Автор конспекта:
Автор(ы): — Кандыбина Галина Фёдоровна
Место работы, должность: — МОУ «ООШ с.Ступино» учитель истории и обществознания
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Сценарий посвящён человеческой памяти и её роли в формировании преемственнсоти поколений.
МАСТЕР-КЛАСС … Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти… Антуан де Сент- Экзюпери ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ…
Тема: «Пока живы вера и память- жив человек»
— — — — Цель мастер- класса-:
а)выяснить, какую роль играет память всохранении духовного наследия.
б) развивать у учащихся умения:
-анализа и обобщения текста источника;
— делать выводы;
— решать проблемные ситуации;
— сопереживать;
— вести диалог;
— работать в группе;
-давать объективную оценку своим действиям на уроке;
— творческого сотрудничества в процессе работы в команде;
— приобщения и воспитания уважения к нравственным ценностям.
— Тип урока: комбинированный,структура урока- технология критического мышления
Форма урока: урок-беседа с элементами групповой работы;
Методы обучения: активные образовательные технологии: групповая работа, проблемное обучение, иллюстративно-объяснительный.
Приёмы обучения: эвристическая беседа, работа с текстом, работа с карточками, работа с цитатами, эмоциональное воздействие через живое слово учителя и музыкальное сопровождение.
— Оборудование: презентация, карточки с портретами выдающихся деятелей истории, текст источника, музыкальные фрагменты:звук метронома, Шуберт «Грёзы», сундучок.
— План проведения мастер-класса:
— 1. Подведение учащихся к формулировке темы.
2.Постановка цели урока.
3. Изучениеи закрепление нового материала в процессе групповой работы.
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов.
— Подведение учащихся к формулировке темы
Учитель показывает сундучок иметодом эвристической беседы вовлекает учащихся в урок.
— — Что вы видите? ( сундучок)
— Для чего сундучок предназначен? ( хранить вещи)
— Какие- все или особенные? ( реликвии, памятные вещи, имеющие ценность только для семьи)
-
Слайд 1
— — — — Посмотрите на слайд. Здесь вещи, которые хранятся в этом сундучке. Что мы видим? ( письма, медали, икона, фотография)
— Какая человеческая способность ассоциируется с сундучком как со своеобразным хранилищем?
Память- важнейшее свойство личности, наша копилка.
— В сундучке мы видим, что можно хранить. А что мы храним в памяти?
( воспоминания о близких людях, традиции, знания, опыт, всё, что делает нас личностью. Без памяти мы бы не знали кто мы)
— А для чего мы храним всё это в нашей памяти?
( чтобы передать своим детям)
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
( о памяти )
Есть разные виды памяти- генетическая, психическая, социальная, историческая. Но мы сегодня будем говорить опамяти как о культурном феномене, благодаря которомучеловек после смерти может продолжатьжить, но только вдуховном смысле.
— — тема нашего урока « Пока живы вера и память – жив человек»
Слайд 2
II. Постановка цели урока.
—
И сегодня мы должны в ходе нашей работы на уроке ответить на вопрос:
— СЛАЙД 3
—
III. Изучениеи закрепление нового материала в процессе групповой работы.
— Для дальнейшей работы нам надо разделиться на3 группы
( половинки себя находят). Учитель раздаётотрывки из текстов каждой группе и вопросы. Учащиеся прослушивают текст, а затем приступают к его анализу, отвечая на вопросы.
Звучит муз. Фрагмент. Шуман «Грёзы»
Учитель читает текст. Отрывок Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей.
Военный летчик. Письмо заложнику.
— СЛАЙД 4
—
—
СЛАЙД 5
Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.
СЛАЙД 6
Однажды мне случилось стоять с тремя крестьянами у смертного ложа их матери. Это было горько, что говорить. …Вторично развязывался узел, соединявший поколение с поколением. Сыновьям вдруг стало одиноко, они себе показались неумелыми, беспомощными, больше не было того стола, за которым в праздник сходилась вся семья, того магнита, который их всех притягивал. А я видел, здесь не только рвутся связующие нити, но и вторично дается жизнь. Ибо каждый из сыновей в свой черед станет главою рода, патриархом, вокруг которого будет собираться семья, а когда настанет срок, и он в свой черед передаст бразды правления детишкам, что играют сейчас во дворе.
.СЛАЙД 7
Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение — скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.
—
СЛАЙД 8
— — Так от поколения к поколению передается жизнь — медленно, как растет дерево, — а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы — люди — и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия
Вопросы группам ( См. Приложение 1)
—
СЛАЙД 9
• Почему человек перед смертью отдаёт на хранение своим сыновьям нажитое?Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?
• Что чувствовалисыновья у смертноголожа их матери? Чтопередала старая крестьянка своимдетям?В чём , по мнению автора,смыслжизнии смерти?
3.Как, по мнению автора,формируется духовное наследие?О каком восхождении говорит автор, что он имеет ввиду?
—
Учитель:
А какую роль в этом восхождении играют отдельные личности?
— - задание группам - Я раздам вам сейчаскарточки с портретамиизвестных людей СЛАЙД 10
— 1 группа 2 группа 3 группа
— А.С. Пушкин, А.В. Суворов, С. Королёв.
Что они оставили после себя?
( память, духовное наследие, которое ведёт нас к вершинам цивилизации)
— Время летит с неумолимой быстротой. Одно поколение людей приходит на смену другому. Издревле человечество искало возможность «остановить мгновенье». И нашло. Люди создают духовные ценности, чтобы зафиксировать отдельный этап развития государства, общества, явления, традиции, семьи, чтобы передать это потомкам, оставить след в их памяти и сохранить очень ценную незримую «времен связующую нить» между прошлым и будущим.
И возможно это всё только благодаря человеческой памяти.
Память человеческая – связующая нить времен,преемственности поколений и передачи духовного наследия. Человек должен оставить о себе хорошую память своими делами, своей жизнью. Если это удаётся, то человек может прожить долгую духовную жизнь после смерти. Это и есть память.
— Когда знобит и холодно – я укрываюсь «бабушкой»,
Она моё спасение, когда болит спина.
Да просто наша «бабушка» — платок пуховый вязаный,
И сила исцеления тому платку дана.
Его вязала бабушка простой несложной вязкой.
Бывало, спит и вяжет – что удивляло нас.
Когда вязала – пела, рассказывала сказки.
И каждая петелька хранит её рассказ!
И у моих детей к платку особый трепет.
Они его, любя, «прабабушкой» зовут.
И говорят: «Платок не просто греет,
Не зная бабушку – она как будто тут.»
И я ответила, глазами улыбаясь :
«Коль в сердце память к предкам будет жить,
То станет крепкой, никогда не прерываясь,
ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»…
Учитель демонстрирует цепь.
-Какие ассоциации вызывает у вас этот предмет?
( цепь- времён связующая нить -наша память)
А что будет, если я её разорву?
— Прервётся связь между прошлым и будущим, не будет преемственности поколений. Прекратится наша история.
— Возвращение к цели урока:
— Какова же роль памяти в сохранениипреемственности поколений?
— С помощью памяти человек передаёт своё духовное наследие потомству, хранит в веках свою историю и историю своего народа. Предостерегает потомство от возможных ошибок и просчётов.
— — IV. РЕФЛЕКСИЯ
— А сегодня на уроке поддерживали ли мы память поколений, вносили ли мы свойвклад в развитие духовного наследия?
Если да, то какой?
(Мы не только копим, но и осмысливаем, пользуемся духовным наследием, помним и хранимего, обучаем потомство, поддерживая через память связь поколений)
СЛАЙД 11
— — (Использование указанной методики на уроках позволяет не только выяснить отношение ученика к событию, явлению, утверждению, но и формировать умение логичного обоснования собственного суждения.)
—
V. Подведение итогов. СЛАЙД 12
— Академик Д. Лихачёв, спустя несколько десятилетий,продолжает мысли Антуана де Сент-Экзюпери
« Память- преодоление времени, преодоление пространства. Память- основа совести и нравственности, память- основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память- наше богатство. Памятьстановится отчётливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей…»
— Какое самой страшное испытание для человека, народа?
— Конечно, война. СЛАЙД13
— — — — Вспоминать ужасы войны тяжело, но забывать об этомнельзя. На фронтах войны сражались и наши земляки-черноярцы. Семеро из них Стали Героями Советского Союза:
— Фахрутдин Аблязов
Максим Бочаров
Сергей Завьялов
Павел Конев
Иван попов
Николай Попов
Пётр Татарченков
СЛАЙД 14
— — — — — — — Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен. Сколько пережить пришлось нашим людям за эти годы лихолетья, сколько потерь. Всегда поражаешься силе духа русского народа, не сломленного, сумевшего выстоять и победить ненавистного врага…
— — — — — — — — — — Музыка Шумана «Грёзы» в переложении на хор .
—
СЛАЙД 15
Мы свято чтим память погибших в этой страшной войне. Их 28 миллионов.
Мы свято чтим память ушедших из жизни участников Великой Отечественной войны.
В пояс кланяемся живым. Подвиг Ваш бессмертен.
Помните! Через века,
Через года,- помните!
О тех, кто уже не придет
никогда,- помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
— минута молчания
—
Файлы: мастер-класс. Память.ppt
Размер файла: 2648576 байт.