Автор конспекта:
Автор(ы): — Бариева Ильвера Сулеймановна

Место работы, должность: — МОУ «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа», учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Формирование активной гражданской позиции.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Человек и общество: учеб.пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — М.: Просвещение, 2001

2. Дидактические материалы по курсу "Человек и общество": 10-11 кл.: пособие для учителя: Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2001

Используемая методическая литература: —

1. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество" (под ред. Л.Н. Боголюбова) в 2 частях. Ч 2. 11 кл.- М.: Просвещение, 2001

2. Научно- методический журнал. Преподавание истории и обществознания в школе. №5, 2006: №2, 2007

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Задача урока: выяснить алгоритм прохождения выборов в демократическом государстве, существующие принципы и этапы выборов; сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса. На уроке идёт актуализация исторических знаний школьников по истории выборов. Знакомство с избирательной кампанией на примере опыта работы участковой избирательной комиссии муниципального поселения, анализ ситуаций нарушающих принципы избирательного права, подведение итогов социологического опроса населения «Пойду ли я на выборы?». Творческая работа обучающихся проходит в форме защиты сочинения «Подача одного голоса на выборах Президента — способ реального участия в управлении своей страной», защиты плаката, призывающего граждан прийти на выборы. Составление синквейна с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Приветствие молодых избирателей и вручение памятки «Я голосую!».

Урок по теме «Политическая роль избирателя»
Цели урока:
- познакомить обучающихся со структу­рой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;
- содействовать формированию актив­ной гражданской позиции;
- развивать умение логически мыс­лить, анализировать, моделировать, ре­шать проблемные задачи;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы.

План урока:

1.Вводное слово учителя. Постанов­ка задач занятия.
2.Актуализация исторических зна­ний школьников. Сообщение нового ма­териала:
1)история выборов;
2)принципы демократических выбо­ров;
3)избирательная кампания;
4)типы избирательных систем.

3.Составление синквейна с использованиемпонятий «выборы» и «избиратель».
4.Выводы по социологическому оп­росу.
5.Защита политических плакатов и сочинений.
6.Посвящение в молодые избиратели.

Ход урока

Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, осо­бенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать вы­бор, когда речь идет о судьбе целого государства.
Сегодня мы будем говорить об изби­рательном праве и избирательной сис­теме, о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны прохо­дить выборы в демократическом госу­дарстве, по каким принципам, какие су­ществуют этапы выборов, познакомиться с итогами выборов в Государственную Думу.
Актуальность данной темы доказы­вает сама жизнь в связи предстоящими выборами Президента России.

Система выборов сформирова­лась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был вы­разителем воли племени и его советчи­ком. Если он терял уважение соплемен­ников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.
В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий вы­падал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.
Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбирае­те дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»
Основные вопросы народное собра­ние решало путем голосования (оно про­водилось на горе Пникс). Белый каме­шек означал положительное решение, черный — отрицательное. Судьба чи­новников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиня­ных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков наби­ралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это — так называемый ост­ракизм, который ввел Клисфен.
В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Це­лую неделю до голосования кандидат носил белый плащ — кандиду. Хотя бе­лый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандида­тов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жаж­ду, но и получить хороший подарок.
В России проект создания Государ­ственной думы был предложен Сперан­ским в 1808 г. 17 октября 1905 г. Нико­лай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не все­общими. I Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.

Итак, попытайтесь дать определение понятию «выборы».

ВЫБОРЫспособ формирования высших органов государственной власти, при котором избиратели путем голосования уполномочивают своих представителей решать дела государства. В демократическом государстве выборы являются основным способом формирования высших государственных органов.

Посмотрите, как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» и в Конституции Российской Федерации(работа с текстом)

Выдержки из Федерального закона «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации».
1. «Демократические, свободные и пери-выборы в органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадле­жащей народу власти. Государством гаран­тируется свободное волеизъявление граж­дан Российской Федерации на выборах и ре­ферендуме, защита демократических прин­ципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме»
2.«Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ,конституциями (уставами) субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования: органа государственной власти, орга­на местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица»

Выдержка из Конституции РФ
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1. Избирательное право – это правовой институт, регулирующий отношения, возникающие по поводу выборов;
2. Избирательное право – это возможность избирать и быть избранным.

Основные прин­ципы демократических выборов.

Первый из них — всеобщность выбо­ров. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содер­жащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно при­вести указ о выборах в I Государствен­ную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.
Прямое избирательное право озна­чает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого канди­дата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в мо­мент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. воз­можность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выража­ется и в том, что должностные лица из­бираются лишь на определенный срок.
В VI в. до н.э. в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось из­бираться дважды на одну и ту же долж­ность. Сегодня, например в Конститу­ции Португалии, прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.
Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии — на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. На­пример, Ф.Рузвельт избирался прези­дентом США четыре раза.
Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказы­вают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.
В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массо­вом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так, что дорожка, по которой надо было идти к три­буне, имела очень высокий и толстый ворс. Рузвельт, во время ходьбы едва поднимав­ший ноги, неизбежно должен был спот­кнуться и упасть. Тем более что проход к трибуне был оставлен столь узкий, что сы­новья, обычно поддерживавшие его, не смог­ли бы идти с ним рядом.
Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой на месте Рузвельта предпочел бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.
В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с про­тивоположной стороны дома, там, где распо­лагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лест­ницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сце­не из-за кулис стало для всех полнейшей не­ожиданностью.
Вскоре вездесущие репортеры разузна­ли об этом эпизоде. Когда в печати появи­лись сообщения, как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вы­шел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос.

