Автор конспекта:
Автор(ы): — Зиновьева Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

Тамбовская область Пичаевский район Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской сош

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

- продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения;

- воспитывать стремление заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. М.: Просвещение, 1999. С. 153—157.

Используемая методическая литература: —

Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2001. С. 81.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. С. 76—77.

Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990. С. 17—20.

Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 252.

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, карта "Древняя Греция"

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: —

Урок изучения нового материала.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, ТРИЗ-технологии. технологии схему фишбоун, здоровьесберегающая технология.

Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, цели. (Слайд 2)
II. Повторение.

III. Изучение нового материала
Учитель: Тема нашего урока: Олимпийские игры в древности.
Но что мы знаем об Олимпийских играх? Давайте заполним таблицу: (примерное заполнение таблицы) (Слайд 3)
«Знаю» «Хочу знать» «Узнал»
1.Олимпийские игры – это спортивные игры.
2. Проводятся 1 раз в 4 года.
3. В 2014 г. будут проводиться в нашей стране, в Сочи.
1.Когда зародились Игры?
2. Как зародились?
3. Почему называются Олимпийские?
4. Как проходили? Сколько дней? Какие виды спорта были?
5. Кто был первыми победителями?

Кроме этих вопросов у нас будет и проблемный вопрос:
Почему, зародившись в древности, Олимпийские игры и сейчас остаются любимым спортивным праздником? (Слайд 4)
1) Работа учащихся.
Учитель: Каждая группа получает листок с «рыбкой» и текстом.
Задание: На верхней косточке «рыбки» написать тему вашего рассказа. А на нижней наметить план, основные моменты. (Слайд 5)

1 группа: Организация игр.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса Олимпийского над его свирепым отцом Кроном. Таким образом, игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. (Слайд 6)
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
Почему же центром Олимпийских игр стала именно Олимпия? (Слайд 7-10)
Олимпия, как место игр, была, видимо, избрана не случайно, так как до нее легко добраться из всех греческих полисов. И город, и местность вокруг очень живописны. Город расположен в северо – западной части полуострова Пелопонес, у слияния рек Алфей и Кладей. Здесь располагался храм Зевса, как вы знаете, главного бога Древней Греции. Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. (Слайд 11)
На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.
2 группа: Подготовка к играм. (Слайд 12)
В состязаниях могут участвовать все свободные греки: богатые и бедные, знатные и незнатные. Почти за год до начала игр все участники обязаны приступить к тренировкам в своем родном городе. День за днем десять месяцев подряд неустанно упражняются атлеты. А ровно за месяц до открытия игр нам надлежит прибыть в Южную Грецию и здесь поблизости от Олимпии продолжить подготовку.
Олимпийские игры – любимый праздник греков. Многие, очень многие сюда спешат из разных городов и селений Эллады, включая колонии. Соревнования продолжаются с утра и до вечера. Многие приносят с собой небольшую подушку, чтобы удобнее сидеть на каменных сидениях стадиона.
Олимпийские игры продолжались 5 дней.
Первый день – торжественное открытие игр. (Слайд 13)Атлеты приносили жертвы богам. Затем проходили мимо судей и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. (Слайд 14)
В пятый, заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» (Слайд 15)
3 группа: Виды спорта. (Слайд 16)
Одно из главных состязаний – пятиборье – начиналось с бега. Встав на дорожке друг подле друга, атлеты ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом. (Слайд 17)
О скорости бегунов рассказывают невероятное. Был один бегун, которого видели в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить – так быстро он бежал. Другой бежал так стремительно, что мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.
Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было сделать захват. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной. (Слайд 18)
Интерес зрителей также вызывали кулачный бой, бег с оружием.
Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме. По сигналу трубы возничие взмахивали кнутами, и колесницы, запряженные четверками коней, устремлялись вперед. (Слайд 19)
На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. В двух местах ипподрома, имевшего овальную форму, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев за столб, переворачивалась, а сзади напирали соперники. Колесницы сталкивались, возничие нередко получали увечья.
Участвовали в гонках только очень богатые греки: иметь беговых лошадей стоило дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но если кони приходили первыми, то именно ему, а не возничему, присуждалась победа.
Физминутка (Слайд 20)
• Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке. (шагаем на месте)
Носом- вдох, а выдох ртом (руки на поясе)
Дышим глубже, (руки вверх-вдох,вниз-выдох)
А потом, шаг на месте, не спеши. (шагаем на месте)
Как погода хороша! (шагаем на месте)
Не боимся мы пороши, (шагаем на месте)
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега нам и вам. (хлопаем в ладоши)

4 группа: Первые победители Олимпийских игр. (Слайд 21)
Закончились состязания, наступает самый торжественный момент – награждение победителей. Их здесь называют олимпиониками.
-Это знаменитый борец Милон. Шесть раз подряд он становится олимпиоником. (Слайд 22). О его физической силе и ловкости слагались легенды. Он жил в гористой местности и помогал родителям пасти скот. Ему очень хотелось участвовать в олимпийских играх, но для этого нужно было стать сильным и ловким. А чтобы стать таким, он придумал вот что. Егообязанностью в семье было пасти теленка. Но пастбище было внизу, в долине. Сгонять теленка по крутым тропинкам было трудно. Теленок был маленький и он решил его носить на плечах, пока он не подрастет и сам не научится сходить по тропинке. Ежедневно Милон поднимал теленка и носил его на плечах на пастбище и вечером с пастбища домой. Шли дни, недели, месяцы. Рос теленок, рос и Милон. Со временем теленок превратился в быка, а Милон – в силача. Однажды оказалось, что Милон запросто смог поднять молодого быка. И тогда решил принять участие в играх. Ему было тогда 14 лет, и он стал победителем. И вот сейчас уже шестая награда.
Любимым героем Полидама являлся Геракл. Вот каким ему хотелось бы стать. И он даже повторил один из его подвигов. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, Полидам встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его. Одной рукой он мог удержать за колесо колесницу, запряженную четверкой коней. (Слайд 23)
О силаче Феагене рассказывали один случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он возвращался домой из школы. На рыночной площади стояла прекрасная статуя атлета. Она давно ему нравилась, и он решил поставить ее около дома. Феаген взял статую и принес домой. Дома его отругали, наказали и заставили отнести статую на прежнее место. Однако горожане стали с уважением относиться к нему – статуя была бронзовой и очень тяжелой, никому не удавалось ее поднять. И всерьез стал упражняться и вот стал олимпиоником. (Слайд 24)
Учитель: Знаменитые атлеты жили долго – ведь они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них участвовали в 8, а то и 10 Олимпийских игр.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Когда победитель возвращался домой, все горожане выходят ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжает на колеснице к главному храму, где приносит венок в дар богам. Победителю родной город ставил статую и до конца жизни кормил его бесплатным обедом. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. (Слайд 25-26)
2) Каждая группа называет тему своего рассказа, остальные пишут на верхней косточке «рыбы». Затем заполняют нижнюю часть, отмечая основные моменты. (Слайд 27)
3) Учитель: Сейчас мы вернемся к нашей таблице и заполним ее, отвечая на поставленные вопросы.
1) Когда состоялись первые олимпийские игры?
2) Где проводились игры?
3) Как часто проводились олимпийские игры?
4) Какому древнегреческому богу были посвящены игры?
5) Почему эти спортивные игры назывались «олимпийские»?
6) Как называли победителя олимпийских игр?
7) Как называется место для проведения конных состязаний?
8) Каких победителей олимпийских игр вы запомнили?
9) Сколько дней длились олимпийские игры в древности?
10) Почему участвовали только мужчины?
11) Какую награду получали олимпионики?
«Знаю» «Хочу знать» «Узнал»
1.Олимпийские игры – это спортивные игры.
2. Проводятся 1 раз в 4 года.
3. В 2014 г. будут проводиться в нашей стране, в Сочи.
1.Когда зародились Игры?
2. Почему называются Олимпийские?
3. Как проходили? Сколько дней?
4.Какие виды спорта были?
5. Кто был первыми победителями? 1.776 г.до н.э.
2. Посвящались богу Зевсу Олимпийскому.
3. 5 дней. 1 день – открытие. 3 дня – состязания, 5 день – награждение.
4. Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц
5. Олимпионики: Милон, Полидам, Феаген.

4) Учитель: А теперь возвращаемся к проблемному заданию, которое было задано перед началом урока.
Составляем кластер: (Слайд 28)

праздник мира праздник дружбы

Олимпийские игры

праздник здоровья праздник будущего

Учитель: В 394 г. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство и усмотревший в играх языческий обряд, запретил проведение Олимпиад. В то же время, как отмечают многие историки, он лишь выполнил приговор времени — цели общества и ценности Олимпизма стали несовместимы. (Слайд 29)
В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады.
В 426 году город Олимпия был сожжен по приказу Римского императора Феодосия Второго. А в 6 веке после землетрясения были уничтожены немногие сохранившиеся после пожара сооружения и, казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь!
Но в конце 19 века, в 1896 году, историк – француз Пьер де Кубертен предложил возродить традицию Олимпийских игр. (Слайд 30)
Наверное, нет на Земле человека, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Упорно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…
И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настает…(Слайд 31)
Девушки, одетые в греческие хитоны, зажигают от лучей Солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этотфакел юноша. Священный огонь факела, зажженный у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов. (Слайд 32)
Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдет он из одних рук в другие, много стран пересечет он, не угасая, на кораблях, поездах и самолетах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьется Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.
Символами Олимпийских игр является Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами. Пять колец символизируют пять континентов: черный – Африка, зеленый – Австралия, желтый – Азия, красный – Америка, синий – Европа. (Слайд 33)
В 2014 году летние Олимпийские игры пройдут в нашей стране в городе Сочи.
Пожелаем нашим спортсменам удач и успехов! (Слайд 34-35)
Учитель: А теперь, решение задач. (Слайд 36 — 38)
Учитель: Молодцы. Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, рассказывать, вести репортажи. Мне хочется отметить работу всех учащихся.
Древние греки говорили, что история — наставница жизни. Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятнее настоящее.
И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто – то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.
Домашнее задание: параграф 33, ответить на вопросы после параграфа. (Слайд 39)

Файлы: олимп игры.ppt
Размер файла: 3899904 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология