Автор конспекта:
Автор(ы): — перетяка наталия мефодьевна
Место работы, должность: — MБДОУ детский сад №2 г.Чебоксары воспитатель
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину донести до сознания детей что хлеб это итог большой работы многих людей воспитывать бережное отрошение к хлебу.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Иллюстрации с изображением пахоря,сеятеля,процесса жатвы и молотьбы в старину. Колосья пшеницы и ржи.Мука.Хлеб ржаной и пшеничный .
Используемое оборудование: —
Мучные изделия.
Краткое описание: — Чтение сказки "Колосок" Беседа Физминутка Замешивание теста вместе сдетьми Загадки.Заучивание стихотворения.Анализ занятия.
1. Накануне прочитайте детям сказку «Колобок».
- С чего начинается сказка? (Петушок нашел колосок.)
— А где же колосок вырос?
— Кто его посадил? (Об этом в сказке не сказывается.)
А дело было так. В те далекие времена на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать в лесу топоры.
— Зачем?
— Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные на дрова.
— Что оставалось на месте деревьев? (Пни.)
Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней.
И вот на этом месте уже не лес, а… (поле). Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья.
(Семя)
-О чем эта загадка? (О семени.)
Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели. (Дети изображают описанные действия.)
— Как вы думаете, какая должна была быть погода в день сева? (Безветренная.)
— Почему?
— Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Физкультурная минутка.
Представьте, что вы – зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться тот колосок, который нашел Петушок.
— Помните, что он сделал с колоском дальше? (Обмолотил.)
Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зерна из него высыпались. Зерно Петушок сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нем – частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал (можно показать это детям, используя зерно и частички колосьев).
— Куда отнес Петушок очищенное зерно? (На мельницу.)
Там из него смололи муку (рассмотрите муку).
— Что было потом?
Петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил его в печь.
2. Сегодня мы тоже испечем баранки, бублики, блины, пирожки.
Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек и лепит колобок, крендель и т.п. Высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.
— Помните, чем закончилась сказка? Петушок не пустил мышат за стол.
— Почему? Потому что, «кто не работает, тот не ест». А Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят:«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
— В каком магазине покупаютхлеб?
Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.
Отгадать легко и быстро; На соломинке — дом
Мягкий, пышный и душистый, Сто ребяток в нем.
Он и черный, он и белый, Ты не клюй меня, дружок,
А бывает подгорелый. Голосистый петушок.
(Хлеб) В землю теплую уйду,
Вырос в поле дом, К солнцу колосом взойду.
Полон дом зерном. В нем тогда таких, как я,
Стены позолочены, Будет целая семья.
Ставни заколочены. (Зерно)
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Зерно)
Выучите с детьми:
— Котик – кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
— Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Г. Виеру
Файлы: Desktop.rar
Размер файла: 55864 байт.