Убедитесь в необходимости ука­занных принципов демократических выборов. Смодели­рованы ситуации, в которых какой-ли­бо из принципов нарушается. Вам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой си­туации.
Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Воз­можно ли это в современном обществе?
Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий чело­век в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюл­летене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов на­рушается? К чему это может привести?
Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосо­вать за соседа, родственник — за род­ственника. Как такая ситуация отразит­ся на результатах выборов?
Ситуация 4. В бюллетене для голо­сования проставлена только одна фами­лия. Какой избирательный принцип на­рушен? Где использовалась в прошлом (и используется сегодня) такая систе­ма? К каким последствиям может при­вести такой порядок выборов?

2 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов в Государственную Думу.
Выступление председателя избирательной комиссии Октябрьского поселения – Мендубаевой Л.С. (Внимание учащихся фиксирует­ся на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, органи­зация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосова­ния, установление и оглашение резуль­татов выборов).
Каждый гражда­нин в зависимости от жизненных обсто­ятельств, личных потребностей и воз­можностей выбирает для себя конкрет­ную политическую роль. Не все, естест­венно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид по­литической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это — выборы. Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, из­бираем президента, депутатов Государ­ственной Думы, наших представителей в городских собраниях, в органах мест­ного самоуправления.

Предлагаю вам написать синквейн с использова­нием понятий «выборы» и «избиратель».
Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Напомним порядок написания синквейна:
первая строка — ключевое слово, оп­ределяющее содержание синквейна;
вторая строка — два прилагатель­ных, характеризующие данное понятие;
третья строка — три глагола, выра­жающие действие понятия;
четвертая строка — короткое пред­ложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;
пятая строка — одно слово (обычно — существительное), через которое выра­жаются ассоциации, связанные с дан­ным понятием.
Возможные ответы учащихся:

1.Выборы.
2.Демократические, свободные.
3.Определяют, обязывают, направ­ляют .
4.Выборы — право человека.
5.Демократия.

1.Избиратель.
2.Грамотный, ответственный.
3.Голосует, агитирует, выдвигает.
4.Он определяет будущее страны.
5.Народовластие

В связи с предстоящими выборами Президента РФ был проведен мини социологический опрос среди населения на тему: «Пойду ли я на выборы?»
Вниманию класса предлагают результаты проведенного обучающимися небольшого социологического опроса: Шайбекова Лиана, Мочалов Максим

Вам были даны творческие задания:
1.Подготовить политический плакат, при­зывавший граждан прийти на выборы. Проведите презентацию своего плаката.
2.Написать сочинение на тему «Подача одного голоса на выборах Президента способ реального участия в управлении своей страной».

Итак, важнейший этап выборов – голосование. В предстоящих выборах вместе со всем населением поселка активную гражданскую позицию проявят и наши восемнадцатилетние одиннадцатиклассники (Волошин А.Ф., Камаев Д.Р., Коновалова А.Б., Рыбаков А.А., Садриев Ф.Ф., Хабибуллин Р.И.) Выступление Главы администрации Октябрьского поселения – Исхакова З.И.Приветствие молодых избирателей и вручение памятки «Я голосую».
1. Голосованиепроходитна избирательном участке в специальном помещении, где размещаются кабины для тайного голосования. Присутствие других лиц в кабине в момент голосования недопустимо.
2. В помещении для голосования оборудуется специальный стенд, на котором помещается образец заполненного избирательного бюллетеня и информация о кандидатах.
3.Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
4.Каждый избиратель голосует лично, голосовать за других нельзя. Избирательный бюллетень заполняетсявспециально оборудованнойкабине.
5. Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень. В каждом из бюллетеней на лицевой стороне в правом верхнем углу должны стоять подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные ее печатью. Избирательный бюллетень, не заверенный участковой избирательной комиссией, при подсчете голосов не учитывается.
6.Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении бюллетеня.
7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом он может голосовать только за одного кандидата). Избирательный бюллетень, в котором этот знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

Ромен Ролан говорил : «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».
Вы – молодые избиратели вправе сам выбирать свой завтрашний день.
И голос ваш решить способен многое. Как будет жить страна, зависит от вас!
Живите с девизом: «Я за все в ответе!»


.
Домашнее задание: решение теста; индивидуальная подготовка к деловой игре «Знатоки избирательного права».

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология