Автор конспекта:
Автор(ы): — Шеина татьяна Всеволодовна
Место работы, должность: — МБОУ «Коммунарская СОШ №2″ учитель музыки и Народного творчества.
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта. Закрепить представления о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси.
Формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить её отдельные элементы в временную жизнь.
Развивать смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: — Воспроизведение традиции посиделок.
ПОСИДЕЛКИ
Действующие лица:Хозяйка (в русском народном костюме), учащиеся 5-го класса(8—10 человек) в традиционной
женской и мужской одежде.
Ход мероприятия.
Гостей (учащихся начальных классов, родителей, учителей) встречает Хозяйка.
Хозяйка.Проходите, гости дорогие. Красному гостю — красное место на наших посиделках.
Посиделки… А что это такое? (ответы младших школьников)
Хозяйка.Раньшевкаждой деревне любила молодёжь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть.
Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая
женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих.
Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить.
Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней.
По обычаю, на посиделки каждый что-нибудь приносил: дров для растопки печи, муки для блинов, семечек.
Раздается стук в дверь, входит группа девушек в народах костюмах и выкладывает на стол пироги из корзины.
1-я девушка. Здравствуй, Хозяйка. Здравствуйте, ребятушки. Мир вам и мы к вам.
Хозяйка. Давно поджидаем, гдей-то вы, красавицы, загуляли?
2-я девушка. А мы покуда пирогов напекли, семечек поджарили, вот и пришли.
Хозяйка.Проходите, касатушки, у меня самовар давно готов.
А что ж мальцов с вами нет?
3-я девушка. Не споткнутся, прибегут.
Была бы роща, асоловьи найдутся!
Девушки рассаживаются, каждая начинает заниматьсяпринесенным с собой рукоделием: вязанием, вышиванием.
-Хозяйка. Всегда на Руси труд был в почете. Поэтому даже на посиделки, девушки брали с собой какую-нибудь работу.
Однообразная сама по себе, эта работа уже не казалась такой скучной за разговором, песней, шутками.
Да к тому же на посиделки заглядывали парни, которые выбирали себе будущих невест.
Как вы думаете, какую невесту выберут в жены-трудолюбивую, умелую или ленивую, нерадивую?
А еще, какой должна быть девушка?
Про хорошую невесту говорили: «И лицом бела, и с очей весела».
, Стук в дверь. Входят парни.
1-й парень. Здравствуйте, хозяева, вы нас ждали?
Хозяйка. Ждали, ждали, все жданки съели.
2-й парень. А коли ждали, так и дождались, (рассаживаются).
Хозяйка. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Парни.В тесноте, да не в обиде.
(парни разыгрывают небылицы)
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Зашить можно.
— Иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
-Сынок, сходи за водицей на речку.
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть.
-Ну, раз мать велит, надо идти.
Хозяйка.В прежние времена детей рано приучали к труду.
Родители понимали-кто умеет трудиться, никогда не пропадет.
(пословицы и поговорки)
-Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
— От скуки бери дело в руки.
— Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
— Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
Хозяйка.Девочек всему, что умела, учила мать, а мальчиков-отец.
1-й парень. Мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой.
2-й парень. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью.
3-й парень. В 9 лет-кормил скотину, вывозил навоз в поле, убирал вместе с отцом хлеб.
4-й парень. В 10-11 лет отец бра сына на охоту, учил стрелять из лука. Ловить рыбу.
5-й парень. К 14-ти годам молодой хозяин владел косой, серпом, топором и мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.
Хозяйка.А вы, мальчики , умеете делать мужскую работу? Расскажите!
-А наши парни тоже умеют работать, да еще и припевать.
Исполняется «Во кузнице»
Хозяйка. Девочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела.
1-ая девушка. В 6 лет начинала осваивать прялку, в 10-работала серпом, шила.
2-ая девушка. К 12-13 годам девочка могла полностью вести домашнее хозяйство:
Носила воду, кормила птицу, доила корову, шила, стряпала и присматривала за младшими детьми.
3-я девушка. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено, а в 15-работала наравне с взрослыми.
Хозяйка. А вы, девочки, помогаете дома своим мамам делать женскую работу? Расскажите!
Соревнование между парнями и девушками — кто больше загадок загадает, и кто лучше отгадает.
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу-соскочу, привечу. (Шапка)
Кланяется, кланяется, придет домой-растянется. (Топор)
Сам худ, голова с пуд. (Молоток)
Бьют Ермолку, что есть по затылку,
А он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)
И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блин)
Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)
Бежит свинка-золотая спинка,
Носочек стальной, а хвосточек льняной. (Игла)
Хозяйка.Показали свою смекалку и добры молодцы, и красны девицы.
А знаете ли вы, что означает выражение — «красны девицы»?
Давайте вспомним старинные словосочетания со словом «красный».
(красное солнышко, красный угол, красный денек, красное крыльцо, красная площадь, красное словцо).
Хозяйка. Показать свою красоту и умение плавно двигаться, скромно, но достойно держаться, девушки могли в хороводе.
Исполняется хоровод «Прялица», а затем «Царевич-королевич».
Хозяйка. Русские добрые молодцы славились не только своим умом. Добротой, но и силой молодецкой.
Проводится игра «Петушиный бой».
Далее проводится несколько игр с участниками и гостями посиделок:
«Прянична доска», «Перетяжки», «Жмурки», «Золотые ворота».(игра с пением)
Хозяйка.Много народных обычаев и традиций мы с вами сегодня вспомнили:
приучать детей к посильному труду, разумно чередовать работу с отдыхом,
развивать в себе качества, необходимые для жизни.
Просим всех гостей к самовару-отведать чаю с блинами да пирогами!