Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Маргарита Николаевна

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 421 Сормовского р-на г. Нижнего Новгорода, Учитель начальных классов

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Литературоведческий подход к организации уроков литературного чтения в начальной школе. Схема поэтапного анализа народной сказки. Сравнительная характеристика народной и авторской сказок.

Последние несколько лет я с удовольствием работаю в рамках УМК Н.Ф.Виноградовой. Эта система не только дает возможность выучивать детей со значительным опережением по предметам, всесторонне развивать личность, способствуя её самовыражению, но и позволяет в корне пересмотреть подход к урокам литературного чтения, заменив рассмотрение сюжетно-событийной линии, принятой в традиционной системе, литературоведческим подходом к анализу художественных произведений.

Учебник Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой содержит тексты, на материале которых учитель, проявляя свое мастерство и творчество, может в доступной для младших школьников форме знакомить их с теорией литературы, следуя принципам преемственности с программой по литературе в среднем звене, обучая младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров.
Благодатным материалом обучения навыкам и приёмам анализа художественных текстов является сказка, как народная, так и авторская.Уже в первый и второй год обучения, читая и анализируя сказки, младшие школьники овладевают такими понятиями теории литературы, как: жанр, сюжет, тема, проблема, идея, композиция, герои и др. А к концу I-го полугодия 2-го класса результатом целого цикла обобщающих уроков по сказкам становится схема анализа, которую я предлагаю.
Схема анализа сказки:
— — авторство;
— тип;
— смысл заголовка;
— тема;
— проблема;
— герои;
— идея;
— сказочный язык.
— Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, а логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.
Сравнительная таблица народной и авторской сказок
Народная сказка Авторская сказка Особенности композиции (присказка, зачин, концовка) Всегда присутствует, имеет варианты По замыслу автора, роль эпизодов и сцен Проблема Общечеловеческая значимая для всех Может быть и узкой, важной для конкретного времени, автора, героя Идея Нравоучение, народная мудрость Авторская позиция, его отношение к поставленной проблеме Герои Четко делятся на положительных и отрицательных Характер героев противоречив, поступки неоднозначны Сказочные приемы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запретов и т.д.) Обязательны в рамках жанра Авторское решение на их присутствие Язык (постоянные эпитеты, сравнения; устаревшая и диалектная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) Встречаются часто, отражают народную речь, место и время создания сказки Являются авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, костюма, внешности, детали — — В ходе работы с таблицей ребята приходят к выводу о том, что у народной сказки сказочное содержание заключено в рамки традиционно сложившейся сказочной формы, а у авторской – выбранная автором по разным причинам (заинтересовать читателя, соображения цензуры и др.) сказочная форма наполнена реальным содержанием: в ней решаются современные автору и его современникам проблемы, идейный смысл такой сказки содержит авторскую оценку и поможет не совпадать с мнением героев сказки или читателей.
Но вернемся к схеме анализа народной сказки. Первый этап – «авторство» — дает возможности широкой интеграции уроков литературного чтения с уроками окружающего мира, изобразительно искусства и музыки. Этот этап является зачастую подготовительным к первичному восприятию сказки. Так, предваряя знакомство с татарской народной сказкой «Три сестры», учащиеся моего класса познакомились с историей возникновения этого народа, его традициями, вероисповеданием, семейным укладом, национальными костюмами и праздниками. Этому способствовали уроки окружающего мира в разделе «Мы – жители Земли» и ряд внеклассных мероприятий, проведенных в сотрудничестве с библиотекой. На уроках труда при помощи родителей были изготовлены национальные свадебные костюмы татар; изобразительного искусства – рисунки предметов домашней утвари, посуды, украшений; музыки – разучена песня на татарском языке; хореографическом кружке – татарские танцевальные движения.
— К уроку детьми были выполнены рисунки с изображением предметов, отражающих быт и национальные праздники татар (См. прикрепленные файлы). — — Так была создана атмосфера, способствующая восприятию татарской сказки и её дальнейшему анализу.
Мои ребята очень любят метод прогнозирования. Поэтому, прежде чем заняться анализом темы сказки, они пытались сделать прогноз по заголовку.
Были попытки спрогнозировать проблему и даже идею сказки, дать краткие характеристики героев, их поступков. К результатам прогнозирования необходимо обязательно вернуться на последнем этапе анализа для того, чтобы убедить ребят в том, что прогнозы не бывают точными без серьезного анализа текста, как тесно связан заголовок с идеей сказки.
При переходе к следующему этапу анализа – определению темы сказки – важно провести возможные параллели с другими произведениями, знакомыми учащимся с уроков литературного чтения и из своего читательского опыта, разных жанров, но на одну и ту же тему, близкую к теме анализируемой сказки.
УМК системы Н.Ф.Виноградовой предлагает к учебнику литературного чтения еще и «Хрестоматию», в которой представлены сказки разных народов, тематически близких татарской народной сказке «Три сестры». Из своего читательского опыта ребята вспомнили другие сказки о взаимоотношениях в семье, об отношениях детей и родителей, об уважении к старшим и послушании детей: ненецкая – «Три сына»; татарская – «Отец и сыновья»; татская – «Лучшая отрада для старых – счастье молодых»; русская – «Хаврошечка» и др.
В ходе сравнения тематически близких сказок ребята пытаются ответить на вопросы: почему у разных народов появились сказки на тему взаимоотношений детей и родителей?, что этому способствовало? На этом этапе логично и уместно организовать первичное восприятие сказки.
Для формирования представлений младших школьников о том, насколько важна и распространена тема, которая раскрывается в сказке «Три сестры» (если уровень готовности к анализу художественных произведений соответствует второму), можно предложить в парах прочитать и сравнить с нею стихотворение Л.Татьяничевой «Сыновья».
— Людмила Татьяничева
СЫНОВЬЯ
— Два хороших сына у меня.
Две надежды,
Два живых огня.
Мчится время по великой трассе.
У меня –
Две юности в запасе.
Жизнь горит во мне неугасимо.
У меня две вечности –
Два сына.
— Эта работа позволит учащимся сделать вывод о том, что тема семейных взаимоотношений важна и злободневна в разные времена и не только в произведениях фольклора, но и художественной литературы.
Осознание вышесказанного поможет учащимся выйти на следующий этап анализа сказки: формулирование проблемы татарской народной сказки «Три сестры». Это умение формируется очень длительно и сложно. Чтобы постепенно научить своих ребят формулировать проблему произведения в форме повествовательного предложения, я (на начальном этапе) учу их ставить вопросы – проблемы. Причем, лучше, если на уроке они это будут делать в группах (а ребята с низким уровнем готовности к анализу художественного текста могли бы пользоваться памяткой).
Например, на этом уроке памятка выглядела так.
ПАМЯТКА
— Поставьте вопросы к предложенным отрывкам и сформулируйте проблемы татарской народной сказки «Три сестры».
— 1. Родители тратят много сил на воспитание детей, а они не всегда бывают им за это благодарны, часто не помогают родителям в старости.
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мать одинаково заботилась обо всех своих дочерях, но они по-разному повели себя, услышав просьбу матери о помощи.
______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Всем родителям хочется быть счастливыми и защищенными в старости, они надеются на помощь своих детей.
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Воспитывая детей, родители рассказывают им о том, что существуют правила поведения, принятые в народе, которые надо обязательно соблюдать.
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Верующие люди убеждены в том, что существует не только земная, но и загробная жизнь, но продлить свою жизнь могут не все.
______________________________________________________________________________________________________________________________
— Результатом работы групп стали несколько вопросов-проблем: Что бывает с теми, кто не заботится о своих родных и близких? Как человек может продлить земную жизнь и стать бессмертным? Почему в одной семье вырастают разные дети? Как взрослые дети должны относиться к старым и беспомощным родителям? Из них коллективно ребята выбирают главную, то есть формулируют главную проблему сказки: как должны строиться взаимоотношения детей и родителей?
Хорошо, если учащиеся смогут пояснить важность этой проблемы в современной жизни, вспомнить примеры из своего читательского опыта, что сможет побудить их к дальнейшей активной читательской деятельности, воспринимать художественное произведение как словесное произведение искусства, отображающее реальную действительность.
Выбранная мною схема анализа художественного произведения, в данном случае сказки, уже не позволяет младшим школьникам рассматривать егокак простую последовательность поступков героев. Напротив, герои, их поступки осознаются читателями как средство решения главной проблемы сказки. В ходе логически выстроенного анализа учащийся должен найти ответ на главный вопрос-проблему, то есть прийти к пониманию идейного замысла сказки.
На этом этапе важно научить ребят еще одному умению: выбрать пословицу, которая точнее всего передает идею сказки. Хорошо, если это будут пословицы разных народов:
• Родители в детях продолжаются (русская).

• Старому и слабому угождай как малому (украинская).

• Старый пожинает, что молодым посеял (грузинская).

• Пока сам не состаришься, не поймешь старого (армянская).

• Когда старики здоровы, и молодым покойно (вьетнамская).

• Цена молодости познается в старости (турецкая).
— Выбор пословицы из предложенных вариантов позволяет аргументировано и доказательно обосновать свой выбор, а учителю – отследить уровень детской осознанности анализируемого произведения и корректировать его.
Определив идею сказки, можно смело переходить к анализу её героинь: трёх сестер, матери, Белочки, золотой пчелки, определяя чёткое место каждой из них в решении проблем татарской народной сказки.
Уместно здесь же вернуться к прогнозу, сделанному по заголовку. Если анализ достиг поставленных учителем целей, то учащиеся легко сделают вывод о связи заголовка с идейным смыслом сказки: из трех сестер только одна была настоящей дочерью. Здесь же можно вернуться к особенностям вероисповедания татар, нравственных ценностей ислама, взаимоотношений в татарской семье, где покорность и послушание детей обязательно предполагают почитание и уважение ими родителей.
— И, наконец, последним, самым сложным, этапом анализа является анализ особенностей языка сказки. Он отражает быт татарской семьи, особенности отношений матери и дочерей в этой семье, передаёт восточный взгляд на женскую красоту, что заметно отличает эту сказку от русских народных. Опора на этом этапе – подготовительная работа, которая помогла оборудовать урок национальными костюмами татар, предметами их быта и культуры, звуками и ритмами татарской песни и танца.
Этот этап не сразу преодолевается младшими школьниками самостоятельно, но опыт накапливается от сказки к сказке, повышается и самостоятельность учащихся.

Таким образом, предложенная мной схема анализа народной сказкипомогает формировать положительные личностные качества младших школьников, позволяет развивать у них умение осуществлять литературоведческий подход к анализу произведений фольклора, формировать основные понятия теории литературы, а учителю — соблюдать преемственность с программой по литературе в среднем звене.

‹ Презентация "Закаливание" (Окружающий мир, 4 класс) Вверх Система духовно-нравственного развития младших школьников ›

Файлы: сабантуй.jpg
Размер файла: 58953 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Подшипник скф каталоги skf Промподшипникинтер.