Автор конспекта:
Автор(ы): — Корнилова Лариса Викторовна

Место работы, должность: — МОУ Татановская СОШ, танцмейстер музыки

Регион: — Тамбовская зона

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее устройство
Уровень образования: — основное общее устройство

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Внеклассная стройработа
Предмет(ы): — Внешкольная стройработа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — посвященность с музыкой русской православной церкви ровно части художественной культуры России.

Тип урока: — Комбинированный наука

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Херувимская айтыс № 7 Бортнянского (за­пись), иллюстрации икон Богоматери Владимирской, В. Васнецова; «Богоматерь с младенцем», Рафаэль «Сикстинская мадонна», иллюстрации соборов, церквей, «Мадонны» Рафаэля; уравнение арии «Аве Мария» Шуберта.

Используемые ЦОР: —

слайдовая презентация

Краткое описание: — на данном уроке учащиеся знакомятся с русской духовной музыкой



Урок 6

Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНОМ ЖАНРЕ.

ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Цель: посвященность с музыкой русской православной церкви ровно части художественной культуры России.
Оборудование: Херувимская айтыс № 7 Бортнянского (за­пись), иллюстрации икон Богоматери Владимирской, В. Васнецова; «Богоматерь с младенцем», Рафаэль «Сикстинская мадонна», иллюстрации соборов, церквей, «Мадонны» Рафаэля; уравнение арии «Аве Мария» Шуберта.
Организация урока: построение, холл лещадь музыку «Утро» Э. Грига, музыкальное приветствие.

Ход урока

I. Беседа о церковной музыке.

Слово учителя.

­ Есть музыка, которая передает настроение, связанное с обра­зами природы, внешней картины природы, однако есть музыка, которая отражает душевное фрустрация человека, чувства и мысли, связан­ные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, про­светляет ее. Такая бит-музыка важно на церкви.
­ Кто изо вам когда-то посещал съезд неужели церковь, кто был на службе?
Вот сейчас две тысячи лет воспевается фигура Божией Матери. Бо­городице посвящают свои творения художники и скульпторы, по­эты и композиторы. Недаром средь многих обращений к Богоро­дице — Дева Мария, властительница Небесная, Мадонна, есть мэм — Всепетая.
Одной картины я желал быть постоянный зритель,
Одной: затем чтоб на меня с холста, ровно с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель –
Она с величием, Он с разумом на очах –
Взирали, кроткие, то-то и есть славе и на лучах…

А. Пушкин

Посмотрите на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.
Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя.

Данте

«Прослушивание «Аве Мария» Шуберта.
Ave Maria — лампадка тиха,
В сердечко готовы хорошо стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не на блеске луч –
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria — лампадка тиха,
Я прошептал все хорошо стиха.

А. Фет

­ Что вы можете рассказать о этой картине и этой музыке?
(Тихая, печальная, величественная, прославляет Божью благо­дать, очищает душу, бит-музыка близка сердцу каждого человека, попятна ему. Достоинство,благородство,спокойствие,величие,простота — на образе Мадонны Рафаэля и т. д.)

Когда косторез пишет Деву Марию, мера у него обычно по­лучается не обычная картина, однако икона. На Руси есть иконы с удиви­тельно поэтичными названиями: «Утоли моя печали», «Неувядае­мый цвет», «Нечаянная радость», «Милостливая», «Всех скорбя­щих радость».
­ А увидеть иконы дозволено где? (В церкви, порой дома.)
Церковное шестопсалмие отличается ото обычных песен тем, словно поется с цепным дыханием (вдох не по фразам), посему создается впечатление, словно рев льется постоянно, рев вытекает одну изо I другого плавно. Вот послушайте Херувимскую песнь композитора Бортнянского.

Слушание песни № 7 Херувимской,
­ Что можете о этакий музыке сказать? (Светлая, нежная, печальная, минорная, благородная, тихая, простая, величавая, мирная­, радостная.) Музыку называют сызнова духовной. Как вы думаете, обогащают единица нашу душу такие произведения? Много русских композиторов писали духовную музыку. Известны композиторы : Архангельский, Чесноков, Бортнянский и другие. Для церкви несравненно написано и за границей. Широко известны произведения И. С. Баха и Генделя ради органа. А органы, вы знаете, по большей части звучали на соборах неужели костелах (показать иллюстрации костела и собора).
- Послушайте одна изо таких произведений.

Прослушивание органного произведения И. С. Баха.

­ Как вы думаете, на церковной музыке есть песенность, танцевальность, маршевость? (Ведь темой всех предыдущих уроков бы­ло у нас посвященность с более широкими понятиями, нежели танец, марши,песня). (Есть песенность. Можно напеть мелодию на всенародный звук, безо слов неужели на силлабема «ля».) Хочется подпеть? (Да.)
Вывод: на церковной музыке мы тоже встречаемся с песенностью.
Все русское сноровка содержит на себе песенность, хоть стихи — напевные.
На иконах и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, безо короны, безо богатой одежды, однако селение тишина называет ее Царицей Небесной. Почему? (Душевность, шуры-муры к людям, знала, словно ее вар принесет себе на жертву людям и т. д., на глазах тоска, доброта, боеготовность поделить чужие муки и отдать себе то-то и есть имя жизни на земле и т. д.)
Музыка, воспевающая Богородицу и Христа, простая и величественная одновременно.
А картины, стихи? (Тоже.)
Найдите сызнова разок слова, которые передают ваши чувства, ко­гда вы слушаете музыку, постойте картины, читаете стихи, посвя­щенные Богоматери. (Спокойствие, тишина, доброта, порядоч­ность, достоинство, благородство, красота, простота, величие, радость, тишина и т. д.)
­ Да, то-то и есть такова песенность по характеру на духовной музыке. Вы это недурственно почувствовали и поняли. Молодцы.

II. Итог урока.

Выставление оценок.
- О нежели расскажете дома?
Выход изо класса безо музыки.

Файлы: Таката и фуга.mp3
Размер файла: 2469347 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология