Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Лариса Борисовна

Место работы, должность: — Подоскляйский филиал имени Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Определить значимость тембра певческого голоса в раскрытии образа исполнителем

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

программы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.

Используемая методическая литература: —

методические рекомендации к поурочному планированию

Используемое оборудование: —

проектор, компьтер, музыка в формате mp3

Используемые ЦОР: —

слайдовая презентация

Краткое описание: — Через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что — влияние искусств друг на друга очевидно. — произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства. — через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно – эмоциональное отношение к искусству. — через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.

Данныеурокипостроенынапринципаххудожественно- образнойвыразительностимузыкальногоязыка,какосновыэмоционально-целостноговосприятияявленийокружающегомирачерезобщениесискусством.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕУРОКОВ

направленонарешение проблемымодуля «Музыка и литература»

«Художественноеединствоиотличиемузыкиилитературы»

ПРОБЛЕМАДАННЫХУРОКОВ:

Урок 1.Какие литературные жанры могут являться сюжетом для оперы?

Урок 2. Может ли музыкарассказать сказку?

ТИПУРОКОВ:

Урок 1. Урок изучения нового материала.

Урок 2. Урокзакрепления.

ВИДУРОКОВ:

Урок 1. Введениевмирмузыкальноготеатра.

Урок 2. Мир музыкальноготеатра.

ПРОЕКТИРУЕМЫЙРЕЗУЛЬТАТ:

- черезключевую проблемнуюситуацию, проходящую по всему «звену» данныхуроков, обозначенную вформевопроса «В чёмхудожественноеединство и отличиемузыкиотлитературы?Учащиеся,поэтапнорешая поставленные наурокахзадачи, приходятквыводу, что

-влияние искусствдруг надругаочевидно.

-произведенияодного вида искусства вдохновляютнасозданиепроизведенийв другомвидеискусства.

- черезуслышанное и увиденноедети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно – эмоциональное отношение к искусству.

-через слушание и сравнение музыкальныхпроизведений выделяютособенности музыкальнойречи, тембровыекраскичеловеческогоголоса.

ВЕДУЩИЕМЕТОДЫ:

Методыстимулирования и мотивации учения: мозговойштурм, учебнаядискуссия.

Методыорганизации и осуществленияучебныхдействийиопераций: «моделирование художественно-творческого процесса» «содержательныйанализмузыкальныхпроизведений», «художественноедвижение», погружение.

Методыконтроляисамоконтроля:«цифровойдиктант», тестирование.

Урок№2.

Являетсявторымизтрёхвмодуле«Опера».

ТЕМАУРОКА:«Изчегосостоит опера».

ЦЕЛЬУРОКА:Определитьзначимостьтембрапевческогоголоса враскрытииобразаисполнителем

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научитьанализироватьмузыкальноепроизведениенаосноветембровыххарактеристик.

Развивающая: развить эмоциональнуюотзывчивость.

Воспитательная: побудитьдетейкобщениюс искусством в музыкальномтеатре.

ФОРМЫРАБОТЫ:

- слушание (анализисопоставление) музыкальныхфрагментов

- исполнение (попевка, разучиваниепесни)

- просмотрнаглядногоматериала

ФОРМЫКОНТРОЛЯ: рубежный (выявлениерезультатаопределённогоэтапа)

ДИДАКТИЧЕСКОЕОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер, проектор, экран.

- музыкальныйцентр

- аудиокассеты,компакт СД, ДВД — дискисвидео и муз. материалом

- фортепиано

- рабочаядоска

- раздаточныйматериал: текстыпесен

ХОДУРОКА.

СЛАЙД:Темаурока: «Изчегосостоитопера»

Цель урока: определитьзначимостьтембра певческогоголос враскрытииобраза.

1-й этап.

Музыкальноеприветствие:

У: «Здравствуйте, дети».

Д: «Здравствуйте»

У:Сегоднянауроке мыещеразобратимсякжанрам,зависящимотлитературы.Назовите их.

(детиперечисляютжанры)

У: Из перечисленныхвамижанровнасегодняшнемурокебудутприсутствовать песняи опера: самыйпростойисамыйсложныйвидыжанров. Предлагаювам

начать спростого. Продолжим разучивание песни «Школьныйроманс». Определитетемп, динамику, лад, настроение. (Исполнение с учителем 1 куплета)

Д: темп – спокойный, динамика – умеренно громко, лад – минор, настроение – лирическое, печальное, задумчивое.

У: Как выдумаете,почему автордалназваниеэтойпесне«Школьныйроманс», чтороднитеёсромансом?

Д: содержание: чувства,переживания.

У: Начнёмразучивать, нодляэтого,сначалараспоёмся (слоги «лё-ли» по минорномутрезвучию).Откройтетексты (папкинапартах). Затем разучивание текста 2 и 3 куплетов. Исполнение.

2-й этап.

У: Посмотритенаэкран. Темасегодняшнегоурока«Изчегосделанаопера».

Точтооперныйспектакльсостоитиздействий, амеждунимибываютантракты, мыузналисвамина предыдущемуроке. Авоткакимсодержанием наполненыкартины, и изчегоскладываетсяэтосодержаниевнутрикартин, мы узнаем сегодня.

Целью сегодняшнегоурокабудет: понятькактемброваяокраскапевческогоголосапомогаетисполнителюраскрытьобразперсонажа.

Какназываетсясольныйномерперсонажавопере?

Д: Ария (вспоминаемраспределениеголосовпопартиям) учительзаписываетнадоске. Мужские: бас-баритон-тенор. Женские: контральто — альт-меццо-сопрано-сопрано -колоратурноесопрано.

СЛАЙД: Портрет Н.Римского – Корсакова.

Переднамивеликийрусскийкомпозитор – Н. Римский Корсаков. Егоназывают Величайшимсредимузыкантов сказочником.

Сказочность Римский-Корсаковпонимаеточеньшироко,обобщённо.У негоестьисобственносказки: воперах- «Снегурочка» попьесе А.Островского, «Кащейбессмертный»,пушкинские«Сказка о царе Салтане» и «Золотойпетушок»; в симфоническоймузыке –«Шехеразада», «Сказка». Кроме тогокомпозиторобращается кнародномуэпосу вопере«Садко»;легендам – вопере«СказаниеоневидимомградеКитеже идевеФевронии»;народнымпреданиямифантастике – воперах«Майскаяночь», «Ночьпередрождеством».

Заэтиминазваниями- пёстраявереницаперсонажей: дочьМорозаиВесны –Снегурочка, мудрыйцарьберендей, новгородскийгусляр Садко,морскаяцаревнв ВолховаицаревнаЛебедь,леснаядевушкаФевронияиШемаханскаяцарица.Иукаждогосвояистория,своясказка.

СЛАЙД: Н.Римский-Корсаковопера «Снегурочка»

Сегоднявмузыкальномтеатреидетспектакль Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Вашимдомашнимзаданиембылопознакомиться ссюжетомэтойсказки. Давайтеназовёмдействующихлицэтого произведения.( детиперечисляют)

КакивдругихсказочныхоперахРимского-Корсакова,в«Снегурочке»мируреальному (народ, Бобыль иБобылиха, Купава, Мизгирь)противопоставленмир

сказочно-фантастический(Весна, Мороз, Леший). СвязующимзвеноммеждунимиявляютсяпастухЛель, Снегурочка истарыйПремудрый»царьБерендей.

Мысвамиостановимсянадвухперсонажах: ЛельиСнегурочка 3-й этап.

СЛАЙД:СнегурочкаиЛель (иллюстрация)

У: Чтоэтозаперсонажиикакимиих изображаетОстровский?

Д: Лель – юноша, пастушок, добрый, беззаботный, хорошо играетнарожке,красивопоёт. Благородный,человечный.

ОбразЛеляприобретает у Римского-Корсаковаособыйглубокийсмысл.

Пастух Лель, любимецсолнца, олицетворяет собою народноеискусство, поэтомусольныеномера(арии) этогоперсонажавесьмаблизкинароднымпесням.

Если бы вы быликомпозитором, какому голосу выпоручили быисполнениепартииЛеля, и почему?

Д: Контральто. Потому, что юноша, потому, что умеет любить и бытьблагородным.

У: ПослушайтепеснюЛеля «Туча согромомсговаривалась». Тембркакойпартиивыбралкомпозитор? Определитетемп, лад, настроение..

СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)

У: Следующийглавныйперсонаж – Снегурочка. Охарактеризуйте этотперсонаж.

Д: Красивая, беззаботная, ейнравятсяпесни.

У: Нохолодная. Она умеетрадоватьсякрасотелюдскихпесен, огорчаться из-заневниманияксебе,ноонанеспособналюбить. А ей так хочется этого.

Веснаплетёт дляСнегурочкиволшебныйвенок, надевкоторыйонадолжнаполюбить. Каждыйцветочекэтоговенкаимеетсвоичудесныесвойства:

(читает ребёнок)

Зорьвесеннихцветдушистый

Белизнутвоихланит

Белыйландыш, ландышчистый

Томнойнегойозарит;

Барской спесибархаталый

Опушиттвоиуста

Дастулыбкуцветикмалый,

Незабудка-красота;

Розарозойзаалеет

Нагрудиинаплечах,

Василёчек засинеет

Ипросветитсявочах;

Кашкимёдизустпольётся

Чарованиемума.

Незаметнопроберётся

Вдушулипкаядрёма.

Максердечко отуманит

И рассудокусыпит,

Хмельланитынарумянит

И головкузакружит.

НадеввенокСнегурочка, как быперерождается.Передвсемнародом Снегурочкапризнаётсяв своейлюбвикМизгирю. Но любовьдлянеё – гибель.

На неёпадаетяркий лучсолнца, и Снегурочка погибает.

Какомуголосу выпоручили быисполнениепартииСнегурочки?

Послушайте «СценутаянияСнегурочки».

Определитетемп, лад,настроение.

СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)

4-й этап.

У:На этомзаканчиваетсянашезнакомствосопернымспектаклем«Снегурочка».

Изчегосостоитоперныйспектакль?

Д: Действия – картины :сцены, арии , хор, инструментальныеэпизоды.

У: Как выбортембракомпозиторомпомогаетраскрытьисполнителюобразперсонажа?

Д: молодость, резвость, чувственностьЛеляраскрываеттембрконтральто. Нежность, красоту, вначалехолодность, а затем душевность, искренность Снегурочки – колоратурноесопрано.

5-й этап. Выставлениеотметок.

Домашнее задание: МифобОрфее.

Файлы: Презентация2.ppt
Размер файла: 2040832 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология