Автор конспекта:
Автор(ы): — Тараканова Наталья Фёдоровна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №18,учитель музыки

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Продолжить знакомить учащихся с произведениями русских композиторов,в которых отражена поэзия А.С.Пушкина.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Задачи урока:-Формирование у учащихся умения следить за развитием музыкального образа; — активизация эмоционального отклика музыку, развитие творческих способностей; -воспитание интереса и любви к классической музыке. Тип урока: комбинированный Структура урока: -ознакомление с темой урока, постановка целей и задач; -проверка знаний и умений по пройденному материалу; -изложение нового материала; -подведение итогов урока. Музыкальный материал: П. Чайковский. Осенняя песнь; Г.Свиридов.Зимняя дорога; В.Шебалин. Зимняя дорога; Н.Римский-Корсаков. Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане».

Ход урока

Ребята,знаете ли вы откуда берет своё название слово « музыка»?

Есть такая легенда: Весной и летом на склонах горы Парнас, у чистых вод родника, бог Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Много поэтических строк Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др. . Стихи Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то удивительной прекрасной мелодией. Поэтому тему урока я обозначила пушкинской строкой: «приют сияньем муз одетый…».

На прошлом уроке мы слушали романсы русских композиторов на стихотворение поэта «Зимняя дорога».

Стихотворение «Зимняя дорога» написано поэтом под впечатлением поездки во второй половине декабря 1826г. Из Пскова в Москву. Многие поэты в стихотворениях обращаются к природе, пытаются через описание её картин передать собственное отношение к ней, выразить свои чувства, мысли, переживания. Вспомните композиторов, чью музыку мы слушали.(Ответы детей)

Мы искали сходство и различия в музыкальных выразительных средствах.Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?(Ответы детей)

Я предложила вам представить себя в роли путешественника и выбрать дорогу, по которой вы хотели бы прокатиться.(Ответы детей,рисунки)

Музыка развивается во времени и ей свойственны два качества, какие? (выразительность и изобразительность).

Вам уже знакома музыка П.И Чайковского «Осенняя песнь». Характер этой музыки очень близок стихам Пушкина об осени: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!…».Мы слышим, как в одной строке меняется настроение: первая её фраза настраивает на минорный лад, а вторая?

Слушание музыки и просмотр репродукции картины В.Попкова «Осенние дожди».(Ответы детей)

Изучение нового материала.

Осень и зиму 1824 года А.Пушкин проводил в селе Михайловском, где были написаны многие стихотворения: главы из романа «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане». Дни были заполнены чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьёй Осиповых, соседей из Тригорского. Народные былины,песни и сказки, которые знал Пушкин, он услышал впервые от няни Арины Родионовны. О ней поэт пишет: «Няня единственная моя подруга, и с ней только мне не скучно».

Сказка Арины Родионовны, записанная Пушкиным: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая – что одним куском сукна оденет; третья – что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на меньшой…»

А вот как звучит «Сказка о царе Салтане» в интерперетации поэта:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, — говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, — говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, — третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя родила богатыря».

В каждой сказке есть ЧУДО. Композитор-сказочник Н.А.Римский-Корсаков «озвучивает» сказку Пушкина. Есть в опере симфоническая картина «Три чуда». Белочка поёт «Во саду ли в огороде» — куплет за куплетом звучит одна мелодия, но как она расцвечивается! В оркестре меняются тембры инструментов, появляются интонации, которые изображают даже переливы драгоценных камней. В музыке слышится и тяжелая поступь витязей-богатырей, и шум «бурливого» моря. А тема Царевеы-Лебеди соткана из интонаций русских народных песен.

Слушание музыки. (Рассуждения детей по прослушанной музыке).

Вопрос на закрепление материала:

Назовите знакомые музыкальные инструменты, звучание которых вы услышали в симфонической картине «Три чуда».

Помогла ли вам музыка почувствовать красоту пушкинских стихов и сказок?

Файлы: grom-pobedy-acapella-valaam_1997_CUT.mp3
Размер файла: 4732413 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология