Автор конспекта:
Автор(ы): — Галкина Екатерина Петровна

Место работы, должность: — ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» преподаватель информатики и математики

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления; формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемое оборудование: —

Записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием.

Краткое описание: — Цели: 1) закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления; 2) формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления; 3) формировать системно-информационную картину мира. 4) развивать самостоятельность мышления; 5) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности. Тип урока: комбинированный Оборудование: записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием. I. Организационный момент – 2 мин. II. Воспроизведение опорных навыков и умений – 8 мин. III. Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и осмысление (вводные занятия) – 10 мин. План: 1. Двоичная арифметика. 2. Арифметические действия в 8-ой и 16-ой с/с. IV. Первичное применение приобретенных знаний – 5 мин. V. Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях – 5 мин. VI. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий – 11 мин. VII. Итог урока – 3 мин. Домашнее задание.

Раздел:Информация и информационные процессы

Урок №33 Тема: Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Цели:
1) закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
2) формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления;
3) формировать системно-информационную картину мира.
4) развивать самостоятельность мышления;
5) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный
Оборудование: записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием.
— — I. Организационный момент – 2 мин.
— На доске представлен двоичный код числа 13 (1121). Посмотрите внимательно, кто нашел ошибку, может сесть. (Спросить трех учеников) Правильно ребята. С какой же темой познакомились на прошлом уроке?

II. Воспроизведение опорных навыков и умений – 8 мин.
— Проверим, на сколько хорошо Вы усвоили данную тему.
1. Индивидуальная самостоятельная работа:
а) Индивидуальная работа у доски:
· Составить развернутую запись чисел 48910, 15316, 77528.
· Перевести числа в 10-ую с/с 100 11102 (78), 1728(122).
· Перевести числа из 10-ой с/с 43 в 2-ую (10 1011), 76 в 8-ую (114).
б) Индивидуальная работа по карточкам (время работы 7минут):
· Составить развернутую запись чисел 596310, 23526, 700268.
· Перевести числа в 10-ую с/с 111001102 (230), 17728(1018).
· Перевести числа из 10-ой с/с 39 в 2-ую (10 0111), 235 в 8-ую (353).
2. Фронтальная работа с классом:
1. Что такое система счисления? (это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами)
2. Какие системы счисления Вы знаете? (позиционные и непозиционные)
3. Какая система называется позиционной? (в позиционной системе цифра имеет разное значение от места в записи числа)
4. Непозиционная система счисления – это …?(система счисления, в которой значение цифры не зависит от места в записи числа)
5. Приведите примеры позиционных систем счисления.
6. Приведите примеры непозиционных систем счисления.
7. Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)
8. Сколько и какие цифры в 10-ой с/с?
9. Как вы думаете, почему люди используют именно 10-ую, а не 7-ую? (пальцев на руке 5, поэтому до 10-ой с/с многие народности использовали 5-ую с/с)
10. Вспомните, какие другие с/с встречаются в нашей жизни по сей день? (12-ричная – дюжина: количество месяцев в году, часов во времени суток, число знаков зодиака; 7-ая: 7 дней в недели, пословицы с числом 7; 60-ричная – древневавилонская с/с: градусная и временная мера)
11. Перевести встречающиеся в стихотворении числительные из двоичной системы счисления в десятичную: — Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)
Ей было тысяча сто лет, (12)
Она в 101-ый класс ходила, (5)
В портфеле по сто книг носила – (4)
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, (2)
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий. (1, 4)
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, (2)
И десять загорелых рук (2)
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз (2)
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
— Итог: итог индивидуальной самостоятельной работы у доски.
Молодцы! Мы вспомнили изученный материал прошлого урока, который нам поможет при изучении новой темы.

III. Мотивация учения, сообщение темы, цели и задач – 1 мин.
Сегодня на уроке мы начнем изучение темы «Арифметические действия в позиционных системах счисления». Будем учиться выполнять вычисления в различных системах счисления. Изучение этой темы важно, потому что она нам необходима для осознания тех процессов, которые осуществляются при кодировании информации в компьютере.

IV. Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и осмысление (вводные занятия) – 10 мин.
План:
1. Двоичная арифметика.
2. Арифметические действия в 8-ой и 16-ой с/с.

1. Двоичная арифметика.
Знание позиционных систем счисления подразумевает знание выполнения арифметических действий в этих системах. Рассмотрим двоичную арифметику, т.е. выполнение сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления. Все эти операции обладают всеми теми свойствами, которые вам известны для десятичной системы.
— Таблица сложения: Таблица умножения:

0 + 0 = 0
— 0 * 0 = 0
0 + 1 = 1
— 0 * 1 = 0
1 + 0 = 1
— 1 * 0 = 0
1 + 1 = 10
— 1 * 1 = 1

— Пользуясь этими таблицами можно выполнять и вычитание с делением.
1001 1011 1011 11110 / 110 = 101
+1001 — _ 111 *101 — 10011 100 1011 — 1011
110111 — — 2. Арифметические действия в 8-ой и 16-ой с/с.
в 8-ой с/с: в 16-ой с/с:
38 9С
+25 -7 8
64 2 4

V. Первичное применение приобретенных знаний – 5 мин.
Решение задач под руководством учителя.
1111 1100 10100
+ 1 — 10 *1010
10000 1010 101
+101
11001000
VI. Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях – 5 мин.
Рассмотрите пример и объясните ход решения:
(110112 + 558) * 28 = (27 + 45) * 2 = 72 * 2 = 14410
(Для выполнения действий, нужно перевести числа в одну с/с (лучше в 10-ую) и выполнить обычным образом действия)
— — VII. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыковиумений,проверкарезультатоввыполненных заданий – 11 мин.
— Задание: В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 -закрашенное поле, 0 – незакрашенное поле.

Пример
Ответ
Рисунок
1000 * 100
0010 0000
— — — — — — — — 1 0010 1100 – 100 1100
1110 0000
— — — — — — — — 110 0100 + 111 1100
1110 0000
— — — — — — — — 1 1100 0010 / 10
1110 0001
— — — — — — — — 10 1011 + 1 0100
0011 1111
— — — — — — — — 101 1000 – 1 1001
0011 1111
— — — — — — — — 110 0011 / 11
0010 0001
— — — — — — — — 100001 * 11
0110 0011
— — — — — — — —

— — VIII. Итог урока – 3 мин.

1100*2
+1**12
***1102
110012
+11012
1001102
Восстановите запись числа. Так чему же мы научились сегодня на уроке?


Домашнее задание:
1. Сложить восьмеричные числа 5 и 4, 17 и 41.
2. Провести вычитание шестнадцатеричных чисел F и A, 41 и 17.
3. Сложить числа 178 и 1716, 418 и 4116.

Резерв:Решить задачу. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе может ли такое быть?

презентация к уроку

Файлы: арифметические операции в позиционных системах счислени.ppt
Размер файла: 5057024 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология