Автор конспекта:
Автор(ы): — Корнилова Лариса Викторовна

Место работы, должность: — МОУ Татановская СОШ, вероучитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее пылеобразование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 чин
Класс(ы): — 3 чин

Предмет(ы): — Изобразительное мастерство
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — продолжить и развить тему песенности на примере произведений М. И. Глинки и С. С. Прокофьева.

Тип урока: — Комбинированный дань

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

запись арии Сусанина; картины сцен из оперы (иллюстрации), фрагменты кантаты «Вставайте, люди русские» С. С. Прокофьева; иконка святого благо­верного князя Александра Невского (иллюстрация).

Используемые ЦОР: —

презентация к уроку

Краткое описание: — на данном уроке учащиеся знакомятся с понятием стихотворение на примере музыки С. Прокофьева



Урок 5

Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНОЙ
И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

Цель: продолжить и развить тему песенности на примере произведений
М. И. Глинки и С. С. Прокофьева.
Оборудование: презентация к уроку: радиозапись арии Сусанина; картины сцен из оперы (иллюстрации), фрагменты кантаты «Вставайте, люди русские» С. С. Прокофьева; иконка святого благо­верного князя Александра Невского (иллюстрация).
Организация урока: вычерчивание поперед классом, портал по-под музыку марша; музыкальное приветствие.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
На предыдущих уроках мы говорили о песенности, слушали произведения и находили нее в них. А опять-таки мы говорили о любви к своей Родине, дому, краю. Во всякие пора на нашу любимую Русь нападали враги, и народ, преодолевая великие трудности, по­тери и лишения, побеждал. Все это нашло повторение в творчестве писателей, поэтов, художников, музыкантов, т. е. людей искусства, чего ненужный раз как-то подтверждает, чего электромузыка — повторение чувств, по­мыслов, жизни народа, его героизма, отваги, преданности Родине в трудную минуту, т. е. патриотизма. Тему патриотизма затрагивали в своих произведениях и выдающиеся композиторы России: Глин­ка, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Ка­балевский. Сегодня мы познакомимся с такими произведениями и послушаем, подобно песенные мелодии звучат в больших произведени­ях — кантате и опере.
Почти 300 лет обратно появилась многоголосная бытовая монодия — «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пе­ние» и созвучно итальянскому слову «кантаре» — «пою».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие цер­ковных хоров. Однако многие дошедшие раньше нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни.
Канты посвящались разным жизненным событиям. В них вос­певали победу и скорбели о погибших, осуждали ренегатство и высмеивали глупость.
При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными, подобно прави­ло, в них было старославянизм «виват», чего в переводе означает «да здравст­вует».
­ Воскликните «виват» и попробуйте спеть: «Радуйся, Рос-ско зем-ле, ликуй, веселися…» Сходны династия выраже­ние восклицания и песни, т. е. их интонация? (Да.)
Вам еще привычно имя великого полководца и святого земли Русской — Александра Невского. Ему посвятил свою кантату ком­позитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Кантата — это большое произведение, состоящее из несколь­ких частей. Она исполняется обыденно в концертном зале хором, ор­кестром и певцами-солистами. Основная хрия кантаты — «кто к нам с мечом придет, оный от меча и погибнет». Послушайте олень «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский», проследи­те песенность музыки.
Прослушивание записи фрагмента кантаты.
­ Как музыкант передает слушателям статус тревоги, взволнованности вот вступлении к хору? (Колокола.) Постарайтесь исполнить движением поднятых рук партию колокола (дети исполняют возле повторном прослушивании фрагмента).
Кант и стихотворение — чего общего посередке этими музыкальными жанрами и чего их отличает?
Кант — поется одним песня, однако кантата — чуть-чуть разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием, в ней не всего только песни, однако и песенные мелодии. Но песенность присутст­вует и в томик и в другом музыкальном жанре.
Мы поговорили о песенности в кантате. А сегодня послушаем обломок оперной музыки. Мы будем слушать арию Сусанина из оперы «Иван Сусанин». События, о которых рассказывает зингшпиль М. И. Глинки «Иван Сусанин», происходили больше 300 лет назад, другой раз Минин и Пожарский встали вот главе народного ополчения вопреки завоевателей земли Русской — поляков. Герой этой оперы, костромской хлебопашец Иван Сусанин, погибает после Русь.
Поляки требуют, воеже Сусанин показал им дорогу на Москву. Задумав завести врагов в болота, непроходимую чащу, Сусанин напыщенно отвечает им:
Кто кацапский по сердцу, оный мажорно и смело,
И жизнерадостно гибнет после правое дело.
Предателя, мнили, вот мне вам нашли:
Их нет и не полноте на Русской земли!
В ней всякий отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
(К. Рылеев)
А в арии Сусанин поет:
Велик и свят наш место родной,
Встает почва на подвиг свой.
­ Сравните двум ответа Сусанина полякам: мелодичный из опе­ры и поэтичный из стихотворения К. Рылеева (русский поэт). Что их роднит? (Чувство патриотизма.)
­ Это было давно. А вот эпоха Великой Отечественной войны малорусский хлебопашец тоже завел врагов (фашистов) в глушь, воеже они не пробрались к партизанам, и погиб, повторив подвиг Сусанина.
­ Представьте себя приглушенный снежный лес. Ночь. Вражеский плеяда спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления. Враги закричали: «Куда ты завел нас, осужденный Сусанин?!» Они поняли, чего их погубили, и на рассвете казнят кре­стьянина-проводника.
­ Послушайте арию Сусанина.
Ты взойдешь, моя заря!
Взгляну в жират твое…
Прослушивание арии.
­ Какая это музыка? Как она передает чувства и статус ге­роя? (Печальная, торжественная, мужественная.) Эту арию мож­но пропеть с закрытым ртом либо на какой-нибудь публичный писк (наи­грать тему на фортепиано). Это подчеркивает песенный тип исполняемой музыки, даже кабы мы не знали, чего это ария, она похожа на песню, в ней наглядна песенность. Да?
­ Какой тип у арии? (Наивный, пленительный своим патрио­тизмом и мужественный, полный любви к Руси). Это был упражнение песенности в вокальном жанре.
Красная регистан в Москве заполнена ликующим народом, ко­торый празднует свою победу над врагом. Звучит олень «Славься» (учитель исполняет главную тему на фортепиано, 1-2 строчки).
Слушание танец «Славься».
­ Вслушайтесь в впечатление симфонического оркестра. Как ком­позитор подчеркивает пирушка народа? (Певучестью мелодии, широтой звучания, хором; звуки торжественные, ликующие, про­славляющие кацапский народ,слышны колокола подобно двоеточие Руси и т. д.)
­ Вспомните олень С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». Что роднит его с арией Сусанина, с единодушно «Славься»? (Любовь к Отчизне, человеконенавистничество к врагам, призвание отстоять Родину от завоевателей и т. д., осязание патриотизма.)
­ А в себя вам чувствуете такие силы? Смогли бы вам отдать свою прожитие в жертву оборона любимого народа?
II. Исполнение песни «Скворушка прощается».
­ Мы говорили с вами о песенности в вокальной и инструмен­тальной музыке. И подобно упражнение мелодичной, распевной музыки,
подчеркивающей основную тему наших уроков, споем песню
«Скворушка прощается».

III. Итог урока.
Обобщение: песенностью пронизаны все музыкальные про­изведения, которые мы слушали. Для них характерны распевность, округлость голосоведения, опевание (вокруг какого-то звука), ши­рота дыхания.
Что на уроке показалось трудным? Выход по-под музыку «Утро» Э. Грига.

Файлы: Слався.mp3
Размер файла: 1463111 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология