Автор конспекта:
Автор(ы): — Гуреева Елена Петровна
Место работы, должность: —
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа№6" г. Муром Владимирской обл.; учитель информатики
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Формирование представления о понятии модели и ее свойствах через рассмотрение схемы как информационной модели
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Рабочая тетрадь, Информатика–7: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Краткое описание: —
Урок позволяет решить следующие задачи:
Ход урока
1. Организационный момент, проверка присутствующих по списку
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала и повторение основных понятий прошлых уроков.
Учитель: Ребята, взгляните на доску и выберите среди изображений те, которые, на ваш взгляд, являются информационными моделями. (На интерактивной доске документ с моделями. Один из учеников перетягивает в нижнюю часть экрана модели).
Почему ты часть рисунков оставил в верхней части? Чем они отличаются? (Ученик определяет разницу между натурными и информационными моделями, отмечает, что информационная модель – набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах)
Учитель: Перед вами на партах словесная информационная модель. Ваша задача – представить данный текст, используя другую информационную модель. Для этого я предлагаю вам использовать рисунок, изображенный на втором листочке.
Заполните, пожалуйста, пустые блоки нужной информацией из текста. На выполнение этого задания отводится 5 минут.
(Для тех, кто справился раньше, есть дополнительное задание. Нужно вспомнить, каких моделей не хватает на данном рисунке (знаковые, образные))
Текст для учащихся
Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называются смешанными. Для описания ряда объектов, обладающих одинаковым набором свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой можно с помощью графиков и диаграмм.
В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем. Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схем может быть представлен внешний вид объекта, его структура и поведение.
Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает нам географическая карта.
Блок-схема – один из наиболее наглядных способов записи алгоритма, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура.
Наглядным средством представления состава и структуры системы является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Направленная линия называется дугой, ненаправленная – ребром. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее же, называется петлей. Граф называется неориентированным, если его вершины соединены ребрами. Граф называется ориентированным, если его вершины соединены дугами. Граф называется взвешенным, если его вершины или ребра (дуги) характеризуются некоторой дополнительной информацией – весом вершины или ребра (дуги). (Слайд 1)
Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. (у доски ученик заполняет схему с помощью интерактивной доски и стилуса – слайд 1)
Учитель: В виде какой информационной модели вы представили предложенную вам текстовую информацию? (в виде схемы) Как вы считаете, почему для представления одной и той же информации используются различные информационные модели? (Для сравнения на слайде 2 представлена схема и словесная модель, в которых содержится одинаковая информация) Как вы считаете, какая из моделей будет наиболее наглядной?
Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока («Схема как информационная модель» – слайд 3).
Я прошу вас открыть учебники на странице 112 и ответить на вопрос №1: Приведите 2-3 примера схем, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни. Информационными моделями каких объектов являются эти схемы? (слайд 4 – изображение различных схем).
Посмотрите на рисунок 2.22 на странице 97. Что изображено на данной схеме? (план квартиры) Рассмотрите внимательно эту схему и попробуйте описать эту квартиру. Какие условные обозначения вы видите? (Ученик у доски описывает схему – слайд 5).
Учитель: Сейчас я предлагаю вам представить себя дизайнерами. Мы находимся в кабинете информатики. Нравится ли он вам? Подумайте, как на ваш взгляд мог бы выглядеть наш кабинет информатики? Придумайте свой вариант расстановки мебели и отразите идею на схеме, используя сервис интернет. На ваших партах есть листок с алгоритмом выполнения практической работы. На выполнение практической работы у вас есть 25 минут. Я прошу вас занять свои места за компьютером и приступить к выполнению задания.
3. Выполнение практической работы:
Вкладка
Элемент
Обозначение
Structure
Door1, Door2
Двери
Structure
Wall
Стена
Structure
Single Window
Окно
Bedroom
Dresser
Шкаф
Dining Room
Chair
Стул
Kitchen
Sink
Раковина
Office Layout
Office Chair
Компьютерное кресло
Office Layout
L Desk
Учительский стол
Office Layout
Office Desk
Парта
Office Layout
Computer with LSD
Компьютер
Office Layout
Laptop
Ноутбук
Office Layout
Printer
Принтер
Office Layout
Vending Machine
Компьютерный стол
Office Layout
Video Projector
Проектор
Office Layout
Video Screen
Экран
Office Layout
Plant
Растение
Используя перечисленные элементы, предложите свой вариант расстановки мебели в кабинете информатики.
Чтобы сохранить готовую схему на компьютере, уменьшите изображение до такого размера, чтобы все изображение помещалось на экране, затем нажмите на клавиатуре кнопку Print Screen. Откройте текстовый документ и вставьте изображение (правая кнопка мыши->Вставить). Сохраните документ в своей папке на рабочем столе.
(После выполнения практической работы несколько схем демонстрируются на экране)
4. Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель: Займите свои места за партами. Вы все молодцы, очень старались и у вас получились оригинальные схемы. Сейчас я прошу вас взять листочки с еще одним вариантом информационной модели (заготовка для рефлексии) и вспомнить весь сегодняшний урок. (Слайд 6)
Прочитайте каждое утверждение и определите, соответствует ли оно вашему впечатлению от сегодняшнего урока. Сложите числовые значения в тех секторах, которые вы отобрали, и запишите в правом нижнем углу суммарный балл. Я прошу вас выполнить это задание в течение минуты. Подпишите работы.
Каждый из вас оценил свою практическую работу, и эту оценку вы получаете за сегодняшний урок.
5. Дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание записано на листочках с практической работой. Ознакомьтесь с ним. (слайд 7)
Файлы: алгоритм для практической работы.docx
Размер файла: 774574 байт.