Автор конспекта:
Автор(ы): — Савченко Валерия Юрьевна
Место работы, должность: — МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» — правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Угринович Н.Д.
Используемое оборудование: —
Компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.
Краткое описание: — 1. Оргмомент – 1 мин. 2. Вводное слово – 2 мин. 3. Систематизация теоретических знаний – 20 мин. 4. Решение задач – 20 мин. 5. Творческие задания – 15 мин. 6. Заключение – 5 мин. 7. Задание на дом – 2 мин.
Тема урока: Системы счисления
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» — правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- образовательные:
- актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
- дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- развитие мышления учащихся при решении логических задач;
- воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения:словесный, наглядный, практический — индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
Общее время:45 минут.
Оснащение урока: компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.
План урока
1. Оргмомент – 1 мин.
2. Вводное слово – 2 мин.
3. Систематизация теоретических знаний – 20 мин.
4. Решение задач – 20 мин.
5. Творческие задания – 15мин.
6. Заключение – 5 мин.
7. Задание на дом – 2 мин.
Подготовительный этап
Один из учащихся выбирается помощником учителя. Помощник учителя заполняет электронную таблицу подсчета результатов, сообщает после каждого выполненного задания набранное командой количество баллов, сумму баллов по итогам выполнения командами всех заданий и название победившей команды.
Учащиеся делятся на несколько команд по 3-4 человека. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.
Ход урока
1. Приветствие. Выявление отсутствующих.
2.Вводное слово.Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. План работы на уроке следующий:
1. Графический диктант.
2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
3. Заполнение таблицы.
4. Докажите тождества.
5. Решение неравенств.
6. Числовые последовательности.
7. Загадка поэта.
8. Русская поговорка.
9. Рождение цветка.
10. Числовой лабиринт.
11. Рисуем по точкам.
3. Систематизация теоретических знаний.Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1). Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально.
Задание 1.Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак _ , если неверно – знак /\ .
- Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
- В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
- Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
- В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
- Римская система счисления – это позиционная система счисления.
- В двоичной системе счисления: один + один = один ноль ноль.
(Результат выполнения задания:_ /\ /\ _ _ /\_)
Задание 2.Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
По горизонтали:
1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число.
2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
3. Символы, при помощи которых записывается число.
По вертикали:
1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
2. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.
(Ответы на кроссворд.По горизонтали:1. Позиционная. 2. Базис. 3. Цифры.По вертикали:1. Основание. 2. Алфавит.)
Задание 3.Заполнение таблицы.
Система счисления
Основание
Алфавит
Десятичная
10
0;1;2;3;4;5;6;7;8;9
Восьмеричная
8
0; 1
16
После выполнения заданий 1-3 ученики проверяют работы друг друга и выставляют оценку по следующим критериям:
- Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» — 7, за задание «Кроссворд» — 5, за задание «Заполнение таблицы» — 3.
- Набранные баллы суммируются. Оценка «отлично» выставляется, если ученик набрал 14-15 баллов, «хорошо» — 13-11 баллов, «удовлетворительно» — 8-10 баллов.
Работы передаются помощнику учителя, который заносит результаты индивидуальной работы учащихся в итоговую таблицу.
4. Решение задач.На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, не используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Помощник учителя заносит результаты в итоговую таблицу и объявляет суммы баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 4.Докажите тождества. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Докажите, что:
- 225338= 100101010110112
- 10010101111002= 12BC16
- 101010100111002= 252348
- 1C6316= 11100011000112
Задание 5.Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Поставьте вместо знака ? знак или =.
- 28510 ? 11D16(Ответ:28510= 28510)
- 1111112? 11118(Ответ:6310< 58510)
- 6С16 ?1010012(Ответ:10810>4110)
- 5516 ?1258(Ответ:8510= 8510)
Задание 6.Числовые последовательности. (Задание оценивается 4-мя баллами.)
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:
- 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304(Ответ: 1304, 368, 3510, 1001012, 3А16)
- 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103(Ответ: 2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16)
- 728, 15610, 1010012, 8В16, 2325(Ответ: 1010012, 728, 2325, 8В16, 15610)
- 12D16, 788, 1000112, 54110, 1245(Ответ: 1000112, 1245, 788, 12D16, 54110)
Задание 7.Загадка поэта. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.
Ей былотысяча столет,
Она всто первыйкласс ходила,
В портфеле постокниг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своимидесятьюушами,
Идесятьзагорелых рук
Портфель и поводок держали.
Когда, пылядесяткомног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, затостоногий.
Идесятьтемно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:
Ей было12лет,
Она в5 класс ходила,
В портфеле почетырекниги носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своимидвумяушами,
Идвезагорелые руки
Портфель и поводок держали.
Когда, пылядвумяногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, заточетырехногий.
Идвоетемно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
5. Творческие задания.Учащиеся выполняют задания в группах за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор». Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Помощник учителя заносит результаты в итоговую таблицу и объявляет суммы баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание8.Русская поговорка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)
Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.
(Ответ: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ)
Задание9.Рождение цветка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
(Ответ: 100100012=145 дней)
Задание10.Числовой лабиринт. (Задание оценивается 10-ю баллами.)
Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.
(Ответ: ДИСКОВОД)
Задание 11.Рисуем по точкам.
Каждая группа учащихся получает карточку с двумя таблицами (приложение 2). Правильно выполненная работа по таблице 1 оценивается 10-ю баллами, а по таблице 2 – 20-ю баллами. Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.
В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)
6. Заключение.Помощник учителя объявляет сумму баллов, набранную каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.
Рефлексия:
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
7.Задание на дом.Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления.
Приложение 1
Фамилия, имя учащегося _______________________ Класс ______________
1. Графический диктант:
Количество баллов ________
2. Кроссворд
По горизонтали:
1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число.
2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
3. Символы, при помощи которых записывается число.
По вертикали:
1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
2. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.
Количество баллов ________
3. Заполнение таблицы
Система счисления
Основание
Алфавит
Десятичная
10
0;1;2;3;4;5;6;7;8;9
Восьмеричная
8
0; 1
16
Количество баллов ________
Сумма баллов ______________
Оценка _____________
Приложение 2
Задание 9. Рисуем по точкам.
В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
Таблица 1 Таблица 2
№ точки
Координаты точки
№ точки
Координаты точки
X
Y
X
Y
1
1002
102
1
102
1002
2
1012
1012
2
102
102
3
12
1012
3
112
12
4
112
10102
4
10002
12
5
1002
10102
5
1012+ 1002
102
6
112
1102
6
10012
1012
7
1012
1102
7
10002
1002* 102
8
1102
1012+ 1002
8
112
716
9
1112
10012
9
1012
В16
10
1102
1102
10
112* 112
138
11
1002* 102
1102
11
10012
С16
12
10002
1012
12
48
100012- 1012
13
1102
1012
13
102
78
14
1012
102
14
24
1102
15
112
1102
16
1112
1112
17
11002-1002
68
18
10002
1002
19
1112
102
20
416
28
21
112
34
22
38
1002
Файлы: SL381732.JPG
Размер файла: 63351 байт.