Автор конспекта:
Автор(ы): — Базарбаева Гульнара Сагинтаевна

Место работы, должность: — МОБУ «ООШ №1″ г. Ясного Оренбургской области

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее намывание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 ранг

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающая: Развивать у учащихся учебно-познавательный корысть к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательная: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры

Тип урока: — Комбинированный танцкласс

Используемые учебники и учебные пособия: —

Музыкальный материал:Ю.Чичков “Волшебный цветок”;Н.Римский –Корсаков “Три чуда” изо оперы “Сказка о царе Салтане”; “Дорогою добра” — вокально – хоровая работа.

Используемые ЦОР: —

презентация к уроку

Краткое описание: — На уроке рассматривается религия музыкального и литературного искусств.Через музыку Н.А. Римского — Корсакова раскрываются литературные образы героев сказок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие

Учитель:

Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может единица существовать лубок безо музыки, так рок безо литературы?”

— Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы нынче встретим музыку?

Звучит “Волшебный цветок”.

Учитель:

Вспомним, какими словами начинает трувер А.С.Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дерево зеленый;

Златая вериги на дубе том;

И днем и заполночь бабник ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет одесную – икос заводит,

Налево – сказку говорит… (слайд 2)

Вот точно подчеркнул трувер короткость песни (музыки) и сказки (литературы),их нерасторжимую связь.

— Любите единица Вы сказки?

— Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, так музыкальные – в которых рок также является главным действующим героем.

Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Дети: Ответы учащихся.

А какими же словами начинаются сказки?

Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

Учитель: Совершенно верно.

Послушайте некрупный фрагмент(слайд 3)

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;

Туча по небу идет, тара по морю плывет.

Словно водка вдовица, плачет, бьется в ней царица;

И растет дочурка инде не по дням, так по часам.

Вы узнали, отколь эти строчки?

Дети: Да, эти строчки изо произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Правильно! Причудливый, волшебный, неисполнимый микрокосмос сказочного творчества находит свое фраза не лишь в литературе, так и в музыке. Замечательный святорусский музыкант Н.А. Римский-Корсаков точно вдохновился сказкой А.С. Пушкина, яко хоть сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».

В опере сполна содержание сохранен наверное таким, будто его придумал Пушкин. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы ради того, затем чтобы показать всех героев Пушкина. Одним изо самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая фреска «Три чуда».

Слушание фрагмента оперы «Три чуда»Н.А.Римского-Корсакова

Учитель:

Ребята, подумайте, кто же исполняет симфоническую картину?

Дети: симфонический оркестр.(слайд 4 )

Учитель: Верно. Давайте вспомним, какие же инструменты входят в кабинет симфонического оркестра?

Дети отвечают: (струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые и ударные). (слайд 5)

Учитель: Правильно! Давайте вспомним, какие струнно-смычковые инструменты мы знаем? Я попрошу выйти ко ступень четырех учеников и выбрать изо карточек ту группу инструментов, которая относится к струнно-смычковым, деревянно-духовым, медно-духовым и ударным.

Выходят ученики и изо карточек выбирают нужную группу инструментов.

Учитель: Давайте проверим будто справились ребята?. Молодцы, все правильно. Теперь мы можем отправиться в сказку и посмотреть на чудеса. Ребята, вам помните, какие трех чуда были в сказке?

Дети: Белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды; число трех богатыря, выходящие изо моря, затем чтобы беречь столицу князя Гвидона; и невиданной красоты царевна-лебедь.

Учитель: Правильно! Итак, суп чудо.

Дети читают: Белка песенки поет точно орешки все грызет, А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра – беспримесный изумруд; белку холят, берегут.

Слушание « Темы Белочки».(слайд 6)

У. Какую картину нам нарисовали поэт, портретист и композитор?

Д. /Картину моряцкий стихии/Созвучна единица она с музыкой? Что изобразила музыка? Что мы увидели в начале картины?

Д. /Музыка изображает побуждение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку и хоть слеза царицы./

У. А какие инструменты подчёркивают описательность музыкальных образов?

Д. Рокот волн – мелос струнных, мера вздымается вверх, мера снова падает.

Мерцание, блеск звёзд — звуки флейты, арфы, челесты(в переводе небесная)

Плывущая по волнам тара — неуклюжая тема струнных, будто ровно «ворочается».

Стон и слеза царицы- резкое сонористика струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.

Какой норов музыки?

Учитель: ребята у вы на столе лежат цветные кружочки. Если вам считаете, яко норов песенно-танцевальный поднимите медно-желтый кружок, коль танцевальный – зеленый, так коль маршевый – красный. Итак, каков же норов музыки?

Дети поднимают кружки, выявляется неискаженный ответ.

Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему? *7*

Дети: звучит р.н.п. и в мера же год позволительно танцевать.

Учитель: инде паки другое диво: море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой, хлынет на яр пустой,

Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, будто эмоциональность горя,

Тридцать трех богатыря, все красавцы удалые,

Великаны молодые, все равны будто на собрание –

С ними дядя Черномор.(слайд 8 )

Учитель: ребята, нонче мы послушаем музыкальную тему богатырей, я идет пожаловать вы в год звучания музыки подирижировать, затем чтобы определить ее характер.

Слушание «Темы богатырей.» слайд 9

Учитель: ребята, какая категория инструментов рассказывала нам о кощей и силе богатырей?

Дети: звучали медно-духовые инструменты.

Учитель: Каков норов музыки? Чтобы ответить на нынешний дилемма послушайте загадку: подина музыку эту проводят парад, вслед за тем затем чтобы в ногу шагал чин и солдат.

Дети: это марш, так норов маршевый.

Д. В оркестровом сопровождении слышен жестокий рокот морского, прибоя и на его фоне появляется парадный глубокий марш.

У. Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?

Д. Тембры труб и тромбонов, яко придает твердый характер.

Учитель: Правильно, молодцы!

Проводится физкультминутка «Хлопай-топай». Слайд 11

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером.

Лучший танец – «Хлопай-топай»,

Когда делать нечего.

Кем бы ни был ты – отличник

Иль никак наоборот,

Разучите танец этот

И танцуйте наполненный год!

Исходное расположение – основная стойка. Приподнять правую ногу по-над полом; руки развести в стороны; хлопнуть в ладони подина ногой. Далее мера же самое с левой ногой.

Учитель:

Отдохнули, так в настоящее время продолжим. 12

Последнее сказка в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.

За морем царевна есть,

Что не позволительно взгляд отвесть:

Днем восход ничей затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц подина подгулявший блестит,

А в лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, ровно пава;

А будто речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Учитель: Послушаем музыкальную тему царевны. Слайд 13

У. Тембры каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну – Лебедь? Каков норов музыки?

Д. Сначала звучит гобой, т.к. его афония похож на афония птицы, так вслед за тем мы слышим струнные инструменты: скрипку, афония этого инструмента позволительно сравнить с голосом человека. Оркестр и чанги передают сонористика воды.

У. Музыка рисует чудесное изменение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана изо интонаций русских народных песен.

Тема моря проходит сквозь всю оперу, и шушера изо композиторов точно образно не раскрывал эту тему, будто Римский-Корсаков. Вы поуже знаете, яко он был морским офицером, и удивительные картины океана в год кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда.

Сначала музыкант покажет нам изображение птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь.

Учитель: ребята, будто вам поняли, яко лебедь-шипун превратилась в царевну?

Дети: рок изменилась, она стала похожа на русскую песню.

Учитель: Правильно. Какой же норов этой музыкальной темы?

Дети: песенный. Слайд 14

Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, так все яркие и интересные. Наш танцкласс несравненный и в каптаж нашего урока, будто атиква добру и сказкам, мы исполним с вами песню «Дорогою добра».(слайд 16)

Итог урока

Вывод слайд 15

Сказка и хотя жизни. Сказка и быль. Необыкновенная цена искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках рок помогает героям, побеждает зло, возвеличивает идет и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка учащенно является темой самой литературы.

Песня(слайд 17)

3. Домашнее задание: нарисовать приглянувшийся Вам изображение изо сказки и оперы-сказки о царе Салтане.(слайд16)

– До свидания! Спасибо за урок!

Файлы: muzika.zip
Размер файла: 1314364 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология