Автор конспекта:
Автор(ы): — Курманалиева Мира Гафиятовна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ им. А. Джанибекова с. Растопуловка», учитель начальных классов

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — элемент урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Знакомство с творчеством Спиридона Дрожжина

Литературное чтение — музыка

Тема: "Зимушка-зима"
С.Дрожжин "Зимний день"

Цели:
1) продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина; расширить круг чтения учащихся;
2) познакомить с пословицами, поговорками, приметами, связанных с зимой; учить отгадывать загадки; развивать речь; чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыку;
3) расширить словарный запас; прививать любовь к природе и своей малой Родине.

Оборудование:
1) портрет С. Дрожжина;
2) репродукции картин: В.И.Суриков "Взятие снежного городка", И.Э.Грабарь "Февральская лазурь", Н.Д.Кузнецов "Иней", А.А.Пластов "Первый снег", Д.Я.Александров "Зимняя сказка", И.Э.Грабарь "Зимний пейзаж", И.И.Шишкин "Иней";
3) рисунки учащихся по теме "Зимушка-зима";
4) пословицы, поговорки о зиме, зимних месяцах;
5) диск с презентацией, проектор,компьютер, магнитофон, диск с записью песен "Снежинки", "Три белых коня";
6) карточки для игры "Зимний наборщик".

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Слова учителя:
— Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
— "Матушка" — так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с её холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.
— А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме. Кто из вас может вспомнить строки? Давайте послушаем. (Никитин "Встреча зимы", Суриков "Зима", Тютчев "Чародейкою зимою+", Фет "Чудная картина" и т.д.)
— А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время какой бы формы ни была снежная звёздочка, каждая из них — шестилучевая или шестигранная. Почему? Ещё в 1611 году знаменитый астроном И.Кеплер опубликовал сочинение "Новогодний подарок или о шестиугольных снежинках". Он задал вопрос: "Почему все снежинки шестиугольные?". И ответил на него так: "Вещь эта мне ещё не открыта+". С той поры прошло без малого 4 века, но ученые так не могут отгадать эту загадку природы. (Звучит мелодия песни "Снежинки" .
— И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).

III. Знакомство с творчеством Дрожжина.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
1) Вступительное слово об авторе, портрет;
2) Чтение стихотворения учителем;
3) Проверка первичного восприятия:
— Какую картину рисует поэт?
— Какое время суток изобразил поэт?
4) Словарная работа: Задворье — задний двор, место позади двора. Божий храм — церковь.
5) Самостоятельное чтение учащихся;
6) Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
7) Ответы на вопросы, беседа по содержанию.
— Как автор описывает наступление дня?
— Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи на иллюстрации и в стихотворении. Выборочное чтение подходящих строк.
Физминутка.

IV. Работа в рабочей тетради. (Самостоятельно с последующей проверкой). Стр. 13, 1-5

V. — Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и весёлых забав. Предлагаю игру "Зимний наборщик". Я показываю вам определённый набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.

АМЗИ ЗИМА
КИНСА САНКИ
ДОХОЛ ХОЛОД
ВНОКТЕСИ СНЕГОВИК
КАЁЛ ЁЛКА
РОМЗО МОРОЗ
КЕНЖОС СНЕЖОК
ЛОГОЛЁД ГОЛОЛЁД
— Что объединяет эти слова?
— Составьте рассказ с этими словами. ( заслушать варианты ответов детей, составить связный рассказ по теме "Зима", образцовый рассказ одного из учеников)

VI. — Молодцы, хорошо справились с заданием!
— А сколько придумано загадок о зиме. ( чтение загадок по слайдам)
— Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

— Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

— Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ногам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Поработать над текстом загадок, найти сравнения, олицетворения, эпитеты.
— Эти месяцы сравнивают в песне с 3 белыми конями. Давайте с вами вспомним песню. (Поют песню).

VII. Но зима — не только игры, забавы, весёлый Новый год и школьные каникулы.
Зама — это урожай будущего года, время забот для тысяч людей, отвечающих за тепло в домах, чистоту на дорогах.

VIII. А ещё были времена, когда русская зима становилась нашей защитницей. Не зря в народе говорят: "Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт". Крепкие морозы 1941-42 г.г. встали в строй защитников столицы, помогли нашей армии сдержать наступление немецких войск. Зима 1941г. оказалась очень суровой. Глубина снега в 1941 г. достигала 1 м. Танки вязли в нём. А мороз достигал до -40 градусов! Наш климат отличается от климата Западной Европы. Немцы были легко одеты. Поддержка родной природы помогла отстоять город Волоколамск в декабре 1941г.! С тех пор прошло почти 70 лет. Мы живём в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные морозы, правда, не такие суровые. Зима преподносит свои сюрпризы и подарки.

IX. -Предлагаю вам поиграть в "рифму" со словами "морозы- березы".
(заслушать ответы детей, предложить продолжить игру дома)

X. Итог: — Что нового узнали на уроке?
— С творчеством какого поэта познакомились?

XI. Оценивание учащихся.

XII. Домашнее задание: стр.15, наизусть.

Файлы: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.Тургеннгева.pptx
Размер файла: 426760 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология