Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Лариса Борисовна
Место работы, должность: — Подоскляйский филиал имени Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Определить значимость тембра певческого голоса в раскрытии образа исполнителем
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
программы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.
Используемая методическая литература: —
методические рекомендации к поурочному планированию
Используемое оборудование: —
проектор, компьтер, музыка в формате mp3
Используемые ЦОР: —
слайдовая презентация
Краткое описание: — Через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что — влияние искусств друг на друга очевидно. — произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства. — через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно – эмоциональное отношение к искусству. — через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.
Данныеурокипостроенынапринципаххудожественно- образнойвыразительностимузыкальногоязыка,какосновыэмоционально-целостноговосприятияявленийокружающегомирачерезобщениесискусством.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕУРОКОВ
направленонарешение проблемымодуля «Музыка и литература»
«Художественноеединствоиотличиемузыкиилитературы»
ПРОБЛЕМАДАННЫХУРОКОВ:
Урок 1.Какие литературные жанры могут являться сюжетом для оперы?
Урок 2. Может ли музыкарассказать сказку?
ТИПУРОКОВ:
Урок 1. Урок изучения нового материала.
Урок 2. Урокзакрепления.
ВИДУРОКОВ:
Урок 1. Введениевмирмузыкальноготеатра.
Урок 2. Мир музыкальноготеатра.
ПРОЕКТИРУЕМЫЙРЕЗУЛЬТАТ:
- черезключевую проблемнуюситуацию, проходящую по всему «звену» данныхуроков, обозначенную вформевопроса «В чёмхудожественноеединство и отличиемузыкиотлитературы?Учащиеся,поэтапнорешая поставленные наурокахзадачи, приходятквыводу, что
-влияние искусствдруг надругаочевидно.
-произведенияодного вида искусства вдохновляютнасозданиепроизведенийв другомвидеискусства.
- черезуслышанное и увиденноедети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно – эмоциональное отношение к искусству.
-через слушание и сравнение музыкальныхпроизведений выделяютособенности музыкальнойречи, тембровыекраскичеловеческогоголоса.
ВЕДУЩИЕМЕТОДЫ:
Методыстимулирования и мотивации учения: мозговойштурм, учебнаядискуссия.
Методыорганизации и осуществленияучебныхдействийиопераций: «моделирование художественно-творческого процесса» «содержательныйанализмузыкальныхпроизведений», «художественноедвижение», погружение.
Методыконтроляисамоконтроля:«цифровойдиктант», тестирование.
Урок№2.
Являетсявторымизтрёхвмодуле«Опера».
ТЕМАУРОКА:«Изчегосостоит опера».
ЦЕЛЬУРОКА:Определитьзначимостьтембрапевческогоголоса враскрытииобразаисполнителем
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научитьанализироватьмузыкальноепроизведениенаосноветембровыххарактеристик.
Развивающая: развить эмоциональнуюотзывчивость.
Воспитательная: побудитьдетейкобщениюс искусством в музыкальномтеатре.
ФОРМЫРАБОТЫ:
- слушание (анализисопоставление) музыкальныхфрагментов
- исполнение (попевка, разучиваниепесни)
- просмотрнаглядногоматериала
ФОРМЫКОНТРОЛЯ: рубежный (выявлениерезультатаопределённогоэтапа)
ДИДАКТИЧЕСКОЕОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, проектор, экран.
- музыкальныйцентр
- аудиокассеты,компакт СД, ДВД — дискисвидео и муз. материалом
- фортепиано
- рабочаядоска
- раздаточныйматериал: текстыпесен
ХОДУРОКА.
СЛАЙД:Темаурока: «Изчегосостоитопера»
Цель урока: определитьзначимостьтембра певческогоголос враскрытииобраза.
1-й этап.
Музыкальноеприветствие:
У: «Здравствуйте, дети».
Д: «Здравствуйте»
У:Сегоднянауроке мыещеразобратимсякжанрам,зависящимотлитературы.Назовите их.
(детиперечисляютжанры)
У: Из перечисленныхвамижанровнасегодняшнемурокебудутприсутствовать песняи опера: самыйпростойисамыйсложныйвидыжанров. Предлагаювам
начать спростого. Продолжим разучивание песни «Школьныйроманс». Определитетемп, динамику, лад, настроение. (Исполнение с учителем 1 куплета)
Д: темп – спокойный, динамика – умеренно громко, лад – минор, настроение – лирическое, печальное, задумчивое.
У: Как выдумаете,почему автордалназваниеэтойпесне«Школьныйроманс», чтороднитеёсромансом?
Д: содержание: чувства,переживания.
У: Начнёмразучивать, нодляэтого,сначалараспоёмся (слоги «лё-ли» по минорномутрезвучию).Откройтетексты (папкинапартах). Затем разучивание текста 2 и 3 куплетов. Исполнение.
2-й этап.
У: Посмотритенаэкран. Темасегодняшнегоурока«Изчегосделанаопера».
Точтооперныйспектакльсостоитиздействий, амеждунимибываютантракты, мыузналисвамина предыдущемуроке. Авоткакимсодержанием наполненыкартины, и изчегоскладываетсяэтосодержаниевнутрикартин, мы узнаем сегодня.
Целью сегодняшнегоурокабудет: понятькактемброваяокраскапевческогоголосапомогаетисполнителюраскрытьобразперсонажа.
Какназываетсясольныйномерперсонажавопере?
Д: Ария (вспоминаемраспределениеголосовпопартиям) учительзаписываетнадоске. Мужские: бас-баритон-тенор. Женские: контральто — альт-меццо-сопрано-сопрано -колоратурноесопрано.
СЛАЙД: Портрет Н.Римского – Корсакова.
Переднамивеликийрусскийкомпозитор – Н. Римский Корсаков. Егоназывают Величайшимсредимузыкантов сказочником.
Сказочность Римский-Корсаковпонимаеточеньшироко,обобщённо.У негоестьисобственносказки: воперах- «Снегурочка» попьесе А.Островского, «Кащейбессмертный»,пушкинские«Сказка о царе Салтане» и «Золотойпетушок»; в симфоническоймузыке –«Шехеразада», «Сказка». Кроме тогокомпозиторобращается кнародномуэпосу вопере«Садко»;легендам – вопере«СказаниеоневидимомградеКитеже идевеФевронии»;народнымпреданиямифантастике – воперах«Майскаяночь», «Ночьпередрождеством».
Заэтиминазваниями- пёстраявереницаперсонажей: дочьМорозаиВесны –Снегурочка, мудрыйцарьберендей, новгородскийгусляр Садко,морскаяцаревнв ВолховаицаревнаЛебедь,леснаядевушкаФевронияиШемаханскаяцарица.Иукаждогосвояистория,своясказка.
СЛАЙД: Н.Римский-Корсаковопера «Снегурочка»
Сегоднявмузыкальномтеатреидетспектакль Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вашимдомашнимзаданиембылопознакомиться ссюжетомэтойсказки. Давайтеназовёмдействующихлицэтого произведения.( детиперечисляют)
КакивдругихсказочныхоперахРимского-Корсакова,в«Снегурочке»мируреальному (народ, Бобыль иБобылиха, Купава, Мизгирь)противопоставленмир
сказочно-фантастический(Весна, Мороз, Леший). СвязующимзвеноммеждунимиявляютсяпастухЛель, Снегурочка истарыйПремудрый»царьБерендей.
Мысвамиостановимсянадвухперсонажах: ЛельиСнегурочка 3-й этап.
СЛАЙД:СнегурочкаиЛель (иллюстрация)
У: Чтоэтозаперсонажиикакимиих изображаетОстровский?
Д: Лель – юноша, пастушок, добрый, беззаботный, хорошо играетнарожке,красивопоёт. Благородный,человечный.
ОбразЛеляприобретает у Римского-Корсаковаособыйглубокийсмысл.
Пастух Лель, любимецсолнца, олицетворяет собою народноеискусство, поэтомусольныеномера(арии) этогоперсонажавесьмаблизкинароднымпесням.
Если бы вы быликомпозитором, какому голосу выпоручили быисполнениепартииЛеля, и почему?
Д: Контральто. Потому, что юноша, потому, что умеет любить и бытьблагородным.
У: ПослушайтепеснюЛеля «Туча согромомсговаривалась». Тембркакойпартиивыбралкомпозитор? Определитетемп, лад, настроение..
СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)
У: Следующийглавныйперсонаж – Снегурочка. Охарактеризуйте этотперсонаж.
Д: Красивая, беззаботная, ейнравятсяпесни.
У: Нохолодная. Она умеетрадоватьсякрасотелюдскихпесен, огорчаться из-заневниманияксебе,ноонанеспособналюбить. А ей так хочется этого.
Веснаплетёт дляСнегурочкиволшебныйвенок, надевкоторыйонадолжнаполюбить. Каждыйцветочекэтоговенкаимеетсвоичудесныесвойства:
(читает ребёнок)
Зорьвесеннихцветдушистый
Белизнутвоихланит
Белыйландыш, ландышчистый
Томнойнегойозарит;
Барской спесибархаталый
Опушиттвоиуста
Дастулыбкуцветикмалый,
Незабудка-красота;
Розарозойзаалеет
Нагрудиинаплечах,
Василёчек засинеет
Ипросветитсявочах;
Кашкимёдизустпольётся
Чарованиемума.
Незаметнопроберётся
Вдушулипкаядрёма.
Максердечко отуманит
И рассудокусыпит,
Хмельланитынарумянит
И головкузакружит.
НадеввенокСнегурочка, как быперерождается.Передвсемнародом Снегурочкапризнаётсяв своейлюбвикМизгирю. Но любовьдлянеё – гибель.
На неёпадаетяркий лучсолнца, и Снегурочка погибает.
Какомуголосу выпоручили быисполнениепартииСнегурочки?
Послушайте «СценутаянияСнегурочки».
Определитетемп, лад,настроение.
СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)
4-й этап.
У:На этомзаканчиваетсянашезнакомствосопернымспектаклем«Снегурочка».
Изчегосостоитоперныйспектакль?
Д: Действия – картины :сцены, арии , хор, инструментальныеэпизоды.
У: Как выбортембракомпозиторомпомогаетраскрытьисполнителюобразперсонажа?
Д: молодость, резвость, чувственностьЛеляраскрываеттембрконтральто. Нежность, красоту, вначалехолодность, а затем душевность, искренность Снегурочки – колоратурноесопрано.
5-й этап. Выставлениеотметок.
Домашнее задание: МифобОрфее.
Файлы: Презентация2.ppt
Размер файла: 2040832 байт.