопед: А чем отличаются?

    Дети: у одних есть крылья — называются «летающие», у других нет — «нелетающие».

    Логопед: обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

    Посмотрите ребята. Кто это спрятался под камнем? Это паук. А паук это насекомое? Рассматривают паука и насекомых. Считают лапки: одна лапка, две лапки…. (согласование числительного с существительным). У паука 8 лапок, а у насекомых – 6.

    Значит паук не насекомое.

    Логопед: давайте еще раз посмотрим на картинки.

    Муравей — насекомое, а паук — это не насекомое.. (слайд 10)

    8. Активизация активного словаря, использование слов антонимов;

    Игра «Скажи наоборот» (антонимы)

    Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

    Дети по одному подходят к ноутбуку и включаются в работу.

    Логопед: Кто нарисован на картинке?

    Ребенок: На картинке нарисован майский жук и божья коровка.

    Логопед: Я буду говорить про жука, а ты подумай и скажи про божью коровку. Напоминаю – играем в игру «Скажи наоборот». Так проводят работу с каждым ребенком.

    Майский жук большой, а божья коровка… (слайд 11)

    У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …(слайд 12)

    У жука усы толстые, а у бабочки …(слайд 13)

    Бабочка красивая, а паук …(слайд 14)

    Муравей передвигается быстро, а гусеница …(слайд 15)

    9. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Упражнение «Гусеница».

    Логопед: Давайте представим, что мы гусеницы и выполним

    уже знакомое нам упражнение «Гусеница».

    Гусеница, гусеница в шубке золотистой,

    Отправляйся, гусеница, под листок тенистый.

    От лягушки под листком сможешь ты укрыться,

    В голубой его тени не заметит птица.

    Предстоит тебе скрутиться в кокон под листком,

    Чтоб потом родиться снова мотыльком.

    10. Упражнение «Разноцветные бабочки». Дыхательная гимнастика.

    Логопед: Ребята, посмотрите, в каких красивых бабочек превратились гусеницы! (логопед раздает самодельные тренажеры для дыхания «Бабочки»).

    Давайте подуем на них, чтобы они закружились в воздухе. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой (дети выполняют упражнение 4-5 раз по команде логопеда).

    11. Игровое упражнение «Рассели бабочек по цветочкам». Развитие зрительно – пространственных представлений. Развитие связной речи, образование сложноподчиненных предложений.

    Логопед: Куда же нам посадить бабочек?

    Дети: На цветы.

    Логопед размещает цветы на магнитной доске (по углам и в центре). Приглашает по одному ребенку и дает задание посадить бабочку на определенный цветок. Ребенок сажает бабочку и проговаривает, по схеме, на какой цветок он посадил насекомое.

    Ребенок: Я посажу свою бабочку на цветок, который находится в левом нижнем углу доски.

    Также, используя схему, работают все дети.

    12.Релаксационное упражнение «Узнай насекомое». Развитие фонематического слуха.

    Логопед: Ребята, а теперь немного отдохнем и послушаем, какие звуки издают насекомые.

    (писк комара, жужжание пчел, стрекотание кузнечика, жужжание мухи) (слайд 16).

    Молодцы, ребята! Вы узнали всех насекомых.

    13. Деление слов на слоги.

    А теперь давайте разделим слова на слоги. Отхлопываем слоги. (ко – мар, куз – не – чик, пче – ла, му – ха).

    14. Гимнастика для глаз.

    Логопед: Ребята, посмотрите, к нам «прилетела муха» (слайд 17), давайте выполним гимнастику для глаз, понаблюдаем за мухой.

    Встаньте ровно, расправьте плечи, руки опустите вдоль туловища, голову держим ровно, не наклоняем и не поворачиваем. Итак, начнем.

    Муха полетела направо, муха полетела налево, муха села на потолок, муха села на пол. (Дети выполняют движения глазами, четко следуя инструкции логопеда).

    Молодцы! Садитесь на свои места.

    15. Массажная гимнастика.

    Логопед: Давайте выполним с вами звуковой разбор слова МУХА.

    Перед тем, как выполнять звуковой разбор,

    помассируем пальчики карандашом.

    Карандаш в руках вращаю,

    Карандаш в руках верчу.

    Непременно, каждый пальчик,

    Быть послушным научу.

    16.Закрепление навыка звукового анализа.

    Логопед предлагает составить схему слова МУХА

    Сколько слогов в слове?

    Назовите гласные.

    Назовите первый звук.

    Назовите третий.

    Сделайте звуковой анализ слова.

    (Дети выполняют задание).

    Как измениться схема, если будет слово МУХИ?

    Почему?

    Ответы детей.

    17. Подведение итогов занятия.

    Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия? А, кого мы сегодня сравнивали с насекомыми? Паук, насекомое?

    А почему? А, что мы сегодня еще делали на занятие? (Ответы детей)

    Логопед: Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы — молодцы!

    И на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых наложенные друг на друга). Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых, которых выберите сами. Ребята, спасибо за занятие!

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология