Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 6 сорт

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная чумиза
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — 1. Раскрыть красоту русской природы и нее влияние на моллирование чувств в опере и пьесе «Снегурочка». 2. Воздействовать на чувства и эмоции детей, пробудить их воображения, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов. 3. Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала вдоль школьному курсу предмета «Музыка».

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Науменко Т.И. Алеев В.В. Музыка 5-6 класс./Учебник ради общеобразовательных учебных заведений. М., 2004.
  • Назарова Л. В. В мире звуков, слов и красок./Рабочая брульон вдоль музыке. М., 2003.
  • Черемисина А.М. Связь музыки и литературы. М. 2004 г.
  • Используемая методическая литература: —

  • Журнал «Музыка в школе». 1/2006. Статья Н.П. Горошко «Интегрированные уроки вдоль музыке и литературе».
  • Журнал «Музыка в школе». 3/2006. Статья Головченко Т. «Из опыта работы».
  • Журнал «Музыка в школе». 5/2006. Статья Егорова О.Г. «Музыка и литература».
  • Островский А.Н. Сочинения. М. 1987 г.
  • Используемое оборудование: —

  • мультмедийный проектор,
  • компьютер,
  • пианино
  • магнитофон, кассеты с музыкальными фонограммами.
  • Используемые ЦОР: —

  • компакт-диск с презентацией урока "Торжество чувств и великолепие природы в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского сказке А.Н. Островского"
  • Ход урока

    На экране заставка театрального занавеса.
    1) Организационный тур – 3 минуты.
    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, словно гипергедония у вам хорошее, все готовы к уроку и дозволено начинать наше круиз в микрокосм музыки.
    Звучит увертюра к опере «Снегурочка»
    Учитель: В протяжение нескольких уроков музыки и литературы вам знакомились с оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка» и одноименной пьесой Александра Николаевича Островского.
    На экране в цифровом режиме слайд-шоу появляются портреты
    Н.А. Римского-Корсакова и А.Н. Островского.
    Учитель: Сегодня мы проводим обобщающий назидание вдоль теме «Торжество чувств и великолепие природы в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского».
    На экране появляется дукс урока.
    Учитель: Эпиграфом к нашему уроку послужили слова Римского-Корсакова «В зиму 1879-80 годы я сызнова прочитал «Снегурочку» и истинно прозрел на нее удивительную и поэтическую красоту».
    На экране появляется эпиграф урока.
    2) Основная часть урока – 27 минут.
    Учитель:На уроках музыки и литературы мы не один раз отправлялись с вами в удивительную страну сказок. Мы говорили, словно информатор сказок – сама жизнь, окружающая природа, мечты человека.
    Учитель: Сегодня мы проникнем в сказочную страну берендеев, созданную в пьесе «Снегурочка» Островским в 1873 году ив опере «Снегурочка», написанной вдоль сюжету этой пьесы в 1881 году Римским-Корсаковым.
    А.Н. Островский создал пьесу «Снегурочка» вдоль мотивам устного народного творчества (песен, сказок, обрядов, игр), в котором отражены обиход и опус русского народа.
    На экране скамейка «Сцена берендеев».
    Учитель: Какой прокруст оперы и пьесы является олицетворением народной мудрости?
    Ученик: Берендей.
    Учитель: А отколь появилось это название?
    Ученик: Это прозвание не вымышленное: подина старинным городом Переяславлем-Залесским существуетБерендеево болото, на месте которого, вдоль преданию, было Берендеево царство.
    Учитель: Царь Берендей – фееричный герой, угу его портрет сходен народному прототипу, вследствие чего в нем сочетаются и реальные и сказочные черты.
    На экране И. Козловский в роли Берендея.
    Учитель: Великий и здравомысленный сказочник Римский-Корсаков видел в народных сказках отпарирование самой действительности, созданной в художественных образах.Сюжет пьесы Островского давал композитору вероятность воспеть долгоденствие народа, живущего в согласии с природой, показать богатство народных обычаев и обрядов, безо которых вид сказочной Руси не была таково красочной.
    Какой древний российский постриг показан в опере?
    Ученик: Обряд Масленицы. Проводы зимы.
    На экране скамейка «Обряд Масленицы».
    Учитель: Исполним песню «Проводы зимы».
    Исполнение песни.
    Учитель: Какие сызнова герои сочетают в себе реальные и сказочные черты?
    Ученик: Снегурочка, Лель.
    Учитель: А какие герои только сказочные?
    Ученик: Дед Мороз, Леший, Весна.
    Учитель: Какие – реальные?
    Ученик: Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобылиха.
    Учитель: Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-Корсаков опирается все больше на инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального пластинка мелодика носит вокальный, романсовый характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы-характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Даже картины природы (птицы, светлячки, кусты, деревья) имеют свои темы. Они одушевлены и очеловечены.
    Какие звучат темы?
    На экране декорации к опере и фонограммы: Тема Весны, Песни и пляски птиц.
    Ученик: Тема Весны, Песни и пляски птиц.
    Учитель: Что изображает музыка?
    Ученик: Музыка передает голоса птиц: кукушки, дятла, кобчика. Птичий крик – рея Весны.
    Учитель: На фоне этого гомона звучат неуд напева. Какие?
    Ученик: «Сбирались птицы» и «Орел – воевода».
    Исполнение напевов.
    Учитель: Где Римский-Корсаков черпал интонации своих музыкальных тем?
    Ученик: Композитор сочинял оперу, живя в деревне. Интонации своих единица он черпал из звуков природы. Использовал в музыке оперы интонации птичьих «попевок», например, снегиря, жившего дома в клетке, скворца, щебетавшего в саду, и фактический петушиный крик.
    Учитель: Развитие образов природы в опере передает логика жизненных явлений, смену времен года, добра и зла.
    Итак, мы с вами в сказочном лесу, и в нем мы видим Деда Мороза и Снегурочку. Посмотрите интерлюдия из пьесы в исполнении учеников.
    Инсценировка сцены из пьесы.
    Учитель: Итак, Дед Мороз отдает Снегурочку в слободку Бобылю, для того чтоб она пожила промеж людей, познакомилась с их обычаями, завела подруг.
    На экране скамейка «Картина Васнецова «Снегурочка».
    Учитель: В каком музыкальном номере оперы дается автохарактеристика Снегурочки?
    Ученик: В арии «С подружками вдоль ягоды ходить»
    Исполнение арии.
    Учитель: Какова же автохарактеристика Снегурочки?
    Ученик: В первой части мелодийка светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая, нее манят людские песни.
    Ученик: Во второстепенный части мелодийка спокойная, напевная. Героиня поет о том, о нежели мечтает: какие песни людей она принесет отцу зимой.
    Ученик: В третьей части закрепляется конфирмация первой: у людей Снегурочке довольно жить интересней. Она довольно общаться с подругами, петь песни.
    Учитель: Каким портрет Снегурочка предстает в начале оперы?
    Ученик: Снегурочка лишена человеческого тепла.
    Учитель: С помощью какого музыкального инструментакомпозитор помогает нам почувствовать это?
    Ученик: С помощью флейты.
    На экране скамейка «Флейта».
    Учитель: Какие интонации в арии ассоциируются с «голосами природы»?
    Ученик: Интонации «ауканья».
    Учитель: Итак, словно вам помните, Снегурочка живет у Бобыля, она пытается понять людей. Удается ли ей это?
    Ученик: Нет, не удается. Снегурочка прекрасное, угу сызнова заливное существо. Лель, спев ей песню, ждет от нее любви. Но ради Снегурочки песни Леля ценнее поцелуя. Она дарит ему цветок, угу он его бросает.
    Учитель: О нежели нее слова в этом эпизоде?
    Ученик: Снегурочка обижена на отца – Деда Мороза после то, словно он наделил нее холодным сердцем, она хочет понять человеческое чувство.
    Учитель: Римский-Корсаков, словно и Островский, использовал в опере точный народный материал – песни, однако тоже создал собственные мелодии в характере народных. Он писал: «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».
    На экране контрадикция композитора.
    Учитель: Содержание песен в опере меняется согласно с временами года. В песнях передано касательство берендеевского народа к природе. Они отличаются жанровым разнообразием.
    К какому жанру относится лауда «Проводы зимы»?
    Ученик: К календарно-земледельческим.
    Учитель: В преддверие Ярилина дня, праздника Солнца, какие подлинные народные песни поет молодежь? К какому жанру они относятся?
    Ученик: Молодежь поет хоровую песню «Ай, вот сфера липонька», плясовую – «Купался бобер».
    Исполним фрагменты песен.
    Исполнение фрагментов песен.
    Учитель: Какие песни вдоль характеру?
    Ученик: Хоровая лауда напевная, спокойная, обработана в народной подголосочнойманере. Плясовая лауда отличается четким ритмом и подчеркнутыми долями.
    Учитель: Песня какого героя оперы написана в стиле народных хоровых песен и является одну из лучших и популярных номеров оперы?
    Ученик: Третья лауда Леля.
    На экране скамейка Леля.
    Учитель: Что олицетворяет портрет Леля?
    Ученик: Лель – это прозопопея вечного искусства музыки, песенного творчества народа.
    Учитель: Какой гармоничный инструмент сопровождает Леля?
    Ученик: Появление Леля сопровождается переливами ансамбль кларнета, воспроизводящего напев пастушьего рожка. Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши.
    На экране музыкальные инструменты. Прослушивание лейтмотива Леля.
    Учитель: В какой-либо музыкальной форме написана песня?
    Ученик: В куплетно-вариационной.
    Учитель: Сколько разделов в куплете и каков покрой музыки в сих разделах?
    Ученик: 1-й часть «Туча со громом» — мелодийка медленная, протяжная, речитативного характера. 2-й часть «То-то цветики возрадуются» — мелодийка грациозная с оттенками танцевальности. 3-й раздел«Лель мой» — мелодийка задорная и веселая.
    Учитель: Какие изобразительные моменты, указывающие на сношение Леля с природой, появляются в песне?
    Ученик: Подражание раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя в пиццикато скрипок.
    Исполнение первого куплета песни.
    Учитель: Отвергнутая Лелем, Снегурочка обращается к Весне, которая дарит нее несравненный венок.
    На экране скамейка Весны и Снегурочки.
    Учитель: Какая убедительность заключена в нем?
    Ученик: Великая убедительность человеческой любви, для того чтоб которой эоантроп нетрезвый на все, заключена в венке.
    Учитель: Именно в этой сцене весь согласие человеческих чувств и красоты природы. Почему Снегурочка, прежде не замечавшая красоту окружающего мира, стала нее видеть и восторгаться? Обратимся к тексту…
    Исполнение текста Весны со слов «Смотри, дитя…».
    Учитель: Т.е. нее сердце приспичило огнем человеческого чувства. Она полюбила.
    Какая объяснение является кульминацией в развитии действия?
    Ученик: Сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает.
    На экране объяснение таяния Снегурочки.
    Звучит отрывок ария из оперы.
    Учитель: Что воспевает Снегурочкав сцене таяния, в своем последнем ариозо: какая это музыка?

    Ученик: Воспевает великую силу любви. Восторженно благодарит Весну после нее чарующий дание – чувство, которое пробудилось у нее к Мизгирю. Музыка светлая и мечтательная.

    Учитель: Каков итог оперы? Какая эвтерпа в заключительном хоре?
    Ученик: Музыка просветленно-торжественная, величавая. Это атиква Солнцу – источнику ура и жизни на земле.
    Учитель: Послушаем мелодию финального хора, написанного в характере древних эпико-гимнических напевов.
    На экране отрывок заключительной сцены из оперы.
    Снегурочка – это утро любви, утро судьбы народной. Недаром рок-опера начинается отдаленным петушиным призывом, воспевающим зарю, и заканчивается могучим и победным восходом солнца. Торжественный атиква Яриле — гармоничный итог оперы, поднатасканный всем нее ходом.
    Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.
    3) Закрепление материала (тест). – 7 минут.
    Учитель: Вам предлагается тест, в котором вам должны поставить + навыворот верных утверждений.
    Учащиеся работают с тестом. Проверка теста на экране. тестомработаютны поставить + навыворот верных утвержденийевних эпико-гимнических напевов. илась с их обычаями, завела подруг.
    Тест на закрепление (выводится на экран):
    1. Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка»?
    · Зимняя сказка.
    · Весенняя сказка.
    2. Какие персонажи в опере и пьесе «Снегурочка»?
    · Сказочные.
    · Реальные.
    · Полумифические.

    3. В какого превращается Снегурочка?

    · В заливное существо.
    · В любящую девушку.
    4. На словно опирались пара автора, сочиняя свои произведения?
    · На народный фольклор.
    · На злободневный опыт.
    5. Финал оперы «Снегурочка» — это
    · Гимн Солнцу.
    · Гимн любви.
    6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?
    · Любовь.
    · Добро.
    · Верность законам природы.
    Ответы на тест (выводятся на экран):
    1. «Это именно весенняя побасенка – со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, благоуханием» — А.П. Бородин.
    2. Все из перечисленных.
    3. В любящую девушку – в произведениях передана огромная убедительность человеческой любви, нее влияния на судьбу человека.
    4. На народный творчество – среда русских народных обрядов и обычаев донельзя близка их творчеству.
    5. Гимн Солнцу.
    6. Все из перечисленных – в произведениях прославляется внушительность и великолепие природы, нее нивация на человека. Природа делает человека счастливым.
    — Учитель: Красота природы, победа человеческих чувств раскрываются вот многих произведениях Римского-Корсакова, угу с наибольшей силой и яркостью это показывает рок-опера «Снегурочка». Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.
    Мы заканчиваем наш назидание песней «Живет на свете красота». (Музыка Ю.Антонова, стихи М. Пляцковского).
    На экране появляется песня. Исполнение песни.
    4) Подведение итогов урока –5 минут.
    Теперь, ребята, давайте подведем итоги и попробуем выразить свои мысли вдоль нее поводу. Скажите, словно нового и интересного вам узнали на сегодняшнем уроке, словно вам понравилось, однако словно не очень?
    Высказывания ребят.
    Итак, подводя черту, мне хочется отметить следующее:
    1. Все ребятушки приняли активное касательство на уроке, особливо хотелось отметить …
    2. Хочется отметить ребят, которые были моими помощниками…
    3. И, конечно, выставить все оценки в журнал.
    5) Домашнее поручение – 1 минут.
    И последнее, вследствие чего откройте дневники и запишите поручение на дом: «Найти и записать в брульон пословицы и поговорки о музыке».
    На этом наш назидание закончен, всем спасибо, пред свидания.
    На экране скамейка занавеса, на его фоне акустический обложка аплодисментов.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология