Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Лариса Борисовна
Место работы, должность: — Подоскляйский филиал имени Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — — сформировать понимание специфики жанра оперы, выявить ее взаимосвязь с литературой. — развить навыки групповой и индивидуальной работы. — возбудить интерес к искусству в музыкальном театре.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
программы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.
Используемая методическая литература: —
методические рекомендации к поурочному планированию
Используемое оборудование: —
проектор, компьтер, музыка в формате mp3
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что — влияние искусств друг на друга очевидно. — произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства. — через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно –эмоциональное отношение к искусству. — через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.
Методическаяразработка урокамузыки
«Музыкальныесюжетывлитературе
ТЕХНОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБОСНОВАНИЕ.
Длярассмотренияпедагогическойтехнологииваспектереализациипрограммногосодержанияпредмета«музыка» в 5 классе обратимся к урокам, которые проектировались на основепрограммы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.
Концептуальнойосновойорганизацииучебногопроцессаявляетсяглавнаятемакурсамузыки5класса«Музыкаидругиевидыискусства»,предусматривающая «изучениемузыкивединствес тем,чтоеёокружает:
сжизнью,природой,обычаями,верованиями,стихами,сказками,дворцами,храмами,картинами,имногимдругим.»
Учебно-педагогическийпроцессосновывается настратегииформирования умения,навыканаблюдать,сравнивать,сопоставлять,видетьбольшоевмалом,находитьприметыодногоявлениявдругомитемсамымподтверждатьихглубиннуювзаимосвязь.
Урокипроектировалисьсучётомтехуменийи способовдействий, которымидетиужевладеют:
· умениеанализировать, сравниватьисопоставлятьуслышанноеиувиденное.
· способностьпередатьсвоиэмоциональныепереживания, используяимеющийсяопытвладенияхудожественнойречью.
· умениеопределятьнастроениемузыки,связанноесчувствамичеловека.
· осознают,чтомузыкавыражаетчувствачеловека,отражаетегопоступки.
· имеютпредставление,изчегоскладываетсямузыкальноепространство: звук,интонация,мелодия,ритм,темп,регистр,динамика.
· называютвокальныежанры
Данныеурокипостроенынапринципаххудожественно- образнойвыразительностимузыкальногоязыка,какосновыэмоционально-целостноговосприятияявленийокружающегомирачерез общениесискусством.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕУРОКОВ
направленонарешение проблемымодуля «Музыка и литература» «Художественноеединствоиотличиемузыкиилитературы»
ПРОБЛЕМАДАННЫХУРОКОВ:
Урок 1. Какие литературные жанрымогут являться сюжетом для оперы?
Урок 2. Может ли музыкарассказать сказку?
ТИПУРОКОВ:
Урок 1. Урок изучения нового материала.
Урок 2. Урокзакрепления.
ВИДУРОКОВ:
Урок 1. Введениевмирмузыкальноготеатра.
Урок 2. Мир музыкальноготеатра.
ПРОЕКТИРУЕМЫЙРЕЗУЛЬТАТ:
- черезключевую проблемнуюситуацию, проходящую по всему «звену» данныхуроков, обозначенную вформевопроса «В чёмхудожественноеединство и отличиемузыкиот литературы?Учащиеся,поэтапнорешая поставленные наурокахзадачи, приходятквыводу, что
-влияние искусствдруг надругаочевидно.
-произведенияодного вида искусства вдохновляютнасозданиепроизведенийвдругомвидеискусства.
- черезуслышанное и увиденноедети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно –эмоциональное отношение к искусству.
-через слушание и сравнение музыкальныхпроизведений выделяютособенности музыкальнойречи, тембровыекраскичеловеческогоголоса.
ВЕДУЩИЕМЕТОДЫ:
Методыстимулирования и мотивации учения: мозговойштурм, учебнаядискуссия.
Методыорганизации и осуществленияучебныхдействийиопераций:
«моделированиехудожественно-творческогопроцесса», «содержательныйанализмузыкальныхпроизведений», «художественное движение», погружение.
Методыконтроляисамоконтроля:«цифровойдиктант», тестирование.
Урок №1.
Являетсяпервымизтрёхвмодуле«Опера».
ТЕМАУРОКА: «Самыйзначительныйжанрвокальноймузыки»
ЦЕЛЬУРОКА:
- сформироватьпониманиеспецификижанраоперы,выявитьеевзаимосвязьс литературой.
- развитьнавыкигрупповойииндивидуальнойработы.
- возбудитьинтерес кискусствувмузыкальномтеатре.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научитьопределятьвзвучанииособенностимузыкального жанра оперы.
Развивающая: развитьметроритмическийслух.
Воспитательная: побудитьдетейкобщениюс искусством.
ФОРМЫРАБОТЫ:
- слушание (сопоставлениеианализ)музыкальных произведений.
- исполнение (попевка, разучиваниепесни)
- просмотр наглядногоматериала.
ФОРМЫКОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результатаопределённогоэтапа)
ДИДАКТИЧЕСКОЕОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, проектор, экран.
- музыкальныйцентр
- аудиокассеты, компакт СД, ДВД –диски, с видео и муз. материалом.
- аккордеон
- рабочая доска
- раздаточный материал: тексты песен, «либретто», билеты»
ХОД УРОКА.
СЛАЙД:
Темаурока: «Самыйзначительныйжанрвокальноймузыки»
Цель урока: Узнать ипонятьособенностижанраопера, доказатьеёвзаимосвязь слитературой.
Музыкальноеприветствие:
У. «Здравствуйтедети»
Д.«Здравствуйте»
У. Теманашего урока «Самый значительныйжанр вокальноймузыки».
Чтомыназываемвокальноймузыкой?
Д.Произведения для голоса, то, что поют.
У.Правильно. Назовите вокальныежанры, которыевызнаете.
Детиперечисляют.
У.Хорошо. Атеперьдавайтеназовёмихешёраз,новпорядкеотпростого ксложному: песня,романс,кантата,оратория,опера.
Заменитесловосложныйсловомизтемыурока.
Д.Значительный.
У. Назовитесамыйзначительныйжанрвокальноймузыки.
Д. Опера.
У.Такзначитисходяизданнойтемы,цельнашегоурокабудет: Узнатьипонятьособенностижанраоперы,доказатьеевзаимосвязьс литературой (цельнаСЛАЙДЕ)
Адляэтогомысегоднясвамиотправимсяв….
СЛАЙД:БольшойтеатрвМоскве.
Преждечемпойтивтеатрлюдипокупают билеты.Унасони необычные, получатих все.Билетынеобходимозаполнитьвтечении урока,вконцеурокасдать.
У. Итак,мыотправляемсявтеатрнаоперныйспектакль.
Ктоизвасзнает,чтотакоеопера?
Д. Музыкальныйспектакль, гдедействующиелицанеразговаривают, а поют.
У. Ктопринимаетучастиевпостановкеиисполненииоперногоспектакля?
Д. Актёры,музыканты,художникии т.д.
СЛАЙД:Опера — музыкально-сценическийжанр. В еёисполнении участвуют оркестр, хор, певцыинередкотанцоры.Внейсоединились драмаимузыка,пениеитанец,играактёровимастерство живописцев – декораторов.
У. Каквыдумаете, чтослужитсюжетомдляоперы?
Д.Литература…
У.Правильно.Сюжетомдляоперычащевсегослужиткакое-либо литературноепроизведение.Наегоосновесоздаётсятекстоперы – либретто.
СЛАЙД:Либретто (маленькаякнижечка) – содержаниеоперы.
(У уч-ся на партах либретто оперы «Руслан и Людмила»)
У. Взависимостиотсодержания,оперыбываютисторические,бытовые, сказочные.
СЛАЙД:портрет М.Глинки
Великомурусскомукомпозитору М.И. Глинке принадлежатдвеоперы «ИванСусанин» и«РусланиЛюдмила». Первая – историческая,вторая-сказочная. Ктоизвасзнает литературногоавторапроизведения«Руслани Людмила»
Д.А.С.Пушкин.
У.Акакимистихотворнымистрочкамионаначинается?
Д.«Улукоморья….
У.Опера«РусланиЛюдмила»написананасюжетодноимённойпоэмы Пушкина. МногоероднитоперуГлинкисрусскойбылиной:этодух высокогопатриотизма,величавостьобразов,неторопливостьвразвитии действия,сочетаниереальнойжизнисосказочнымвымыслом.
Какивнародныхсказках, преданиях,вопереГлинкидействуютсилы светлые,добрыеисилымрачные,злые. Руслан, Людмила, волшебник Финнвступают вборьбусЧерномором и волшебницейНаиной.
Всвоейпоэме«РусланиЛюдмила» Пушкинвоспеллюдейсильныхи мужественных,верныхидобрых,воспелчестность,справедливость и любовь.Глинкамечталработать надоперойвсотрудничествес Пушкиным,скоторымбылблизкознаком.Однакотрагическаягибель поэтапомешалаэтому. ОперасочиняласьужепослесмертиПушкина,и всозданиилибреттооперыГлинкепомогалидрузья.
Уваснапартахлежатлистыссодержаниемоперы,возьмитеих. В театреихобычнораздаютпередвходомвзрительныйзал.
Оперноепредставлениеначинаетсяобычно с оркестровоговступления – УВЕРТЮРЫ. Покаонозвучитещёпризакрытомзанавесезрители могутпознакомитьсяс либретто. Но приэтомнужнособлюдать абсолютнуютишину, ведьспектакльуженачался. (Звучит музыка)
СЛАЙД. М.И.Глинка. Увертюракопере«РусланиЛюдмила». Поокончаниислушания – анализ музыкального пространства увертюры.
У. Следующийфрагментиз1действия.
Постояннымиучастникамикняжескихпиров вКиевскойРусибыли народныепевцыимузыканты. Онисвоимипеснямиславили Русь и величалимолодых. ОбразБаяна,аименнотакихназывали, — древнерусскогопевцаигусляравоссоздал Глинка в 1 действии. (ЗвучитпесняБаяна.
СЛАЙД. «Гусляры» Васнецов.
Поокончаниислушания – анализ музыкальногопространства песни Баяна
У. Между действиямивоперномспектакле естьперерыв – антракт.
Куда отправляютсязрителивовремяантракта?
Д. В буфет.
У. Итак.Антракт. Идемвбуфет. ( приём «музыкальныешаги»)
Возвращаемсяв зрительный зал.
4 действие. «МаршЧерномора»
ВИДЕОФРАГМЕНТ.
По окончании анализмузыкального пространства «МаршаЧерномора»
У. Наэтомсегодня заканчивается нашезнакомство соперой Глинки «Руслан и Людмила»,нонезаканчиваетсяработа свокальнымижанрами.
Я предлагаювашемувниманию песню Е.Крылатова «Школьныйроманс»
Учительисполнят 1 куплет.
Далее разучиваетсямелодия ислова 1 куплета.
Подводимитог:
Являетсялиоперасамымзначительным вокальнымжанром?
Откуда операберётсюжеты
Домашнеезадание: параграф №15 читать. «Этикет в театре» в тетрадь.
Выставляются отметкизаурок,собираютсябилеты.
Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 2527232 байт.