Автор конспекта:
Автор(ы): — Помелова Ольга Константиновна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 1
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к мировой музыкальной культуре.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
Программы « Музыка» авторы В.В.Алеев, Т.И. Науменко. Т.И. Кичак.
Используемая методическая литература: —
Методические рекомендации к поурочному планированию.
Используемое оборудование: —
— компьютер, проектор, экран;
— музыкальный центр;
— компакт cd– диск с записью 4 – части симфонии №9 Л. Бетховена; минусовка песни Е. Крылатова, Ю. Энтина « Прекрасное далеко» видео и музыкальный материал
-рабочая доска;
-аккордеон;
Дополнительный материал: Таблица « Эмоциональные термины».
Используемые ЦОР: —
Слайдовая презентация.
Краткое описание: — На данном уроке учащиеся учатся понимать, как музыка может объединять, людей, народы ради общих благих целей.
Тема урока: « МУЗЫКА ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ»
Цель урока:
1. Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
2. Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.
Задачи:
— Познакомить учащихся с воздействием музыки на общество и каждого человека в отдельности.
— Познание мира через музыкальные формы и образы.
— Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
— Воспитание эмоционально – целостного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся.
План урока
1. Музыкальное приветствие
2. Объяснение нового материала
3. Слушание музыки и обсуждение
4. Вокально – хоровая работа
5. Подведение итогов.
6. Оценивание
7. Домашнее задание
ХОД УРОКА
« Композитор может показать миллионам людей то
что делается в душе одного человека, и одному
человеку открыть то, наполнена душа
всего человечества»
Д.Д. Шостакович
1. -Здравствуйте ребята (настройка по рядам – трезвучие « Добрый день»)
2. Слайд №1,№2 — Тема урока и эпиграф
– Ребята, послушайте эпиграф нашего сегодняшнего урока, подумайте, о чём пойдёт речь?
Д. – О том, что музыка может воздействовать на общество и на одного человека
— Музыка, как никакое другое искусство объединяет людей для общих дел, для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают, терпят поражение.
Слайд №3
— Приведите примеры.
Д. – Музыка Орфея оказалась более могущественной, чем сладкоголосное пение сирен.
— В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Приведите примеры из жизни людей, кино, произведений искусств (размышления детей) .
— Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную проблему. Какой ответ даёт нам музыка?
Слайд №4
-Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в последней своей симфонии № 9 воплотил замысел своей жизни — от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Иногда 9-ю симфонию называют «Симфонией Радости».
Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть , он как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поручая им слова из оды Шиллера « К радости»:
Люди – братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
3. Слушание фрагментов Девятой симфонии Л Бетховена. Слайд №5
Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим триумфом композитора. Количество желающих попасть на концерт было так велико, что у входа произошла драка.
Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и только Бетховен никак не реагировал на восторженные воз гласы публики – он их просто не слышал.
Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.
Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью.
Слайд №6, №7.
— Что нам с вами даёт эта симфония? Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, как вы понимаете это?
Д. К радости через страдания.
— Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших средств воздействия на душу человека, должна исполняться перед совершением какого – либо важного дела.
— Девятая симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
Д. – эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
Повторное слушание: на фоне видеоролика (фрагмент из фильма о Бетховене)
4. Вокально – хоровая работа
Распевание: 1. – упражнения на дыхание
2.- артикуляционный тренаж
3. – мелодии припева песни « Прекрасное далеко» с закрытым ртом (вокализ)
Слайд №8 название песни
Е. Крылатова «Прекрасное далёко»
Слайд №8 – текст песни.
Доучивание текста и мелодии песни; отработка певческих навыков дыхания, дикции, кантиленного пения, чистоты интонации.
— посмотрите на таблицу эмоциональных терминов, какие слова помогут нам почувствовать душу этой песни и передать мысли, чувства и эмоции которые родились в нашей душе.
Ответы ребят. Исполнение песни под аккордеон и под минусовку.
5. Итог урока.
— Можно ли познать мир через музыкальные произведения?
— Приведи примеры, как музыка может объединять ради общих благих целей? (ответы ребят)
Слайд №10 – тема урока.
6. Оценивание.
Сегодня вы были внимательны во время слушания и восприятия музыки, многие принимали участие в обсуждении темы урока, я думаю, что главная тема из девятой симфонии Л. Бетховена останется с вами на всю жизнь, и будет звучать в вашей душе ликующей радостью.
Но оценку за урок вы получите за исполнение песни « Прекрасное далеко».
Сегодня песня прозвучала ярко, вдохновенно, эмоционально, и я ставлю всем оценку « 5»- класс — хор .
Домашнее задание: мини – сочинение « Как музыка помогла мне познать мир»
— До свидания! Я желаю вам добра и согласия!
Д.- Спасибо за урок.
Файлы: Помелова О.К..jpg
Размер файла: 34640 байт.