Автор конспекта:
Автор(ы): — Мизинина Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

МКОУ «Слаутнинская средняя школа»

Пенжинский район Камчатский край

учитель начальных классов

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

Рабочие тетради № 2; учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» ч. 2; индивидуальные сигнальные табло; «лица настроений»

Используемая методическая литература: —

  • Тихомирова Е. М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 2 класс
  • Обухова Л. А., Жиренко О. Е. , Кочергина А. В. Тематическое планирование. 2 класс
  • Географический атлас для детей «Мир и человек»
  • Плешаков А. А. «От земли до неба». Атлас-определитель для начальной школы
  • Плешаков А. А. «Великан на поляне». Пособие для уч-ся общеобразовательной школы
  • Плешаков А. А. «Зелёные страницы». Книга для чтения уч-ся нач. кл.
  • Используемое оборудование: —

    Ноутбук; мультимедийный проектор; экран; презентация в Microsoft PowerPoint; компасы, рабочие тетради № 2; индивидуальные сигнальные табло; «лица настроений».

    Используемые ЦОР: —

    Презентация в Microsoft PowerPoint.

    Краткое описание: —

    Ход урока

    Формируемые действия

    I. Организационный момент

    Вот звонок нам дал сигнал.

    Поработать час настал.

    Так, что время не теряем

    И работать начинаем.

    II. Введение в учебную деятельность

    - Какое сегодня число?

    - А день недели?

    - Сколько дней в неделе?

    - Какой день недели наступает раньше других?

    - Какое сейчас время года?

    - Назовите другие времена года.

    - Сколько месяцев в году?

    - В каком месяце 28 дней?

    III. Актуализация знаний

    1. Отгадайте загадку (слайд № 2)

    Ни начала, ни конца,

    Ни затылка, ни лица.

    Знают все, и млад и стар,

    Что она большущий шар. (Планета Земля)

    2. Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара (слайд № 3)

    (Снимки из космоса, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за

    линией горизонта, кругосветные путешествия)

    3. Отгадайте загадку (слайд № 4)

    Он и летом, и зимой

    Между небом и землёй.

    Хоть всю жизнь к нему иди

    Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее, линия горизонта)

    4. Что вы знаете о горизонте и его сторонах? (слайд № 5)

    5. Выполнение заданий в рабочих тетрадях (слайд № 6)

    № 1, № 2 с. 43 (самостоятельное выполнение)

    Назовите основные и промежуточные стороны горизонта (слайд № 7)

    6. Работа в группах. Игра Проверь Незнайку (слайд № 8)

    IV. Самоопределение к деятельности

    1. Создание проблемной ситуации. Представьте себе ситуацию (слайд № 10)

    В лес пошли мы за грибами, очень весело с друзьями.

    Тут грибок и там грибок положили в кузовок.

    Мы и не заметили, как отстали от взрослых.

    Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны.

    Ау! закричали мы. Но никто не отозвался.

    Что делать?

    Почему ребята заблудились? Чего они не знали? (не умели ориентироваться)

    А как бы вы поступили в этой ситуации?

    2. Послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадку (слайд № 11)

    Качается стрелка

    Туда и сюда,

    Укажет нам север

    И юг без труда. (Компас)

    Как вы думаете, для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта)

    Может быть, кто-то уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

    3. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (об ориентировании и умение определять стороны горизонта по компасу)

    4. Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, что такое ориентирование; познакомиться с компасом; научиться определять стороны горизонта с помощью компаса)

    5. Что поможет достичь цели урока? (учитель, учебник)

    6. Прочитайте тему урока на с. 74 учебника (слайд № 12)

    Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

    7. Начертите лесенку знаний, отметьте на ней свои знания по этой теме

    V. Работа по теме урока

    1. Чтение текста учебника на с. 74.

    Ответы на вопросы (слайд № 13)

    Что же это такое ориентирование на местности? (Ответы детей)

    Что такое ориентиры?

    Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой? (Ответы детей)

    2. Какой цели мы достигли? (узнали, что такое ориентирование, что такое ориентиры)

    2. Работа в парах (слайд № 14)

  • Рассмотрите рисунок (с. 74 учебника).
  • Обсудите, по каким предметам вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей.
  • VI. Физминутка для глаз (использование офтальмологического тренажёра, расположенного на стене; учитель водит указкой по кругам разного цвета)

    Посмотрите вверх на луг.
    Вправо, влево бежит жук.
    Летит куда то стрекоза,
    А навстречу ей пчела.
    Облетел владенья шмель.
    Работой занят муравей.

    VII. Продолжение работы по теме

    1. Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта. Это можно сделать с помощью компаса или другими способами

    2. Работа в группах.

    1 группа: рассмотрите компас, назовите его основные части

    2 группа: прочитайте инструкцию на с.75 учебника Как пользоваться компасом?

    3 группа: работа с дополнительной литературой, это интересно

    Предшественники компаса

    В древности, когда не было компаса, мореплаватели пользовались так называемыми солнечными или путеводными камнями. Эти камни даже в пасмурную погоду указывали то место на небе, где в данный момент находится солнце. Долгое время учёные не принимали всерьёз сведения о солнечных камнях. Но со временем в природе были найдены такие камни. Одним из таких камней является исландский шпат.

    О древнем компасе

    Им был небольшой глиняный сосуд, наполненный водой, в которой на пробке плавал маленький кусочек намагниченного железа. Края сосуда были выкрашены в 4 цвета: красный, обозначающий юг, чёрный север, зелёный восток и белый запад. Этот сосуд находился на спине белого верблюда в деревянной резной клетке. Такой компас указывал путь каравану в бескрайних песках пустыни.

    Компасом люди начали пользоваться ещё 2,5 тысяч лет тому назад.

    В 15 веке итальянец Флавио Джойя изготовил компас с диском и делениями, похожий на современный. В родном городе на берегу моря на живописной площади стоит памятник Флавио Джойя, держащего в руках компас.

    Крупнейший в мире компас диаметром в 50метров находится в парке португальского города Белимо. Он изготовлен из мрамора, а обозначение сторон света из цветной мозаики.

    3. Какой цели мы достигли?

    VIII. Рефлексия

    1. Решение кроссворда (слайд № 22)

    2. Работа с лесенкой знаний.

    IX. Подведение итогов урока (слайд № 23)

    Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока

    Все ли мы выполнили? (Нет не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам)

    Это тема нашего следующего урока (слайд № 24)

    X. Оценки. Задание на дом (слайд № 25)

    1. Учебник: прочитать текст на с. 74-75, запомнить определение слова компас, его устройство и правила пользования им

    2. Рабочая тетрадь: № 1, № 2 (с. 45)

    Личностные УУД: умение настроить себя на урок, положительная мотивация учения

    Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, приводить доказательства

    Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ

    Коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение других

    Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу

    Коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение других

    Познавательные УУД: учатся отыскивать нужную информацию

    Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

    Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

    Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных источниках

    Работа с инструкцией

    Ход урока

    Формируемые действия

    I. Организационный момент

    Вот звонок нам дал сигнал.

    Поработать час настал.

    Так, что время не теряем

    И работать начинаем.

    II. Введение в учебную деятельность

    - Какое сегодня число?

    - А день недели?

    - Сколько дней в неделе?

    - Какой день недели наступает раньше других?

    - Какое сейчас время года?

    - Назовите другие времена года.

    - Сколько месяцев в году?

    - В каком месяце 28 дней?

    III. Актуализация знаний

    1. Отгадайте загадку (слайд № 2)

    Ни начала, ни конца,

    Ни затылка, ни лица.

    Знают все, и млад и стар,

    Что она – большущий шар. (Планета Земля)

    2. Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара (слайд № 3)

    (Снимки из космоса, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за

    линией горизонта, кругосветные путешествия)

    3. Отгадайте загадку (слайд № 4)

    Он и летом, и зимой

    Между небом и землёй.

    Хоть всю жизнь к нему иди –

    Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее, линия горизонта)

    4. Что вы знаете о горизонте и его сторонах? (слайд № 5)

    5. Выполнение заданий в рабочих тетрадях (слайд № 6)

    – № 1, № 2 с. 43 (самостоятельное выполнение)

    – Назовите основные и промежуточные стороны горизонта (слайд № 7)

    6. Работа в группах. Игра «Проверь Незнайку» (слайд № 8)

    IV. Самоопределение к деятельности

    1. Создание проблемной ситуации. Представьте себе ситуацию (слайд № 10)

    В лес пошли мы за грибами, очень весело с друзьями.

    Тут грибок и там грибок положили в кузовок.

    – Мы и не заметили, как отстали от взрослых.

    Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны.

    – «Ау!» – закричали мы. Но никто не отозвался.

    – Что делать?

    – Почему ребята заблудились? Чего они не знали? (не умели ориентироваться)

    – А как бы вы поступили в этой ситуации?

    2. Послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадку (слайд № 11)

    Качается стрелка

    Туда и сюда,

    Укажет нам север

    И юг без труда. (Компас)

    – Как вы думаете, для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта)

    – Может быть, кто-то уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

    3. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (об ориентировании и умение определять стороны горизонта по компасу)

    4. Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, что такое ориентирование; познакомиться с компасом; научиться определять стороны горизонта с помощью компаса)

    5. Что поможет достичь цели урока? (учитель, учебник)

    6. Прочитайте тему урока на с. 74 учебника (слайд № 12)

    – Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

    7. Начертите лесенку знаний, отметьте на ней свои знания по этой теме

    V. Работа по теме урока

    1. Чтение текста учебника на с. 74.

    – Ответы на вопросы (слайд № 13)

    – Что же это такое – ориентирование на местности? (Ответы детей)

    – Что такое ориентиры?

    – Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой? (Ответы детей)

    2. Какой цели мы достигли? (узнали, что такое ориентирование, что такое ориентиры)

    2. Работа в парах (слайд № 14)

  • Рассмотрите рисунок (с. 74 учебника).
  • Обсудите, по каким предметам вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей.
  • VI. Физминутка для глаз (использование офтальмологического тренажёра, расположенного на стене; учитель водит указкой по кругам разного цвета)

    «Посмотрите вверх на луг.
    Вправо, влево бежит жук.
    Летит куда – то стрекоза,
    А навстречу ей пчела.
    Облетел владенья шмель.
    Работой занят муравей».

    VII. Продолжение работы по теме

    1. Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта. Это можно сделать с помощью компаса или другими способами

    2. Работа в группах.

    – 1 группа: рассмотрите компас, назовите его основные части

    – 2 группа: прочитайте инструкцию на с.75 учебника «Как пользоваться компасом?»

    – 3 группа: работа с дополнительной литературой, это интересно

    «Предшественники компаса»

    В древности, когда не было компаса, мореплаватели пользовались так называемыми солнечными или путеводными камнями. Эти камни даже в пасмурную погоду указывали то место на небе, где в данный момент находится солнце. Долгое время учёные не принимали всерьёз сведения о солнечных камнях. Но со временем в природе были найдены такие камни. Одним из таких камней является исландский шпат.

    «О древнем компасе»

    Им был небольшой глиняный сосуд, наполненный водой, в которой на пробке плавал маленький кусочек намагниченного железа. Края сосуда были выкрашены в 4 цвета: красный, обозначающий юг, чёрный – север, зелёный – восток и белый – запад. Этот сосуд находился на спине белого верблюда в деревянной резной клетке. Такой компас указывал путь каравану в бескрайних песках пустыни.

    Компасом люди начали пользоваться ещё 2,5 тысяч лет тому назад.

    – В 15 веке итальянец Флавио Джойя изготовил компас с диском и делениями, похожий на современный. В родном городе на берегу моря на живописной площади стоит памятник Флавио Джойя, держащего в руках компас.

    – Крупнейший в мире компас диаметром в 50метров находится в парке португальского города Белимо. Он изготовлен из мрамора, а обозначение сторон света из цветной мозаики.

    3. Какой цели мы достигли?

    VIII. Рефлексия

    1. Решение кроссворда (слайд № 22)

    2. Работа с лесенкой знаний.

    IX. Подведение итогов урока (слайд № 23)

    – Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока

    – Все ли мы выполнили? (Нет не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам)

    – Это тема нашего следующего урока (слайд № 24)

    X. Оценки. Задание на дом (слайд № 25)

    1. Учебник: прочитать текст на с. 74-75, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им

    2. Рабочая тетрадь: № 1, № 2 (с. 45)

    Личностные УУД: умение настроить себя на урок, положительная мотивация учения

    Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, приводить доказательства

    Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ

    Коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение других

    Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу

    Коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение других

    Познавательные УУД: учатся отыскивать нужную информацию

    Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

    Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

    Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных источниках

    Работа с инструкцией

    Файлы: ориентирование по компасу.ppt
    Размер файла: 8884736 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология