Автор конспекта:
Автор(ы): — Манаенко Лидия Викторовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ№1 г.Астрахани
Регион: — Астраханская зона
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее пелета
Уровень образования: — среднее (полное) общее пелета
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 экономкласс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — представление с жанром мюзикла,закрепление понятия «концерт», учреждение навыков выразительного пения.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся на классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
Гитара,фортепиано, компьютер.
Краткое описание: — Заключительный работа по теме "Колокольные звоны России"
«Музыкаколокольныхзвонов».
Исполнительскийрепертуар: М. Шелег. «Надколокольнями».
Материалдляслушания: колокольныезвоны;
«Великий набатный звон» изоперыМ. П. Мусоргского«Борис Годунов»:
С. В. РахманиновКонцерт №2 дляфортепиано соркестром (1-ая часть).
Видеоряд: М. П. Мусоргский, фрагментизоперы «Борис Годунов»:
Р. Клейдерман.«Колокола» измюзикла «Нотр ДамдеПари».
Эпиграф: Вотиопятьколокола
Оникричатподальнимвесям
Их избавь надрывней, избавь чудесней
И средоточие не приемлет зла.
Музыкальный эпиграф:
Величальный набатный звон
Покровского собора на г. Москве.
Слайдовыйряд:
Православные храмы.
Учитель. Древнейшийпредокколокола – колокольчик — появилсявКитае, на 11 векедо нашейэры. НаРуси знаменитсвоимиколокольчикамиВалдай -небольшойгородок плечом к плечу ВеликогоНовгорода.
Показислушание звонавалдайскогоколокольчика из Валдая.
КолокольчикиоченьлюбилинаРуси. Помните песню? «Под дугой колокольчик поет…». Их суинг веселила сердца путешественников и скрашивала утомительнуюездуналошадях по бескрайнимрусскимпросторам. Широкоераспространениеполучиликолоколапослепринятияправославной веры,длянихрядомсхрамомсооружали колокольню.
Колокольныезвоныразделяютсянатриосновных вида: звонятводинколокол – этоблаговест, яко стало добрая, радостнаявесть. Ударыв разныеколоколапоочередно, -называютсяперезвоном.Звон, прикотором звонятвовсеколокола на триприемаспаузами,называют трезвон.
Слушание: Благовест ипраздничныйтрезвон Новодевичьегомонастыря.
Учитель. Услышали династия выотличиепрослушанногонамиблаговеста итрезвона?Что вы чувствовали, когда-нибудь звучали звоныколоколов?
Учащиеся … Это был благовест-звонил одинколокол…
…Он звучал подобно торжественноевступление…
…Я услышалтрезвон, звучалонесколькоколоколов…
…Трезвон создалпраздничноенастроение…
… Колокола звучалилегко, звонко, весело, звукисловно
переливались….
Учитель. Атеперь послушайте,какоевпечатление оставиликолокольныезвонывдушеА. И. Цветаевой.
«…Словнонеборухнуло! Грозовойудар!Гул — ивторой
удар! Ивдругзаголосило,зашлосьптичьимщебетом,
праздникомколокольноголикования».
Учитель. Как вы думаете, разрешается изобразить на музыке журчание колоколов?
(После ответов детей, софист продолжает):
Колокольныйзвон, егокрасота, звучность, стройностьнеизменноволновалидушилюдей, вызываличувствовосхищенияиу композиторов. Спомощью музыкальныхинструментовонивводиликолокольный звонвсвоипроизведения.
Формулировка проблемного вопроса.
Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, как и почему использовали журчание колоколовкомпозиторы.
Мы с вами сделано знакомилисьс произведениями М.П. Мусоргского из его оперы «Борис Годунов». Вся силаталантарусскогокомпозиторараскрыласьвэтой опере, написанной по трагедииА. С. Пушкина.
Словарь.Опера – музыкально-драматическое произведение, вкоторомсочетаютсявокальнаяи оркестроваямузыка,сценическоеи декорационное искусство.
Давайте обратимся ко 2-й картине этой оперы.Музыка нам словно бы рисует площадьвМосковскомКремле. Народждетвыходаизхрамановогоцаря, гдецарь Борис венчается царство.
Учитель: Послушайте любовно и подумайте, подобно бы вы назвали эту музыку.
Видеозапись: фрагментвторойкартиныоперы «БорисГодунов»,сцена коронации.
Учащиеся. …Пасхальноеутро.
…Праздник.
…Ликующие колокола.
Учитель. Что жевызвало у насощущение праздника?
Учащиеся… Колокольный бренчание – бренчание и трезвон…
… Колокола звучали серьезно и величественно…
…Это были звоны, исполняемые симфоническим оркест-
ром…
Учитель. Образродины, Россиинельзяпредставитьбез колокольныхзвонов.ГениальнойпоэмойородиненазываютВторойконцертС. В. Рахманиновадляфортепианосоркестром.
Словарь. Концерт(слат. «состязание») –произведение чтобы одного неужели (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Для концерта типична виртуозная сольная партия, когда-нибудь танцовщик словно бы состязается с оркестром.
Мы тут же услышимфрагмент первой части 2 концерта. Вслушайтесь любовно на главнуютему концерта. О нежели нам расскажет музыка?
СлушаниепервойчастиВторогоконцерта дляфортепианосоркестромС. В. Рахманинова.
Учитель.Что хотел рассказать нам камер-музыкант своей музыкой? Как звучала главная тема?
Учащиеся…. Главная проблематика звучала подобно неодолимый и монументальный
колокольныйзвон…
…. Это был вид Родины.
… Композитор любит свою родину, гордится ей.
Учитель. Какие картины возникали на вашем воображении, когда-нибудь вы слушали музыку?
…Это были картинырусскойприроды.
…Бескрайние поля, леса, могучая природа…
Учитель. Восновепервойчастиконцерта-величаваятема, олицетворяющаяобраз Родины,могучейипрекрасной.
Любовь к родине пронизывает всю музыку Рахманинова. Уехав дальше за границу, Сергей Васильевич ни на жизнь не забывал о своем далекомОтечестве. Дома, на своем имении, под окнами он посадил березку, которая напоминала ему о России. Во время Великой отечественной войныкомпозитор, основательно переживая больсвоих соотечественников и гордясь мужеством воинов, защищающих свою родину от врага, систематично отсылал на дотирование Красной Армии сборы от своих концертов.
Образы колоколов, колоколен подобно вид России, волнует и современных композиторов. А. Иванов – молодойкомпозиторипевец. Егопесни отличаетглубинасодержания,любовькроднойземле, неравнодушноеотношениекеесудьбе.
Учитель показывает песню «Надколокольнями». Затем детишки работают по-над исполнением.
Учитель.«Вцеломмире нетничегоболее пышного,болеерадостного, болеепрекрасногоиослепительного, чемзвучаниеколоколови звонниц,чемэтитысячимедныхголосов,льющихсяизкаменныхфлейтвысотоювтриста футов,чемэтотгород,превратившийсяворкестр.Поистине,вотопера,которуюстоитпослушать».Эти строкипосвятилколокольномузвонуВиктор Гюговромане«СоборПарижскойБогоматери».
Главныйгеройкниги – звонарьКвазимодо счастливтолькосредиколоколов,которымондаетнежныеимена. НасюжетроманаГюгокомпозиторР. Клейдермансоздалмюзикл«НотрДамдеПари».
Словарь. Мюзикл -музыкально-сценическоепредставление,вкоторомиспользуютсявыразительные средстваэстраднойибытовоймузыки,хореографического,драматическогоиоперного искусств.
Постановка мюзикла, написанного французским композитором и поставленного то-то и есть Франции,была осуществлена на русской версиивМоскве.Роль звонаряКвазимодо исполнилизвестный рок-музыкантВячеславПеткун.
Слушание (видеозапись) фрагмента«Колокола».
(Учитель просит детей ответить на вопрос, назначенный на начале урока).
Учащиеся.… Колокольныезвоныпривлекалиинеизменно про
должаютпривлекатьвниманиекомпозиторов, певцов.
… Образы колоколов, колокольных звонов подобно образ
России…
Колокола, колокольные звоны, звучащие на церквах илив музыке композиторов, словнонапоминают людям о добре, вере, любви, взывают к человеческой памяти.
Файлы: Второй концерт.mp3
Размер файла: 2281537 байт.