Автор конспекта:
Автор(ы): — Гладков А.Е.

Место работы, должность: —

МОУ лицей г.о. Орехово-Зуево

Учитель информатики

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • Дать представление о способах представления числовых данных.
  • Познакомиться с системами счисления.
  • Сформировать представление о развитии систем счисления.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Краткое описание: —

    Урок информатики в 8 классе

    Первое знакомство с системами счисления

    Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, постановка целей и задач перед учащимися.

    Объяснение нового материала с элементами проблемного изложения. Для записи информации о количестве объектов используются числа.

    Проблемные вопросы: Что такое число? Что такое цифра?

    Числа записываются с использованием особых знаковых систем — систем счисления. Алфавит систем счисления состоит из символов, которые называются цифрами. Например, в десятичной системе счисления числа записываются с помощью десяти всем хорошо известных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. (Слайд 1)

    Все системы счисления существовавшие ранее и существующие сейчас делятся на две группы: позиционные СС и непозиционные СС.

    Проблемный вопрос: Чем отличаются позиционные системы от непозиционных?

    Учебные вопросы:

    Что такое позиция? Ответ: местоположение.

    Позиция чего в числе может быть важна? Ответ: цифры.

    Всегда ли важно в каком месте стоит цифра в числе?

    В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных — не зависит (Слайд 2).

    Непозиционные системы счисления.

    Исторически одной из первых систем счисления была единичная СС. Ее разновидности встречались у разных народов. Цифры в числе обозначались палочками или зарубками. Любая из палочек обозначала единицу. В числе они суммировались. (Слайд 3)

    Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр в ней используются: I (1), V (5), X (10), L (50), С (100), D (500), М (1000). Значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе XXX (30) цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину — число 10, три числа по 10 в сумме дают 30. (Слайд 4).

    Позиционные системы счисления.

    Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричной, то есть в ней использовалось шестьдесят цифр! Интересно, что до сих пор при измерении времени мы используем основание, равное 60 (в 1 минуте содержится 60 секунд, а в 1 часе — 60 минут). (Слайд 5).

    В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. До сих пор мы часто употребляем дюжину (число 12): в сутках две дюжины часов, круг содержит тридцать дюжин градусов и так далее… (Слайд 6).

    Для кодирования информации в компьютере используется:

    Двоичная система счисления. Алфавит представлен двумя цифрами: 0 и 1

    Шестнадцатеричная система счисления. Алфавит представлен шестнадцатью цифрами: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. (Слайд 7).

    Правило перевода десятичных чисел в другую систему счисления:

    Для перевода целого числа из десятичной системы счисления в другую необходимо число делить на количество элементов алфавита новой системы счисления до тех пор, пока получим неполное частное, меньшее делителя. Совокупность остатков от каждого деления, записанная справа налево вместе с последним частным, и образует аналог десятичного числа. (Слайд 8).

    Перевести 37 из десятичной в двоичную систему счисления:

    37:2=18 целых и 1 в остатке;

    18:2=9 и 0 в остатке;

    9:2=4 и 1 в остатке;

    4:2=2 и 0 в остатке;

    2:2=1 и 0 в остатке;

    Ответ: 37(10)=100101(2) (Слайд 9).

    Перевести 315 из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления:

    315:16=19 целых и 11 (B) в остатке;

    19:16=1 и 3 в остатке;

    Ответ: 315(10)=13В(16) (Слайд 10).

    Самостоятельная работа.

  • Перевести число 41 в двоичную систему счисления;

  • Перевести число 5628 в шестнадцатеричную систему счисления;

  • Подсчитать сумму чисел 548 и 386, представив ответ в шестнадцатеричной системе счисления;

  • Подсчитать частное от деления числа 267 на 3, представив ответ в двоичной системе счисления.

  • Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учеников.

    Файлы: 8. Кодирование числовой информации.odp
    Размер файла: 1407802 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология