Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Лариса Борисовна

Место работы, должность: — Подоскляйский филиал имени Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — — сформировать понимание специфики жанра оперы, выявить ее взаимосвязь с литературой. — развить навыки групповой и индивидуальной работы. — возбудить интерес к искусству в музыкальном театре.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

программы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.

Используемая методическая литература: —

методические рекомендации к поурочному планированию

Используемое оборудование: —

проектор, компьтер, музыка в формате mp3

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что — влияние искусств друг на друга очевидно. — произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства. — через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно –эмоциональное отношение к искусству. — через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.

Методическаяразработка урокамузыки

«Музыкальныесюжетывлитературе


ТЕХНОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБОСНОВАНИЕ.

Длярассмотренияпедагогическойтехнологииваспектереализациипрограммногосодержанияпредмета«музыка» в 5 классе обратимся к урокам, которые проектировались на основепрограммы«Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.

Концептуальнойосновойорганизацииучебногопроцессаявляетсяглавнаятемакурсамузыки5класса«Музыкаидругиевидыискусства»,предусматривающая «изучениемузыкивединствес тем,чтоеёокружает:

сжизнью,природой,обычаями,верованиями,стихами,сказками,дворцами,храмами,картинами,имногимдругим.»

Учебно-педагогическийпроцессосновывается настратегииформирования умения,навыканаблюдать,сравнивать,сопоставлять,видетьбольшоевмалом,находитьприметыодногоявлениявдругомитемсамымподтверждатьихглубиннуювзаимосвязь.

Урокипроектировалисьсучётомтехуменийи способовдействий, которымидетиужевладеют:

· умениеанализировать, сравниватьисопоставлятьуслышанноеиувиденное.

· способностьпередатьсвоиэмоциональныепереживания, используяимеющийсяопытвладенияхудожественнойречью.

· умениеопределятьнастроениемузыки,связанноесчувствамичеловека.

· осознают,чтомузыкавыражаетчувствачеловека,отражаетегопоступки.

· имеютпредставление,изчегоскладываетсямузыкальноепространство: звук,интонация,мелодия,ритм,темп,регистр,динамика.

· называютвокальныежанры

Данныеурокипостроенынапринципаххудожественно- образнойвыразительностимузыкальногоязыка,какосновыэмоционально-целостноговосприятияявленийокружающегомирачерез общениесискусством.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕУРОКОВ

направленонарешение проблемымодуля «Музыка и литература» «Художественноеединствоиотличиемузыкиилитературы»

ПРОБЛЕМАДАННЫХУРОКОВ:

Урок 1. Какие литературные жанрымогут являться сюжетом для оперы?

Урок 2. Может ли музыкарассказать сказку?

ТИПУРОКОВ:

Урок 1. Урок изучения нового материала.

Урок 2. Урокзакрепления.

ВИДУРОКОВ:

Урок 1. Введениевмирмузыкальноготеатра.

Урок 2. Мир музыкальноготеатра.

ПРОЕКТИРУЕМЫЙРЕЗУЛЬТАТ:

- черезключевую проблемнуюситуацию, проходящую по всему «звену» данныхуроков, обозначенную вформевопроса «В чёмхудожественноеединство и отличиемузыкиот литературы?Учащиеся,поэтапнорешая поставленные наурокахзадачи, приходятквыводу, что

-влияние искусствдруг надругаочевидно.

-произведенияодного вида искусства вдохновляютнасозданиепроизведенийвдругомвидеискусства.

- черезуслышанное и увиденноедети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно –эмоциональное отношение к искусству.

-через слушание и сравнение музыкальныхпроизведений выделяютособенности музыкальнойречи, тембровыекраскичеловеческогоголоса.

ВЕДУЩИЕМЕТОДЫ:

Методыстимулирования и мотивации учения: мозговойштурм, учебнаядискуссия.

Методыорганизации и осуществленияучебныхдействийиопераций:

«моделированиехудожественно-творческогопроцесса», «содержательныйанализмузыкальныхпроизведений», «художественное движение», погружение.

Методыконтроляисамоконтроля:«цифровойдиктант», тестирование.

Урок №1.

Являетсяпервымизтрёхвмодуле«Опера».

ТЕМАУРОКА: «Самыйзначительныйжанрвокальноймузыки»

ЦЕЛЬУРОКА:

- сформироватьпониманиеспецификижанраоперы,выявитьеевзаимосвязьс литературой.

- развитьнавыкигрупповойииндивидуальнойработы.

- возбудитьинтерес кискусствувмузыкальномтеатре.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научитьопределятьвзвучанииособенностимузыкального жанра оперы.

Развивающая: развитьметроритмическийслух.

Воспитательная: побудитьдетейкобщениюс искусством.

ФОРМЫРАБОТЫ:

- слушание (сопоставлениеианализ)музыкальных произведений.

- исполнение (попевка, разучиваниепесни)

- просмотр наглядногоматериала.

ФОРМЫКОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результатаопределённогоэтапа)

ДИДАКТИЧЕСКОЕОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер, проектор, экран.

- музыкальныйцентр

- аудиокассеты, компакт СД, ДВД –диски, с видео и муз. материалом.

- аккордеон

- рабочая доска

- раздаточный материал: тексты песен, «либретто», билеты»

ХОД УРОКА.

СЛАЙД:

Темаурока: «Самыйзначительныйжанрвокальноймузыки»

Цель урока: Узнать ипонятьособенностижанраопера, доказатьеёвзаимосвязь слитературой.

Музыкальноеприветствие:

У. «Здравствуйтедети»

Д.«Здравствуйте»

У. Теманашего урока «Самый значительныйжанр вокальноймузыки».

Чтомыназываемвокальноймузыкой?

Д.Произведения для голоса, то, что поют.

У.Правильно. Назовите вокальныежанры, которыевызнаете.

Детиперечисляют.

У.Хорошо. Атеперьдавайтеназовёмихешёраз,новпорядкеотпростого ксложному: песня,романс,кантата,оратория,опера.

Заменитесловосложныйсловомизтемыурока.

Д.Значительный.

У. Назовитесамыйзначительныйжанрвокальноймузыки.

Д. Опера.

У.Такзначитисходяизданнойтемы,цельнашегоурокабудет: Узнатьипонятьособенностижанраоперы,доказатьеевзаимосвязьс литературой (цельнаСЛАЙДЕ)

Адляэтогомысегоднясвамиотправимсяв….

СЛАЙД:БольшойтеатрвМоскве.

Преждечемпойтивтеатрлюдипокупают билеты.Унасони необычные, получатих все.Билетынеобходимозаполнитьвтечении урока,вконцеурокасдать.

У. Итак,мыотправляемсявтеатрнаоперныйспектакль.

Ктоизвасзнает,чтотакоеопера?

Д. Музыкальныйспектакль, гдедействующиелицанеразговаривают, а поют.

У. Ктопринимаетучастиевпостановкеиисполненииоперногоспектакля?

Д. Актёры,музыканты,художникии т.д.

СЛАЙД:Опера — музыкально-сценическийжанр. В еёисполнении участвуют оркестр, хор, певцыинередкотанцоры.Внейсоединились драмаимузыка,пениеитанец,играактёровимастерство живописцев – декораторов.

У. Каквыдумаете, чтослужитсюжетомдляоперы?

Д.Литература…

У.Правильно.Сюжетомдляоперычащевсегослужиткакое-либо литературноепроизведение.Наегоосновесоздаётсятекстоперы – либретто.

СЛАЙД:Либретто (маленькаякнижечка) – содержаниеоперы.

(У уч-ся на партах либретто оперы «Руслан и Людмила»)

У. Взависимостиотсодержания,оперыбываютисторические,бытовые, сказочные.

СЛАЙД:портрет М.Глинки

Великомурусскомукомпозитору М.И. Глинке принадлежатдвеоперы «ИванСусанин» и«РусланиЛюдмила». Первая – историческая,вторая-сказочная. Ктоизвасзнает литературногоавторапроизведения«Руслани Людмила»

Д.А.С.Пушкин.

У.Акакимистихотворнымистрочкамионаначинается?

Д.«Улукоморья….

У.Опера«РусланиЛюдмила»написананасюжетодноимённойпоэмы Пушкина. МногоероднитоперуГлинкисрусскойбылиной:этодух высокогопатриотизма,величавостьобразов,неторопливостьвразвитии действия,сочетаниереальнойжизнисосказочнымвымыслом.

Какивнародныхсказках, преданиях,вопереГлинкидействуютсилы светлые,добрыеисилымрачные,злые. Руслан, Людмила, волшебник Финнвступают вборьбусЧерномором и волшебницейНаиной.

Всвоейпоэме«РусланиЛюдмила» Пушкинвоспеллюдейсильныхи мужественных,верныхидобрых,воспелчестность,справедливость и любовь.Глинкамечталработать надоперойвсотрудничествес Пушкиным,скоторымбылблизкознаком.Однакотрагическаягибель поэтапомешалаэтому. ОперасочиняласьужепослесмертиПушкина,и всозданиилибреттооперыГлинкепомогалидрузья.

Уваснапартахлежатлистыссодержаниемоперы,возьмитеих. В театреихобычнораздаютпередвходомвзрительныйзал.

Оперноепредставлениеначинаетсяобычно с оркестровоговступления – УВЕРТЮРЫ. Покаонозвучитещёпризакрытомзанавесезрители могутпознакомитьсяс либретто. Но приэтомнужнособлюдать абсолютнуютишину, ведьспектакльуженачался. (Звучит музыка)

СЛАЙД. М.И.Глинка. Увертюракопере«РусланиЛюдмила». Поокончаниислушания – анализ музыкального пространства увертюры.

У. Следующийфрагментиз1действия.

Постояннымиучастникамикняжескихпиров вКиевскойРусибыли народныепевцыимузыканты. Онисвоимипеснямиславили Русь и величалимолодых. ОбразБаяна,аименнотакихназывали, — древнерусскогопевцаигусляравоссоздал Глинка в 1 действии. (ЗвучитпесняБаяна.

СЛАЙД. «Гусляры» Васнецов.

Поокончаниислушания – анализ музыкальногопространства песни Баяна

У. Между действиямивоперномспектакле естьперерыв – антракт.

Куда отправляютсязрителивовремяантракта?

Д. В буфет.

У. Итак.Антракт. Идемвбуфет. ( приём «музыкальныешаги»)

Возвращаемсяв зрительный зал.

4 действие. «МаршЧерномора»

ВИДЕОФРАГМЕНТ.

По окончании анализмузыкального пространства «МаршаЧерномора»

У. Наэтомсегодня заканчивается нашезнакомство соперой Глинки «Руслан и Людмила»,нонезаканчиваетсяработа свокальнымижанрами.

Я предлагаювашемувниманию песню Е.Крылатова «Школьныйроманс»

Учительисполнят 1 куплет.

Далее разучиваетсямелодия ислова 1 куплета.

Подводимитог:

Являетсялиоперасамымзначительным вокальнымжанром?

Откуда операберётсюжеты

Домашнеезадание: параграф №15 читать. «Этикет в театре» в тетрадь.

Выставляются отметкизаурок,собираютсябилеты.

Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 2527232 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология