Автор конспекта:
Автор(ы): — Курманалиева Мира Гафиятовна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ им. А. Джанибекова с. Растопуловка», учитель начальных классов
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — элемент урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Знакомство с творчеством Спиридона Дрожжина
Литературное чтение — музыка
Тема: "Зимушка-зима"
С.Дрожжин "Зимний день"
Цели:
1) продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина; расширить круг чтения учащихся;
2) познакомить с пословицами, поговорками, приметами, связанных с зимой; учить отгадывать загадки; развивать речь; чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыку;
3) расширить словарный запас; прививать любовь к природе и своей малой Родине.
Оборудование:
1) портрет С. Дрожжина;
2) репродукции картин: В.И.Суриков "Взятие снежного городка", И.Э.Грабарь "Февральская лазурь", Н.Д.Кузнецов "Иней", А.А.Пластов "Первый снег", Д.Я.Александров "Зимняя сказка", И.Э.Грабарь "Зимний пейзаж", И.И.Шишкин "Иней";
3) рисунки учащихся по теме "Зимушка-зима";
4) пословицы, поговорки о зиме, зимних месяцах;
5) диск с презентацией, проектор,компьютер, магнитофон, диск с записью песен "Снежинки", "Три белых коня";
6) карточки для игры "Зимний наборщик".
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Слова учителя:
— Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
— "Матушка" — так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с её холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.
— А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме. Кто из вас может вспомнить строки? Давайте послушаем. (Никитин "Встреча зимы", Суриков "Зима", Тютчев "Чародейкою зимою+", Фет "Чудная картина" и т.д.)
— А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время какой бы формы ни была снежная звёздочка, каждая из них — шестилучевая или шестигранная. Почему? Ещё в 1611 году знаменитый астроном И.Кеплер опубликовал сочинение "Новогодний подарок или о шестиугольных снежинках". Он задал вопрос: "Почему все снежинки шестиугольные?". И ответил на него так: "Вещь эта мне ещё не открыта+". С той поры прошло без малого 4 века, но ученые так не могут отгадать эту загадку природы. (Звучит мелодия песни "Снежинки" .
— И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).
III. Знакомство с творчеством Дрожжина.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
1) Вступительное слово об авторе, портрет;
2) Чтение стихотворения учителем;
3) Проверка первичного восприятия:
— Какую картину рисует поэт?
— Какое время суток изобразил поэт?
4) Словарная работа: Задворье — задний двор, место позади двора. Божий храм — церковь.
5) Самостоятельное чтение учащихся;
6) Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
7) Ответы на вопросы, беседа по содержанию.
— Как автор описывает наступление дня?
— Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи на иллюстрации и в стихотворении. Выборочное чтение подходящих строк.
Физминутка.
IV. Работа в рабочей тетради. (Самостоятельно с последующей проверкой). Стр. 13, 1-5
V. — Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и весёлых забав. Предлагаю игру "Зимний наборщик". Я показываю вам определённый набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.
АМЗИ ЗИМА
КИНСА САНКИ
ДОХОЛ ХОЛОД
ВНОКТЕСИ СНЕГОВИК
КАЁЛ ЁЛКА
РОМЗО МОРОЗ
КЕНЖОС СНЕЖОК
ЛОГОЛЁД ГОЛОЛЁД
— Что объединяет эти слова?
— Составьте рассказ с этими словами. ( заслушать варианты ответов детей, составить связный рассказ по теме "Зима", образцовый рассказ одного из учеников)
VI. — Молодцы, хорошо справились с заданием!
— А сколько придумано загадок о зиме. ( чтение загадок по слайдам)
— Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
— Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
— Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ногам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Поработать над текстом загадок, найти сравнения, олицетворения, эпитеты.
— Эти месяцы сравнивают в песне с 3 белыми конями. Давайте с вами вспомним песню. (Поют песню).
VII. Но зима — не только игры, забавы, весёлый Новый год и школьные каникулы.
Зама — это урожай будущего года, время забот для тысяч людей, отвечающих за тепло в домах, чистоту на дорогах.
VIII. А ещё были времена, когда русская зима становилась нашей защитницей. Не зря в народе говорят: "Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт". Крепкие морозы 1941-42 г.г. встали в строй защитников столицы, помогли нашей армии сдержать наступление немецких войск. Зима 1941г. оказалась очень суровой. Глубина снега в 1941 г. достигала 1 м. Танки вязли в нём. А мороз достигал до -40 градусов! Наш климат отличается от климата Западной Европы. Немцы были легко одеты. Поддержка родной природы помогла отстоять город Волоколамск в декабре 1941г.! С тех пор прошло почти 70 лет. Мы живём в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные морозы, правда, не такие суровые. Зима преподносит свои сюрпризы и подарки.
IX. -Предлагаю вам поиграть в "рифму" со словами "морозы- березы".
(заслушать ответы детей, предложить продолжить игру дома)
X. Итог: — Что нового узнали на уроке?
— С творчеством какого поэта познакомились?
XI. Оценивание учащихся.
XII. Домашнее задание: стр.15, наизусть.
Файлы: Баба-яга.rar
Размер файла: 880385 байт.