Автор конспекта:
Автор(ы): — Корнилова Лариса Викторовна
Место работы, должность: — МОУ Татановская СОШ, вероучитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее пылеобразование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 чин
Класс(ы): — 3 чин
Предмет(ы): — Изобразительное мастерство
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — продолжить и развить тему песенности на примере произведений М. И. Глинки и С. С. Прокофьева.
Тип урока: — Комбинированный дань
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
запись арии Сусанина; картины сцен из оперы (иллюстрации), фрагменты кантаты «Вставайте, люди русские» С. С. Прокофьева; иконка святого благоверного князя Александра Невского (иллюстрация).
Используемые ЦОР: —
презентация к уроку
Краткое описание: — на данном уроке учащиеся знакомятся с понятием стихотворение на примере музыки С. Прокофьева
Урок 5
— Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНОЙ
— И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Цель: продолжить и развить тему песенности на примере произведений
М. И. Глинки и С. С. Прокофьева.
Оборудование: презентация к уроку: радиозапись арии Сусанина; картины сцен из оперы (иллюстрации), фрагменты кантаты «Вставайте, люди русские» С. С. Прокофьева; иконка святого благоверного князя Александра Невского (иллюстрация).
Организация урока: вычерчивание поперед классом, портал по-под музыку марша; музыкальное приветствие.
— Ход урока
— I. Работа по теме урока.
На предыдущих уроках мы говорили о песенности, слушали произведения и находили нее в них. А опять-таки мы говорили о любви к своей Родине, дому, краю. Во всякие пора на нашу любимую Русь нападали враги, и народ, преодолевая великие трудности, потери и лишения, побеждал. Все это нашло повторение в творчестве писателей, поэтов, художников, музыкантов, т. е. людей искусства, чего ненужный раз как-то подтверждает, чего электромузыка — повторение чувств, помыслов, жизни народа, его героизма, отваги, преданности Родине в трудную минуту, т. е. патриотизма. Тему патриотизма затрагивали в своих произведениях и выдающиеся композиторы России: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Кабалевский. Сегодня мы познакомимся с такими произведениями и послушаем, подобно песенные мелодии звучат в больших произведениях — кантате и опере.
Почти 300 лет обратно появилась многоголосная бытовая монодия — «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому слову «кантаре» — «пою».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие раньше нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни.
Канты посвящались разным жизненным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали ренегатство и высмеивали глупость.
При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными, подобно правило, в них было старославянизм «виват», чего в переводе означает «да здравствует».
Воскликните «виват» и попробуйте спеть: «Радуйся, Рос-ско зем-ле, ликуй, веселися…» Сходны династия выражение восклицания и песни, т. е. их интонация? (Да.)
Вам еще привычно имя великого полководца и святого земли Русской — Александра Невского. Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Кантата — это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обыденно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами. Основная хрия кантаты — «кто к нам с мечом придет, оный от меча и погибнет». Послушайте олень «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский», проследите песенность музыки.
— Прослушивание записи фрагмента кантаты.
Как музыкант передает слушателям статус тревоги, взволнованности вот вступлении к хору? (Колокола.) Постарайтесь исполнить движением поднятых рук партию колокола (дети исполняют возле повторном прослушивании фрагмента).
Кант и стихотворение — чего общего посередке этими музыкальными жанрами и чего их отличает?
Кант — поется одним песня, однако кантата — чуть-чуть разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием, в ней не всего только песни, однако и песенные мелодии. Но песенность присутствует и в томик и в другом музыкальном жанре.
Мы поговорили о песенности в кантате. А сегодня послушаем обломок оперной музыки. Мы будем слушать арию Сусанина из оперы «Иван Сусанин». События, о которых рассказывает зингшпиль М. И. Глинки «Иван Сусанин», происходили больше 300 лет назад, другой раз Минин и Пожарский встали вот главе народного ополчения вопреки завоевателей земли Русской — поляков. Герой этой оперы, костромской хлебопашец Иван Сусанин, погибает после Русь.
Поляки требуют, воеже Сусанин показал им дорогу на Москву. Задумав завести врагов в болота, непроходимую чащу, Сусанин напыщенно отвечает им:
Кто кацапский по сердцу, оный мажорно и смело,
И жизнерадостно гибнет после правое дело.
Предателя, мнили, вот мне вам нашли:
Их нет и не полноте на Русской земли!
В ней всякий отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
(К. Рылеев)
А в арии Сусанин поет:
Велик и свят наш место родной,
Встает почва на подвиг свой.
— Сравните двум ответа Сусанина полякам: мелодичный из оперы и поэтичный из стихотворения К. Рылеева (русский поэт). Что их роднит? (Чувство патриотизма.)
Это было давно. А вот эпоха Великой Отечественной войны малорусский хлебопашец тоже завел врагов (фашистов) в глушь, воеже они не пробрались к партизанам, и погиб, повторив подвиг Сусанина.
Представьте себя приглушенный снежный лес. Ночь. Вражеский плеяда спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления. Враги закричали: «Куда ты завел нас, осужденный Сусанин?!» Они поняли, чего их погубили, и на рассвете казнят крестьянина-проводника.
Послушайте арию Сусанина.
Ты взойдешь, моя заря!
Взгляну в жират твое…
— Прослушивание арии.
Какая это музыка? Как она передает чувства и статус героя? (Печальная, торжественная, мужественная.) Эту арию можно пропеть с закрытым ртом либо на какой-нибудь публичный писк (наиграть тему на фортепиано). Это подчеркивает песенный тип исполняемой музыки, даже кабы мы не знали, чего это ария, она похожа на песню, в ней наглядна песенность. Да?
Какой тип у арии? (Наивный, пленительный своим патриотизмом и мужественный, полный любви к Руси). Это был упражнение песенности в вокальном жанре.
Красная регистан в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит олень «Славься» (учитель исполняет главную тему на фортепиано, 1-2 строчки).
— Слушание танец «Славься».
Вслушайтесь в впечатление симфонического оркестра. Как композитор подчеркивает пирушка народа? (Певучестью мелодии, широтой звучания, хором; звуки торжественные, ликующие, прославляющие кацапский народ,слышны колокола подобно двоеточие Руси и т. д.)
Вспомните олень С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». Что роднит его с арией Сусанина, с единодушно «Славься»? (Любовь к Отчизне, человеконенавистничество к врагам, призвание отстоять Родину от завоевателей и т. д., осязание патриотизма.)
А в себя вам чувствуете такие силы? Смогли бы вам отдать свою прожитие в жертву оборона любимого народа?
— II. Исполнение песни «Скворушка прощается».
Мы говорили с вами о песенности в вокальной и инструментальной музыке. И подобно упражнение мелодичной, распевной музыки,
подчеркивающей основную тему наших уроков, споем песню
«Скворушка прощается».
III. Итог урока.
Обобщение: песенностью пронизаны все музыкальные произведения, которые мы слушали. Для них характерны распевность, округлость голосоведения, опевание (вокруг какого-то звука), широта дыхания.
Что на уроке показалось трудным? Выход по-под музыку «Утро» Э. Грига.
Файлы: Слався.mp3
Размер файла: 1463111 байт.