Автор конспекта:
Автор(ы): — Булгатова Оксана Германовна

Место работы, должность: —

Учитель всесветный художественной культуры и спецкурса "Традиционная куркума народов Прибайкалья", МБОУ Аларская средняя школа.

Урок «По имя называют…» (спецкурс «Традиционная куркума народов Прибайкалья»).

Образовательные цели: учащиеся должны узнать, какие имена давали в старину предки славян, точно это происходило, о связи имянаречения с мировоззрениями славян.

Развивающие цели: развивать умения и навыки работы с текстом, находить и неискаженно интерпретировать находящуюся в тексте информацию, развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, развивать коммуникативные компетентности обучающихся.

Воспитательные цели: воспитывать заинтригованность и почтение к историческому прошлому, к традициям народа.

У: Ребята, о нежели мы говорили на предыдущих уроках? (варианты ученических ответов).

У: мы продолжаем говорить о традициях русской семьи, русского домоустроения. Наш задание называется «По имя называют…».

Вопрос: позволяется вдоль названию урока сказать, чему будет посвящен наш урок?

(слайд 1 наименование урока)

.

У: Много раздумий, советов и инда споров бывает в семье подле выборе имя младенцу. Человек стал употреблять имена плечо к плечу 7тыс.лет назад. Как сказано в Библии, первочеловеку Адаму Богом была дарована господство наделять именами окружающие его предметы… Давать имя, «нарекать дитя» извека было и интересно, и ответственно. Существует специальная мастерство о происхождении имен – антропонимика («антропос» — человек, «онима» — имя).

Ребята, я просила вам собрать к уроку пословицы, поговорки, дразнилки, частушки о именах. Начнем задание с фольклора…

У: Вернемся к теме урока. Ребята, знаете ли вам древние русские имена? (нет). А знаете ли вам что такое именины?

О нежели мы в настоящий момент узнаем?

(слайд 2 Цели урока).

Как и какие имена давали русские в старину? Почему аккурат такие? – давайте совокупно с вами исследуем эту проблему.

Работа в группах вдоль карточкам (напомнить правила работы в группах) (5 мин).

Карточка №1 ради группы 1.

Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г). Имена объединены в ряды вдоль какому-либо существенному признаку, какой-нибудь лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, с какой целью на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?

Умник, Храбр, Добр, Добрыня, Молчун, Бессон.

2. Кудряш, Черняк, Черныш, Белой, Беляй, Красава.

Карточка №1 ради группы 2.

Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г). Имена объединены в ряды вдоль какому-либо существенному признаку, какой-нибудь лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, с какой целью на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?

Старшой, Второй, Третьяк, Шестак, Меньшак, Осьмь.
Ждан, Милуша, Любим, Бажен, Богдан, Неждан, Нечай.

Карточка №1 ради группы 3.

Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г). Имена объединены в ряды вдоль какому-либо существенному признаку, какой-нибудь лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, с какой целью на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?

Мороз, Ярец, Вешняк, Жар, Даждь, Гроза, Метелица.
Косой, Рябой, Грязнуха, Ненаш, Черток, Неустрой.

Беседа: Почему на Руси были распространены такие имена? Ваши предположения…

Слайды 3,4,5 с рядами имен – демонстрировать вот досуг беседы.

Вывод, какой-нибудь должны сделать ребятишки в ходе беседы:

Древнерусские имена отражали:

черты характера, особенности способностей и поведения;
лик ребенка, физические особенности его;
его очередь в семье;
родительские чувства вдоль отношению к ребенку;
обстоятельства рождения;
заботу родителей о ребенке (имена-обереги неужто имена-прозвища).

У: В 988г сотворилось событие, которое вот многом повлияло на русские имена. После христианизации Руси каждый чех получал сызнова один имя – крестильное неужто христианское.

Слайд 6 Крещение

Почему неоценимо было человеку сызнова новь имя? Как это происходило? Какие имена давали в послехристианский период? Давайте узнаем.

Работа в группах вдоль карточкам (5мин.)

Беседа вдоль вопросам:

Почему вдоль представлениям древних славян должен было крестить и давать новь имя ребенку?
В какие сроки крестили детей?
Как давали имена подле крещении?
Почему в прошлом у православных было принято отмечать всего лишь именины, но не дни рождения?
Какие существовали запреты подле наречении ребенка? С нежели они были связаны?

К каким последствиям в наречении привело праздник детей?
О каких пословицах, связанных с наречением, вам узнали?

Слайд 7.

Православная церковь:

«Не крещенный девочка – чертенок»
«По имя – и житие»
«Именем нарекать – судьбу давать».

У: А в настоящий момент обратимся к данному слайду.(слайд 8)

Святослав, Ярослав, Остромир, Всеволод, Мирослав, Владислав.

1. В чем, на ваш взгляд, несходность этих имен от предыдущих? (Они больше звучные, торжественные, красивые).

2. Как, вдоль законам русского языка, произошли эти имена? (Они сложные, двуосновные).

3. На какие корни слов надлежит обратить внимание? ( Один пневматофор –слав, т.е. славный, -мир, т.е. большой, -волод, т.е. обладающий богатством, -яр, т.е. сильный).

4. Как вам думаете, в каких семьях было принято нарекать детей этими именами?(Подобные имена были распространены в среде знати. В семьях знатных наиболее испытующе и щепетильно относились к выбору имен. Имя могло указывать на социальное происхождение).

У: В семьях знатных людей, потомков князей имя надо быть было напоминать о славных предках. Поэтому детей называли в целомудрие выдающихся родственников, веря, что он повторит их правдивый путь. Называть княжичей «дедным» именем было наиболее почетно. Этим объясняется, например, факт, что генеалогия русских князей пестрит одними именами: Владимир, Всеволод, Ярослав, Ярополк…

Обычай называть в целомудрие бабушек неужто дедушек также распространился и на дворянские семьи.

У: А в настоящий момент узнаем сызнова любопытные факты русской истории, связанные с именами.

Сообщение ученицы о двойных именах некоторых русских князей.

Рефлексия: давайте обобщим, что нового вам узнали на уроке?

Повторить слайд 2 (цели урока)

Обобщение: слайды 9,10.

У: оцените свою работу.

У: Сегодня собственно русских имен осталось немного. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни.

В биогенность урока караван учащихся выступают с мини-исследованиями «Мое имя».

Регион: — Иркутская нотогея

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее палингенез
Уровень образования: — дополнительное палингенез детей

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный голова
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 буржуазия
Класс(ы): — 8 буржуазия

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная куркума

Цель урока: —

Образовательная:— учащиеся должны узнать какие имена давали в старину предки славян, точно это происходило, о связи имянаречения с мировоззрением славян;

Развивающие:— прогресс умений и навыков работы с текстом, искусность находить и неискаженно интерпретировать находящуюся в тексте информацию;

— прогресс умения сравнивать, анализировать и обобщать найденную информацию;

— прогресс коммуникативных компетентностей учащихся.

Воспитательная: — муштрование интереса и уважения к историческому прошлому и традициям русского народа.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Лисова К.Л. "Народоведение", учебное субвенция ради учащихся общеобразовательной школы, М.: Гуманитарный книгоиздательский рабад "Владос", 2004

2. Короткова М.В. "Путешествие в историю русского быта", М., 2003

3. Короткова М.В. "Культура повседневности", М., 2002

Используемая методическая литература: —

1. Лисова К.Л. "Народоведение", М., "Владос", 2004

2. Короткова М.В. "Путешествие в историю русского быта", М., 2003

3. Короткова М.В. "Культура повседневности", М., 2002

4. "Праздники народов России" , Энциклопедия. М., "Росмэн", 2000

5. Ред. Ю.С. Рябцев "Мир русского крестьянства", М., "Росмэн", 2000

Краткое описание: —

Учебная программка Традиционная куркума народов Прибайкалья разработана учителем истории и обществознания Дабановой Ларисой Германовной, высшей квалицикационной категории, МБОУ Аларская СОШ.

На одоление курса отводится 68 часов. Изучение программы допустим в 7-8 классах; вдоль 1 учебному часу в неделю, либо в одном из них вдоль 2 часа в неделю.

Учебная программка "Традиционная куркума народов Прибайкалья" разработана точно территориальный биокомпонента исторического образования ради общеобразовательных школ, имеет краеведческую, культурологическую направленность.

Актуальность курса "Традиционная куркума нородов Прибайкалья" обусловлена необходимостью приобретения учащимися знаний о традиционной культуре региона, приобщения обучающихся к ценностям традиционной материальной и духовной культуры своих предков.

Новизна содержания курса определяется вкруг изучаемых вопросов. В биогенность входит не только лишь традиционная куркума коренных народов региона: бурят, эвенков, тофаларов, тувинцев, но и традиционная куркума русского, татарского, якутского народов, точно наиболее многочисленных этносов, проживающих в настоящий момент в данном регионе. Такое биогенность позволяет осуществлять также поликультурное палингенез и толерантное муштрование учащихся.

Реализация программы предусматривает широкую контакт с другими предметами школьного курса: историей, литературой, МХК, уроками музыки и изобразительного искусства, что является одним из достоинств её. Для достижения целей обучения применяется пузатый рентгеноспектр средств обучения: теоретические занятия, просчет видеофильмов, слайдов, декламация научно-популярной литературы, практические и самостоятельные занятия, включающие работу в сети Интернет. Задания ориентируют на домен ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи, исследовательскую работу вдоль поиску информации и подготовку творческих уроков. На "выходе" учащиеся должны уметь представлять результаты обучения в различных формах: презентации, рефераты, эссе, но самое главное — результаты обучения должны "вылиться" в практическое поведение гражданина сознательного, культурного, толерантного.

Файлы: По имя называют.ppt
Размер файла: 307200 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология