Автор конспекта:
Автор(ы): — Михайлова Маргарита Рафаиловна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ №15, учитель

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — 1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда. 2. Развитие познавательного интереса к учебной деятельности, наблюдательности, исследовательских умений учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания. Эстетические чувства, любовь к чтению.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 32

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса.

Используемая методическая литература: —

Плешаков А.А. Окружающий мир. Методическое пособие для учителя. 1 класс.

Используемое оборудование: —

Стаканчики со снегом и льдом, цветной картон, картины с изображением зимы, конверт с письмом.

Краткое описание: — Урок-исследование с целью изучения свойств льда и снега.

Урок окружающего мира в 1 классе.

ТЕМА: Откуда берутся снег и лёд.

ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.

2. Развитие познавательного интереса к учебной деятельности, наблюдательности, исследовательских умений учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания. Эстетические чувства, любовь к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: стаканчики со снегом и льдом, цветной картон, картины с изображением зимы, конверт с письмом.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу так, как улыбается солнышко. Тихо садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Ребята послушайте загадку и скажите о каком времени года в ней говорится.

Я пушиста и бела

Ребятишкам я мила.

Позволяю им кататься

И на горке и на льду. (Зима)

-А зима какая? (пушистая, белая, милая, холодная, морозная, снежная)

-Назовите снежные месяцы. (декабрь, январь, февраль)

-Есть такая поговорка «Декабрь зиму начинает, а год кончает».

-Почему так говорят?

-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?

3. Сообщение темы и целей урока.

Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса, сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой!

(картины природы)

-Я хочу вам прочитать письмо, которое пришло в нашу школу.

(Читаю письмо)

Здравствуйте, дорогие первоклассники!

Пишут Вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!

Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.

Снежинка не захотела признавать в льдинке свою родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестрёнки?»

-Ребята, вы хотите помочь Льдинке и Снежинке?

-О чём они нас просят? (доказать, что они родные сестры)

-Итак, тема нашего урока «Откуда берутся снег и лед?»

4. Новый материал.

-Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория.

-И мы должны с вами доказать, что Льдинка и Снежинка родные сестры.

-Но чтобы доказать это нам нужно исследовать свойства льда и снега.

снег лед

Все выводы я буду фиксировать на доске.

Опыт 1

Нам нужно определить какого цвета снег и лед.

-Какого цвета снег? Белый

-А лед? Бесцветный

Вывод: Снег белый, а лед бесцветный.

Опыт 2

Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом.

-О каком свойстве льда идет речь? прозрачный

-А если тоже самое, проделаем со стаканчиком где лежит снег? непрозрачный

-Что мы можем сказать?

Вывод: Снег непрозрачный, лед прозрачный.

Опыт 3

–А теперь возьмите карандаш и потыкайте им снег.

-О каком свойстве снега это говорит? рыхлый

-А лед какой? Посмотрите (ударяю молотком по куску льда).

-Что случилось с ним? (разбился) хрупкий

Вывод: Снег рыхлый, а лед хрупкий.

Опыт 4

–Возьмем немного снега и положим на ладошку.

-Что случилось со снегом?

-Отчего он растаял?

-Во что превратился?

-Возьмем кусочек льда и положим на ладошку.

-Что произошло с кусочком льда?

-Во что он превратился?

Вывод: Снег и лед тают и превращаются в воду

-Можем ли мы сказать, что Льдинка и Снежинка родные сестрички?

-Откуда берутся снег и лед?

-Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки «0» и ниже, вода превращается в лед.

Совсем маленькие льдинки образуются в облаках. Там они увеличиваются, и превращаясь в снежинки, падают на землю. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки похожи на крупинки, а в теплые дни становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух.

ФИЗМИНУТКА

Солнце небо греет слабо (руки вверх, вниз)

По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, повороты туловища в стороны)

Побелел морковный нос (дотрагиваются до носа)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда (стоят на месте)

Работа в рабочих тетрадях. с.20

-Ребята, снежинки все разные и они не похожи друг на друга. Но у всех снежинок по 6 лучиков.

-Посмотрите на с.20 снежинки. Но вот беда художник не успел дорисовать их.

1 ряд – 1 снежинка 2 ряд – 2 снежинка 3 ряд – 3 снежинка

Дорисуйте снежинки синим карандашом.

Работа в учебнике с.49

Художник нарисовал в учебнике снежинки.

-Как представил художник снежинку? (для художника снежинка это девушка. Она очень красивая и веселая)

(Дома нарисовать снежинку и придумать загадку или сказку)

В теплые зимние дни снег мягкий и липкий. Из него что можно слепить?

Закрепление материала:

-Что такое снег и лед? (замерзшая вода)

-Можно ли дома увидеть лед? (с.49)

-Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?

-А еще где вы видели лед? (на реках, озерах)

Лед появляется на лужах, реках и прудах, как только ударит первый мороз. С каждым днем ледяная корка становится все толще и толще. Но в начале зимы лед тонкий и хрупкий, поэтому он очень опасен. Ходить по тонкому льду нельзя, так как он может проломиться и человек окажется в ледяной воде. А это опасно для жизни.

-А знаете ли вы какое значение имеет снег для растений? (защищает растения от холода снежная шуба. А весной сугробы растают и напоят землю водой)

(«Много снега – много хлеба»)

-А какое значение имеет снег для животных?

(В суровые зимние дни в снег прячутся многие птицы: тетерева. Рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. В снежном домике укрываются в непогоду зайчики.)

-Из-за обилия снега птицы не могут себе найти корм. Как мы можем им помочь?

Итог урока.

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Откуда берутся снег и лед?

-Как мы помогли Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестрички?

(проводили опыты) и какие выводы сделали.

-А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел ее. Дохнул ветер теплом.

Растаяла Льдинка и превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка, растаяв, стала капелькой.

Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички «я тебя прощаю» сказала Льдинка. Думаю ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого. Обе капельки влились в ручеек и весело переговариваясь поплыли.

Файлы: Открытый урок окружающего мира в 1 классе Откуда берутся снег и лёд 2009 год.doc
Размер файла: 39424 байт.

Рубрики: Окружающий мир Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология