Автор конспекта:
Автор(ы): — Бариева Ильвера Сулеймановна
Место работы, должность: — МОУ «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа», учитель истории и обществознания
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — Формирование активной гражданской позиции.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Человек и общество: учеб.пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — М.: Просвещение, 2001
2. Дидактические материалы по курсу "Человек и общество": 10-11 кл.: пособие для учителя: Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2001
Используемая методическая литература: —
1. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество" (под ред. Л.Н. Боголюбова) в 2 частях. Ч 2. 11 кл.- М.: Просвещение, 2001
2. Научно- методический журнал. Преподавание истории и обществознания в школе. №5, 2006: №2, 2007
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — Задача урока: выяснить алгоритм прохождения выборов в демократическом государстве, существующие принципы и этапы выборов; сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса. На уроке идёт актуализация исторических знаний школьников по истории выборов. Знакомство с избирательной кампанией на примере опыта работы участковой избирательной комиссии муниципального поселения, анализ ситуаций нарушающих принципы избирательного права, подведение итогов социологического опроса населения «Пойду ли я на выборы?». Творческая работа обучающихся проходит в форме защиты сочинения «Подача одного голоса на выборах Президента — способ реального участия в управлении своей страной», защиты плаката, призывающего граждан прийти на выборы. Составление синквейна с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Приветствие молодых избирателей и вручение памятки «Я голосую!».
Урок по теме «Политическая роль избирателя»
Цели урока:
- познакомить обучающихся со структурой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;
- содействовать формированию активной гражданской позиции;
- развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы.
План урока:
1.Вводное слово учителя. Постановка задач занятия.
2.Актуализация исторических знаний школьников. Сообщение нового материала:
1)история выборов;
2)принципы демократических выборов;
3)избирательная кампания;
4)типы избирательных систем.
3.Составление синквейна с использованиемпонятий «выборы» и «избиратель».
4.Выводы по социологическому опросу.
5.Защита политических плакатов и сочинений.
6.Посвящение в молодые избиратели.
Ход урока
Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов, познакомиться с итогами выборов в Государственную Думу.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь в связи предстоящими выборами Президента России.
Система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.
В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.
Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»
Основные вопросы народное собрание решало путем голосования (оно проводилось на горе Пникс). Белый камешек означал положительное решение, черный — отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это — так называемый остракизм, который ввел Клисфен.
В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ — кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.
В России проект создания Государственной думы был предложен Сперанским в 1808 г. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. I Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.
Итак, попытайтесь дать определение понятию «выборы».
ВЫБОРЫ – способ формирования высших органов государственной власти, при котором избиратели путем голосования уполномочивают своих представителей решать дела государства. В демократическом государстве выборы являются основным способом формирования высших государственных органов.
Посмотрите, как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Конституции Российской Федерации(работа с текстом)
Выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
1. «Демократические, свободные и пери-выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме»
2.«Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ,конституциями (уставами) субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования: органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица»
Выдержка из Конституции РФ
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»
— ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1. Избирательное право – это правовой институт, регулирующий отношения, возникающие по поводу выборов;
2. Избирательное право – это возможность избирать и быть избранным.
Основные принципы демократических выборов.
Первый из них — всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно привести указ о выборах в I Государственную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.
В VI в. до н.э. в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось избираться дважды на одну и ту же должность. Сегодня, например в Конституции Португалии, прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.
Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии — на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф.Рузвельт избирался президентом США четыре раза.
Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказывают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.
В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массовом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так, что дорожка, по которой надо было идти к трибуне, имела очень высокий и толстый ворс. Рузвельт, во время ходьбы едва поднимавший ноги, неизбежно должен был споткнуться и упасть. Тем более что проход к трибуне был оставлен столь узкий, что сыновья, обычно поддерживавшие его, не смогли бы идти с ним рядом.
Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой на месте Рузвельта предпочел бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.
В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с противоположной стороны дома, там, где располагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лестницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сцене из-за кулис стало для всех полнейшей неожиданностью.
Вскоре вездесущие репортеры разузнали об этом эпизоде. Когда в печати появились сообщения, как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вышел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос.
Убедитесь в необходимости указанных принципов демократических выборов. Смоделированы ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается. Вам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации.
Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?
Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?
Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник — за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом (и используется сегодня) такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?
—
2 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов в Государственную Думу.
Выступление председателя избирательной комиссии Октябрьского поселения – Мендубаевой Л.С. (Внимание учащихся фиксируется на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение результатов выборов).
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это — выборы. Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, избираем президента, депутатов Государственной Думы, наших представителей в городских собраниях, в органах местного самоуправления.
Предлагаю вам написать синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель».
Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Напомним порядок написания синквейна:
первая строка — ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка — два прилагательных, характеризующие данное понятие;
третья строка — три глагола, выражающие действие понятия;
четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;
пятая строка — одно слово (обычно — существительное), через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
Возможные ответы учащихся:
1.Выборы.
2.Демократические, свободные.
3.Определяют, обязывают, направляют .
4.Выборы — право человека.
5.Демократия.
1.Избиратель.
2.Грамотный, ответственный.
3.Голосует, агитирует, выдвигает.
4.Он определяет будущее страны.
5.Народовластие
В связи с предстоящими выборами Президента РФ был проведен мини социологический опрос среди населения на тему: «Пойду ли я на выборы?»
Вниманию класса предлагают результаты проведенного обучающимися небольшого социологического опроса: Шайбекова Лиана, Мочалов Максим
Вам были даны творческие задания:
1.Подготовить политический плакат, призывавший граждан прийти на выборы. Проведите презентацию своего плаката.
2.Написать сочинение на тему «Подача одного голоса на выборах Президента способ реального участия в управлении своей страной».
Итак, важнейший этап выборов – голосование. В предстоящих выборах вместе со всем населением поселка активную гражданскую позицию проявят и наши восемнадцатилетние одиннадцатиклассники (Волошин А.Ф., Камаев Д.Р., Коновалова А.Б., Рыбаков А.А., Садриев Ф.Ф., Хабибуллин Р.И.) Выступление Главы администрации Октябрьского поселения – Исхакова З.И.Приветствие молодых избирателей и вручение памятки «Я голосую».
1. Голосованиепроходитна избирательном участке в специальном помещении, где размещаются кабины для тайного голосования. Присутствие других лиц в кабине в момент голосования недопустимо.
2. В помещении для голосования оборудуется специальный стенд, на котором помещается образец заполненного избирательного бюллетеня и информация о кандидатах.
3.Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
4.Каждый избиратель голосует лично, голосовать за других нельзя. Избирательный бюллетень заполняетсявспециально оборудованнойкабине.
5. Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень. В каждом из бюллетеней на лицевой стороне в правом верхнем углу должны стоять подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные ее печатью. Избирательный бюллетень, не заверенный участковой избирательной комиссией, при подсчете голосов не учитывается.
6.Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении бюллетеня.
7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом он может голосовать только за одного кандидата). Избирательный бюллетень, в котором этот знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
Ромен Ролан говорил : «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».
Вы – молодые избиратели вправе сам выбирать свой завтрашний день.
И голос ваш решить способен многое. Как будет жить страна, зависит от вас!
Живите с девизом: «Я за все в ответе!»
.
Домашнее задание: решение теста; индивидуальная подготовка к деловой игре «Знатоки избирательного права».