Автор конспекта:
Автор(ы): — Столярова А.В.

Место работы, должность: — ГБОУ СОШ №519

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к органной музыке И.С. Баха, к анализу музыкальной фактуры

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

Фортепиано

Компьютер

Проектор

Используемые ЦОР: —

Фонограмма произведений И.С.Баха-«Фуга ре минор», «Фуга до минор»

Портрет И.С.Баха

Краткое описание: — Урок с использованием нестандартных игровых приёмов, позволяющих на уроках музыки использовать различные типы восприятия: слуховое, зрительное, тактильное.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Приветствие детей, представление.

2. Актуализация знаний.

Учитель:Музыкальное произведение….Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

Дети: Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать….

Учитель:А сегодня мы воплотим музыку весьма необычным способом- мы её будем вязать, создадим музыкальную ткань.

Для начала проведём небольшой эксперимент, вспомним, какие ткани бывают.

Вызывается ученик (№1), которому завязывают глаза и дают в руки ткань, ученик описывает материал и свои ощущения.

Ученик: Ткань лёгкая, воздушная, тонкая.

Ученик №2 описывает ткань плотную, жёсткую, объёмную, многослойную.

3. Новый материал.

Учитель:Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.

Звучит фрагмент «Фуга ре минор» И.С.Баха.

Учитель:Какой образ вы услышали?

Дети: серьёзный, тяжёлый, задумчивый, строгий…

Учитель:если бы это звучание могло воплотиться, какой бы тканью оно стало?

Дети: плотной, тяжелой, непрозрачной, грубой.

Учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь из учеников, музыку какого композитора услышали и какой инструмент прозвучал (Иоганн Себастьян Бах и орган)

Учитель: Иоганн Себастьян Бах жил и творил в эпоху «барокко», этот художественный стиль означает «причудливый».

Демонстрируются слайды с портретом И.С.Баха,органом.

Учитель:Иоганн Себастьян Бах работал в церкви органистам и к каждой службе писал новое сочинение. Люди, приходя в церковь и слыша такую величественную музыку размышляли, думали…Как вы считает, о чём?

Дети: о вере, о жизни, о себе….

Учитель: такая серьёзная тема размышлений может быть выражена в одном предложении, единственной мыслью?

Конечно, нет. Много мыслей, голосов звучат в душе человека. Соответственно, и в музыке, которая побуждает на такие размышления, звучит много музыкальных тем, много голосов.

Многоголосие- как многослойная плотная ткань-особенность музыки барокко и творчества Баха. Такой тип музыкальной ткани, многоголосного звучания называется полифония.

4.Закрепление знаний.

Давайте посмотрим, как ведут себя голоса, что с ними происходит, как они разговаривают между собой в полифоническом (или многоголосном) произведении.

Учитель просит открыть конверт №1, в котором дети находят изображение

Этот человечек один, и мы можем услышать только один голос. В фуге Баха также есть звучание одной музыкальной темы.

Учитель исполняет тему.

Перед вами- ноты произведения, фуги Баха. Приклейте это изображение в ноты там, где мы видим один голос, одну музыкальную тему.

В презентации показывается задание.

Конверт №2- изображение

Человечки спорят, говорят одновременно. В фуге мы можем услышать, как темы звучат одновременно, переплетаются, ведут разговор-спор.

Исполняется фрагмент.

В презентации показывается выполнение задания.

Конверт №3- изображение

Человечки держатся за руки ,значит они дружат и разговаривают уважительно, скорей всего ведут диалог. Темы звучат поочерёдно.

Исполнение и выполнение задания.

Учитель:Сколько голосов мы здесь услышали и увидели?

Дети: несколько, три.

Учитель:чем они отличаются?

Дети: Своим характером –более мягкий в высоком регистре, уверенный в среднем регистре, низкий голос звучал серьёзно, настойчиво.

Учитель:это одноголосное произведение или многоголосное?

Дети: многоголосное.

Учитель:Как называется многоголосная музыкальная ткань?

Дети: полифония.

4. Подведение итогов, рефлексия.

Звучит фуга Баха до минор, дети становятся в круг.

Учитель:

Звучанье Баха снова первозданно,

Его дыханье рвётся в тишину.

И мы у этой пленницы органа,

У музыки, у музыки в плену!

Сейчас совершится таинство создания музыкальной ткани. Как я говорила в начале урока, мы её свяжем, сплетём из клубка нити.

Клубок нити передаётся от ребёнка к ребёнку, нитки удерживаются в руках, таким образом создаётся переплетение. Чтобы клубок ниток не передавался только соседу (как правило друг или подруга)-учитель регулирует передачу клубка вопросами типа: «С кем бы ты успешно провёл диалог?», «С кем ты иногда можешь поспорить?», «Кто любит размышлять в одиночестве?» и т.п.

Учитель:теперь посмотрим на ткань, которая у нас получилась. Что можно о неё сказать?

Нити переплелись, получилась определённая фактура ткани- не ровная, не гладкая, а состоящая из нескольких слоёв, разные цвета нити то соединяются, то идут параллельно, то расходятся.

Вот так и выглядит полифоническая фактура, музыкальная ткань многоголосия.

Ребята, у Баха была большая дружная семья. Можно сказать, что его семья полифоническая, т.е. многоголосная. А чтобы в семье был мир и лад- необходимо уметь слушать и слышать друг друга, вести диалог. Вы сейчас оказались сплетены узами музыки и, надеюсь, станете большой семьёй друзей и одноклассников. И, собираясь вместе, вы всегда сможете сказать : «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Учитель приглашает детей к инструменту и исполняется песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» О.Митяева.

Благодарит детей за урок, отмечает детей, наиболее активных на уроке.

Файлы: Копия фуга до минор.wma_.mp3
Размер файла: 1617601 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология