Автор конспекта:
Автор(ы): — Шеина татьяна Всеволодовна

Место работы, должность: — МБОУ «Коммунарская СОШ №2″ учитель музыки и Народного творчества.

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

Познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта. Закрепить представления о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси.

Формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить её отдельные элементы в временную жизнь.

Развивать смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Воспроизведение традиции посиделок.

ПОСИДЕЛКИ

Действующие лица:Хозяйка (в русском народном костюме), учащиеся 5-го класса(8—10 человек) в традиционной

женской и мужской одежде.

Ход мероприятия.

Гостей (учащихся начальных классов, родителей, учителей) встречает Хозяйка.

Хозяйка.Проходите, гости дорогие. Красному гостю — красное место на наших посиделках.

Посиделки… А что это такое? (ответы младших школьников)

Хозяйка.Раньшевкаждой деревне любила молодёжь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть.

Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая

женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих.

Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить.

Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней.

По обычаю, на посиделки каждый что-нибудь приносил: дров для растопки печи, муки для блинов, семечек.

Раздается стук в дверь, входит группа девушек в народ­ах костюмах и выкладывает на стол пироги из корзины.

1-я девушка. Здравствуй, Хозяйка. Здравствуйте, ребятуш­ки. Мир вам и мы к вам.

Хозяйка. Давно поджидаем, гдей-то вы, красавицы, загу­ляли?

2-я девушка. А мы покуда пирогов напекли, семечек под­жарили, вот и пришли.

Хозяйка.Проходите, касатушки, у меня самовар давно готов.

А что ж мальцов с вами нет?

3-я девушка. Не споткнутся, прибегут.

Была бы роща, асоловьи найдутся!

Девушки рассаживаются, каждая начинает заниматьсяпринесенным с собой рукоделием: вязанием, вышиванием.

-Хозяйка. Всегда на Руси труд был в почете. Поэтому даже на посиделки, девушки брали с собой какую-нибудь работу.

Однообразная сама по себе, эта работа уже не казалась такой скучной за разговором, песней, шутками.

Да к тому же на посиделки заглядывали парни, которые выбирали себе будущих невест.

Как вы думаете, какую невесту выберут в жены-трудолюбивую, умелую или ленивую, нерадивую?

А еще, какой должна быть девушка?

Про хорошую невесту говорили: «И лицом бела, и с очей весела».

, Стук в дверь. Входят парни.

1-й парень. Здравствуйте, хозяева, вы нас ждали?

Хозяйка. Ждали, ждали, все жданки съели.

2-й парень. А коли ждали, так и дождались, (рассаживаются).

Хозяйка. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Парни.В тесноте, да не в обиде.

(парни разыгрывают небылицы)

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Зашить можно.

— Иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

-Сынок, сходи за водицей на речку.

-Брюхо болит.

-Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.

Хозяйка.В прежние времена детей рано приучали к труду.

Родители понимали-кто умеет трудиться, никогда не пропадет.

(пословицы и поговорки)

-Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

— От скуки бери дело в руки.

— Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

— Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.

Хозяйка.Девочек всему, что умела, учила мать, а мальчиков-отец.

1-й парень. Мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой.

2-й парень. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью.

3-й парень. В 9 лет-кормил скотину, вывозил навоз в поле, убирал вместе с отцом хлеб.

4-й парень. В 10-11 лет отец бра сына на охоту, учил стрелять из лука. Ловить рыбу.

5-й парень. К 14-ти годам молодой хозяин владел косой, серпом, топором и мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Хозяйка.А вы, мальчики , умеете делать мужскую работу? Расскажите!

-А наши парни тоже умеют работать, да еще и припевать.

Исполняется «Во кузнице»

Хозяйка. Девочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела.

1-ая девушка. В 6 лет начинала осваивать прялку, в 10-работала серпом, шила.

2-ая девушка. К 12-13 годам девочка могла полностью вести домашнее хозяйство:

Носила воду, кормила птицу, доила корову, шила, стряпала и присматривала за младшими детьми.

3-я девушка. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено, а в 15-работала наравне с взрослыми.

Хозяйка. А вы, девочки, помогаете дома своим мамам делать женскую работу? Расскажите!

Соревнование между парнями и девушками — кто больше загадок загадает, и кто лучше отгадает.

Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу-соскочу, привечу. (Шапка)

Кланяется, кланяется, придет домой-растянется. (Топор)

Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

Бьют Ермолку, что есть по затылку,

А он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)

И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блин)

Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

Бежит свинка-золотая спинка,

Носочек стальной, а хвосточек льняной. (Игла)

Хозяйка.Показали свою смекалку и добры молодцы, и красны девицы.

А знаете ли вы, что означает выражение — «красны девицы»?

Давайте вспомним старинные словосочетания со словом «красный».

(красное солнышко, красный угол, красный денек, красное крыльцо, красная площадь, красное словцо).

Хозяйка. Показать свою красоту и умение плавно двигаться, скромно, но достойно держаться, девушки могли в хороводе.

Исполняется хоровод «Прялица», а затем «Царевич-королевич».

Хозяйка. Русские добрые молодцы славились не только своим умом. Добротой, но и силой молодецкой.

Проводится игра «Петушиный бой».

Далее проводится несколько игр с участниками и гостями посиделок:

«Прянична доска», «Перетяжки», «Жмурки», «Золотые ворота».(игра с пением)

Хозяйка.Много народных обычаев и традиций мы с вами сегодня вспомнили:

приучать детей к посильному труду, разумно чередовать работу с отдыхом,

развивать в себе качества, необходимые для жизни.

Просим всех гостей к самовару-отведать чаю с блинами да пирогами!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология