Автор конспекта:
Автор(ы): — Трубникова Вера Аркадьевна

Место работы, должность: — Учитель музыки, МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1″

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Показать различные способы созданий образов в различных жанрах и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Музыка. 2 класс" Е. Д. Критская.

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, иллюстрации, портреты известных композиторов

Используемые ЦОР: —

Презентация Microsoft Power Point "Зима"

Краткое описание: — Комбинированный урок музыки во 2 классе на тему "«Образы зимы в различных видах искусства»

Урок во 2 классе по теме:

«Образы зимы в различных видах искусства»

Составила учитель музыки Трубникова Вера Аркадьевна

«МБОУ Красногвардейская СОШ №1» с. Плешаново

Цель:Показать различные способы созданий образов в различных жанрах и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.

Задачи:Развитие творческих способностей на примере импровизации, танцевальных движений, фантазии при создании образов зимы; развитие творческих навыков. Воспитывать чувство прекрасного, гордости и любви к родному краю. Формировать чувства эстетического сопереживания произведениям искусства.

Материал:Портреты композиторов – Г. В. Свиридов; П. И. Чайковский;

Репродукции картин Б.Кустодиев «На тройке».

Муз. материал:Г.Свиридов «Снег идёт», «Тройка», П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (видеоматериал),

Методы: наблюдение, игровая импровизация, ассоциативный поиск.

Ход урока.

Звучит музыка Г. Свиридова «Снег идёт»

-Добрый день, ребята, добрый день уважаемые педагоги.

-Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

-Да, ребята, своим ответом вы определили тему нашего сегодня урока. И какова же она? Повторите. (ЗИМА)

-И мне остается лишь добавить, что сегодня на уроке мы с вами проследим за образом зимы в различных видах искусства. Наш урок так и будет называться «Образ зимы в различных видах искусства». Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

-Я просила вас дома сочинить небольшой рассказ на тему: «Путешествие в зимний лес». Давайте послушаем. (Рассказы детей).

-Молодцы! Сейчас вы были писателями, рассказывая свои сочинения о зиме. А теперь представьте себя композиторами. Если бы вы сочиняли музыку о зиме, какой бы она была по характеру? (мягкая, нежная, быстрая, вьюжная, громкая, тихая, спокойная и т.д.)

-Видите, какая она у вас разная! Так и в жизни, то она мягкая, пушистая, а то резвая, вьюжная, сердитая. Вот и композиторы, сочиняя свои произведения о зиме, видят её очень разной, каждый по-своему.

-Вот, например русский композитор Г. Свиридов увидел её такой. Давайте послушаем и узнаем, о чём нам рассказал композитор в этой музыке? (Слушание «Тройка» Г. Свиридова)

-В каком характере прозвучало это произведение? (Весело, празднично, игриво, легко….)

-А что изобразил композитор? (Топот копыт, порывы ветра, скрип снега….)

-А как бы вы назвали это произведение?

Свиридов назвал это произведение «Тройка». А эпиграфом к этой музыке послужили строчки из стихотворения Петра Вяземского:

-Тройка мчится, тройка скачет

Вьётся пыль из под копыт

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

-Издавна на Руси любили кататься зимой на лошадях. Крестьяне в деревнях запрягали их в сани и ездили в лес, за дровами. В праздники часто катались на тройках. Лошадей украшали лентами с подвешенными на них колокольчиками. Когда такая тройка лошадей неслась по дороге, далеко был слышен звон колокольчиков. (Показ картины) – Посмотрите внимательно на картину художника и скажите, подумав:

-Совпадает ли образ картины с образом, который мы увидели в музыке Свиридова?

-Если бы мы с вами знали ноты, гармонию и другие хитрости композиторов, смогли бы мы тоже сочинить музыку о зиме?

-Так давайте попробуем стать настоящими композиторами. У вас на партах лежат листочки, где написано четверостишие из стихотворения Ивана Сурикова. Давайте прочитаем.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

-Как вы думаете, какой должна быть мелодия у нашей песни? (Плавная, тихая, медленная, нежная, ласковая….)

-Почему? (Потому что снежинки падают мягко, плавно…..)

-А какой будет ритм танцевальный или маршевый? (Танцевальный, вальс)

-Я вам спою первые две строчки, повторите их за мной. (Повторяют)

-А теперь попробуйте вы досочинить мелодию к следующим двум строчкам. Кто попробует? (Слушаем импровизации детей)

-Ребята, представьте, что вы превратились в снежинок и закружились в танце, опускаясь на землю. Давайте все встанем и под нашу песню изобразим падающих снежинок. (Поют и танцуют)

-Вы очень хорошо изобразили снежинок, а теперь давайте посмотрим, как танцуют профессиональные танцоры в балете.

-Вспомните что такое балет? (Музыкально-театрализованный спектакль, рассказанный танцем, жестами, мимикой)

-Итак, посмотрите фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета Чайковского «Щелкунчик».

(Просмотр видеозаписи)

-Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без зубов кусает.(мороз)

-Правильно МОРОЗ.

-А где рисует мороз? Да, на окнах.

-А что он рисует? (веточки, листья, узоры, снежинки…)

-Снежинки, а вы знаете что в мире нет ни одной похожей снежинки? Вот действительно зима-волшебница. И давайте сейчас это проверим. Каждый из вас должен вырезать по одной снежинке. А чтобы вам веселее работалось я поставлю вам веселую песенку, она вам поможет в вашем творчестве .(вырезаем)

-Теперь давайте продемонстрируем то что у нас получилось, а чтобы всем было видно пусть каждый ряд на доске из своих маленьких снежинок сделает большую.

-Понравилось? А какие вы знаете песни о зиме? (Называют)

Дети исполняют песню «Голубые санки»

-На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Зимушка-зима» Давайте её вспомним. (Исполнение)

-Что не получилось? (Вокально-хоровая работа, показ движения мелодии рукой, работа над образом)

Итог урока.

-К сожалению, наш урок подошёл к концу.

-Какому времени года мы посвятили наш урок? (Зиме)

-В каких жанрах искусства мы встречались с зимой? ( В живописи, поэзии, песне, балете, в симфонических и инструментальных произведениях)

-Верно. Мы окунулись в мир большого искусства. Все вы были большие молодцы, потому что не только знакомились с произведениями о зиме, но и сами пытались творить.

-Кем вы сегодня были? ( Писателями, композиторами, танцорами, исполнителями)

-Понравилось вам самим творить искусство? Я надеюсь, что вы не раз будете ещё это делать.

-Дома вы попробуете стать художниками. Нарисуйте к следующему уроку зимний пейзаж.

Всем спасибо за урок, вы, ребята, сегодня хорошо поработали.

До новых встреч!

Файлы: конспект урока Образ зимы в разл..docx
Размер файла: 20975 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология