Автор конспекта:
Автор(ы): — Галкина Екатерина Петровна
Место работы, должность: — ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» преподаватель информатики и математики
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: — Закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления; формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование: —
Записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием.
Краткое описание: — Цели: 1) закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления; 2) формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления; 3) формировать системно-информационную картину мира. 4) развивать самостоятельность мышления; 5) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности. Тип урока: комбинированный Оборудование: записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием. I. Организационный момент – 2 мин. II. Воспроизведение опорных навыков и умений – 8 мин. III. Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и осмысление (вводные занятия) – 10 мин. План: 1. Двоичная арифметика. 2. Арифметические действия в 8-ой и 16-ой с/с. IV. Первичное применение приобретенных знаний – 5 мин. V. Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях – 5 мин. VI. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий – 11 мин. VII. Итог урока – 3 мин. Домашнее задание.
Раздел:Информация и информационные процессы
Урок №33 Тема: Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Цели:
1) закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
2) формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления;
3) формировать системно-информационную картину мира.
4) развивать самостоятельность мышления;
5) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием.
— — I. Организационный момент – 2 мин.
— На доске представлен двоичный код числа 13 (1121). Посмотрите внимательно, кто нашел ошибку, может сесть. (Спросить трех учеников) Правильно ребята. С какой же темой познакомились на прошлом уроке?
II. Воспроизведение опорных навыков и умений – 8 мин.
— Проверим, на сколько хорошо Вы усвоили данную тему.
1. Индивидуальная самостоятельная работа:
а) Индивидуальная работа у доски:
· Составить развернутую запись чисел 48910, 15316, 77528.
· Перевести числа в 10-ую с/с 100 11102 (78), 1728(122).
· Перевести числа из 10-ой с/с 43 в 2-ую (10 1011), 76 в 8-ую (114).
— б) Индивидуальная работа по карточкам (время работы 7минут):
· Составить развернутую запись чисел 596310, 23526, 700268.
· Перевести числа в 10-ую с/с 111001102 (230), 17728(1018).
· Перевести числа из 10-ой с/с 39 в 2-ую (10 0111), 235 в 8-ую (353).
— 2. Фронтальная работа с классом:
1. Что такое система счисления? (это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами)
2. Какие системы счисления Вы знаете? (позиционные и непозиционные)
3. Какая система называется позиционной? (в позиционной системе цифра имеет разное значение от места в записи числа)
4. Непозиционная система счисления – это …?(система счисления, в которой значение цифры не зависит от места в записи числа)
5. Приведите примеры позиционных систем счисления.
6. Приведите примеры непозиционных систем счисления.
7. Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)
8. Сколько и какие цифры в 10-ой с/с?
9. Как вы думаете, почему люди используют именно 10-ую, а не 7-ую? (пальцев на руке 5, поэтому до 10-ой с/с многие народности использовали 5-ую с/с)
10. Вспомните, какие другие с/с встречаются в нашей жизни по сей день? (12-ричная – дюжина: количество месяцев в году, часов во времени суток, число знаков зодиака; 7-ая: 7 дней в недели, пословицы с числом 7; 60-ричная – древневавилонская с/с: градусная и временная мера)
11. Перевести встречающиеся в стихотворении числительные из двоичной системы счисления в десятичную: — Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)
Ей было тысяча сто лет, (12)
Она в 101-ый класс ходила, (5)
В портфеле по сто книг носила – (4)
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, (2)
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий. (1, 4)
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, (2)
И десять загорелых рук (2)
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз (2)
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
— Итог: итог индивидуальной самостоятельной работы у доски.
Молодцы! Мы вспомнили изученный материал прошлого урока, который нам поможет при изучении новой темы.
—
III. Мотивация учения, сообщение темы, цели и задач – 1 мин.
Сегодня на уроке мы начнем изучение темы «Арифметические действия в позиционных системах счисления». Будем учиться выполнять вычисления в различных системах счисления. Изучение этой темы важно, потому что она нам необходима для осознания тех процессов, которые осуществляются при кодировании информации в компьютере.
IV. Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и осмысление (вводные занятия) – 10 мин.
План:
1. Двоичная арифметика.
2. Арифметические действия в 8-ой и 16-ой с/с.
1. Двоичная арифметика.
Знание позиционных систем счисления подразумевает знание выполнения арифметических действий в этих системах. Рассмотрим двоичную арифметику, т.е. выполнение сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления. Все эти операции обладают всеми теми свойствами, которые вам известны для десятичной системы.
— Таблица сложения: Таблица умножения:
0 + 0 = 0
— 0 * 0 = 0
0 + 1 = 1
— 0 * 1 = 0
1 + 0 = 1
— 1 * 0 = 0
1 + 1 = 10
— 1 * 1 = 1
— Пользуясь этими таблицами можно выполнять и вычитание с делением.
1001 1011 1011 11110 / 110 = 101
+1001 — _ 111 *101 — 10011 100 1011 — 1011
110111 — — 2. Арифметические действия в 8-ой и 16-ой с/с.
в 8-ой с/с: в 16-ой с/с:
38 9С
+25 -7 8
64 2 4
V. Первичное применение приобретенных знаний – 5 мин.
Решение задач под руководством учителя.
1111 1100 10100
+ 1 — 10 *1010
10000 1010 101
+101
11001000
— VI. Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях – 5 мин.
Рассмотрите пример и объясните ход решения:
(110112 + 558) * 28 = (27 + 45) * 2 = 72 * 2 = 14410
(Для выполнения действий, нужно перевести числа в одну с/с (лучше в 10-ую) и выполнить обычным образом действия)
— — VII. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыковиумений,проверкарезультатоввыполненных заданий – 11 мин.
— Задание: В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 -закрашенное поле, 0 – незакрашенное поле.
Пример
Ответ
Рисунок
1000 * 100
0010 0000
— — — — — — — — 1 0010 1100 – 100 1100
1110 0000
— — — — — — — — 110 0100 + 111 1100
1110 0000
— — — — — — — — 1 1100 0010 / 10
1110 0001
— — — — — — — — 10 1011 + 1 0100
0011 1111
— — — — — — — — 101 1000 – 1 1001
0011 1111
— — — — — — — — 110 0011 / 11
0010 0001
— — — — — — — — 100001 * 11
0110 0011
— — — — — — — —
— — VIII. Итог урока – 3 мин.
1100*2
+1**12
***1102
110012
+11012
1001102
Восстановите запись числа. Так чему же мы научились сегодня на уроке?
Домашнее задание:
1. Сложить восьмеричные числа 5 и 4, 17 и 41.
2. Провести вычитание шестнадцатеричных чисел F и A, 41 и 17.
3. Сложить числа 178 и 1716, 418 и 4116.
—
Резерв:Решить задачу. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе может ли такое быть?
презентация к уроку
Файлы: арифметические операции в позиционных системах счислени.ppt
Размер файла: 5057024 байт.