Автор конспекта:
Автор(ы): — Дамбинова Г.С.

Место работы, должность: — МБОУ » СОШ №29″, учитель

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Образовательные цели: учащиеся должны усвоить, что:

1. углеводороды-это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;

2. углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;

3. общая формула алканов- СпН2п+2, алкенов- СпН2п, алкинов СпН2п.2;

4. изомеры-это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи- это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько — СН2-групп;

5. алкенам характерна реакция присоединения, а алканам реакция замещения;

6. необходимо знать основные правила по Т/Б при работе с химическими веществами.

Развивающие цели:учащиеся должны научиться:

1. определять общую формулу алканов, алкенов, алкинов;

2. строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;

3. составлять уравнения химических реакций взаимодействия этена с бромной водой, раствором КМп04, получение этена из этилового спирта, горение этена на воздухе;

4. решать задачи по УХР(уравнения химических реакций);

5. осуществлять генетические превращения внутри гомологических углеводородов.

Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться, что

1. практика-критерии истинности знаний;

2. в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);

3. между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;

4. между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;

5. полиэтилен имеет широкое применение в народном хозяйстве.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. О.С. Габриелян " Химия" учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа.Москва2010 г.

2. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян 9 класс. Дрофа. Москва 2005 г.

Используемая методическая литература: —

1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов"Настольная книга для учителя 9 класс"Москва. Дрофа 2005г.

2. Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин " Методика решения задач по химии" Москва. Просвещение 1989г.

Используемое оборудование: —

Шаростержневые модели молекул веществ, плакаты, лабораторный ящик, спиртовка, асбестовая сетка, спички, прибор для получения газов, лабораторный штатив, лапка, зажим, карточки, мягкая игрушка, штатив для пробирок, пробирки. Реактивы:смесь( 6VH2S04 (концентрированная) и 1 Vэтилового спирта С2Н5ОН), кварцевый песок, Вг2 (бромная вода), раствор перманганата калия КМп04.

Краткое описание: — Урок обобщение знаний по теме " Алканы, Алкены, Алкины". Занятие проходит в игровой форме. Класс делится на команды, каждая команда участвует в конкурсах. Во время конкурсов дети проводят лабораторные опыты,объясняя их и записывают уравнения. В конце урока учитель подводит итоги.

Тема урока: «Предельные и непредельные углеводороды»

Цели урока:

Образовательные цели: учащиеся должны усвоить, что:

1. углеводороды-это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;

2. углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;

3. общая формула алканов- СпН2п+2, алкенов- СпН2п, алкинов СпН2п.2;

4. изомеры-это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи- это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько — СН2-групп;

5. алкенам характерна реакция присоединения, а алканам реакция замещения;

6. необходимо знать основные правила по Т/Б при работе с химическими веществами.

Развивающие цели:учащиеся должны научиться:

1. определять общую формулу алканов, алкенов, алкинов;

2. строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;

3. составлять уравнения химических реакций взаимодействия этена с бромной водой, раствором КМп04, получение этена из этилового спирта, горение этена на воздухе;

4. решать задачи по УХР(уравнения химических реакций);

5. осуществлять генетические превращения внутри гомологических углеводородов.

Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться, что

1. практика-критерии истинности знаний;

2. в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);

3. между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;

4. между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;

5. полиэтилен имеет широкое применение в народном хозяйстве.

Методы и методические приёмы:

Беседа, игра с демонстрацией опытов, проблемные вопросы, самостоятельная работа, групповая работа, лабораторный опыт» построение шаростержневых моделей, решение задач.

Внутри предметная связь:органическая химия: алканы, алкены, алкины, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение углеводородов.

Межпредметные связи:математика, физика.

Оборудование:шаростержневые модели молекул веществ, плакаты, лабораторный ящик, спиртовка, асбестовая сетка, спички, прибор для получения газов, лабораторный штатив, лапка, зажим, карточки, мягкая игрушка, штатив для пробирок, пробирки. Реактивы:смесь( 6VH2S04 (концентрированная) и 1 Vэтилового спирта С2Н5ОН), кварцевый песок, Вг2 (бромная вода), раствор перманганата калия КМп04.

На столах учащихся:шаростержневые модели молекул веществ, рабочие тетради, названия команд, карточки с заданиями, ручки, фломастеры.

Развиваемые понятия:Реакции замещения, горения, присоединения, изомеры, гомологи, полимеры.

Ход урока:

I. Начало урока. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Мотивационная установка.

Сегодня мы обобщим знания по пройденной теме «Предельные и непредельные углеводороды»

Цель: ещё раз убедимся в родстве всех углеводородов, способности их к взаимопревращениям, возможности их получения и повторим уравнения химических реакций углеводородов.

Девиз урока: « Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле…» (Аристотель). Урок пройдёт в необычной форме-игровой. Давайте ещё раз вспомним: «Какой класс органических веществ вы изучили? (класс углеводородов).

На какие группы делятся углеводороды? (на предельные-алканы и непредельные: алкены и алкины). Поэтому наши команды будут называться: алканы, алкены, алкины.»

У нас три команды: «Алкан», «Алкен», «Алкин». Учащиеся знакомятся с планом урока.


I. Конкурс « Химическая разминка»

Учащимся раздаются грибы с химическими названиями углеводородов.

1. Определите общую формулу для алканов, алкенов и алкинов и расположите её над корзиной.

2. Напишите молекулярные формулы к названиям веществ данного гомологического ряда и распределите их по корзинам.

этан, пропан, бутан. этен, пропен, бутен-1. ацетилен (этин), пропин,

бутин-1.

Список органических веществ: этан, пропан, бутан, этен, пропен, бутен-1, ацетилен (этин), пропин, бутин-1.

II. Конкурс. «Составь структурную формулу»

Ведущий: В процессе изучения органической химии вы узнали строение молекул алканов, алкенов, алкинов. Чем отличаются по строению их молекулы? (наличие одинарной, двойной, тройной связей). Постройте шаростержневые модели молекул вашего гомологического ряда, который вы выбрали во время сортировки грибов. Алканы




III конкурс«Выбирай-ка». Химический эксперимент «Получение этилена и изучение его свойств»

Итак, мы с вами находимся на химическом предприятии, и нам предстоит посмотреть демонстрационный опыт « Получение этилена и изучение его свойств» На каждом столе лежит краткий отчёт проделанного опыта. Ваша задача выбрать из предложенных химических уравнений те химические уравнения, которые вам даны в задании. Провести химическое превращение из одних веществ в другие. Ответы на задания: СН2=СН2 + Н20, СН2-СН2, СН2-СН2, 2С02↑ + 2Н20.

Этен │ │ │ │ оксид углерода(IV)

Вг Вг ОН ОН

дибромэтан этиленгликоль

Ход химического эксперимента:

1.Соберите прибор.

2. Поместите в пробирку несколько

крупинок кварцевого песка (для

равномерного нагревания и

предотвращения выбрасывания

жидкости;

3.Налейте в пробирку 1,5—2 мл. готовой смеси для получения этилена (1 мл. этилового спирта и 6—9 мл. концентрированной серной кислоты.

4.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите её в штативе и осторожно нагрейте.

5.В другую пробирку налейте 2—3 мл. бромной воды, опустите газоотводную трубку и пропустите через бромную


воду выделяющимся газ.

6. В третью пробирку налейте 2—3 мл. разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, и пропустите через него газ.

Ведущий: Что вы наблюдаете? Каждая команда получает задание.

Алканы: выберите из предложенных химических уравнений-хим. уравнение «получение этилена из этилового спирта», укажите условия протекания реакции и назовите образовавшиеся вещества. Составьте уравнение реакции получения этана из этена, укажите условия протекания реакции.

Задание команде «Алкены»: выберете из предложенных уравнений, химическое уравнения «взаимодействие этена с бромной водой», дайте названия образовавшимся веществам. Составьте уравнение химической реакции « получение этена из этана», укажите условия протекания реакции.

Задание команде «Алкины»: выберете из предложенных уравнений реакций, химическое уравнение « взаимодействие этена с раствором перманганата калия КМп04», «горение этена на воздухе». Дайте названия образовавшимся веществам.


7. Разверните осторожно газоотводную трубку отростком вверх и подожгите

СH2=СH2 + 3O2↑→2CO2↑ +2H2O

Почему обесцвечивается раствор перманганата калия и бромная вода?

Каким пламенем горит этилен?

Учащиеся дают ответ на вопросы учителя.

Каждая команда должна записать свою реакцию на доске, указать условия протекания реакции, назвать участвующие вещества.

Вывод: между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь.

Непредельным углеводородам характерна реакция присоединения.

IV. Конкурс «Химический дракон»

Представитель каждой команды достаёт из игрушечного дракона вопрос, на обсуждение каждого вопроса команде отводится 30 секунд.

1. Какая химическая связь в алканах? (а- связь)

2. Какой общей формуле соответствует пропан?

3. Как экспериментально отличить этан от этена? (обесцвечивание бромной воды)

4. Какой вид химической связи наиболее распространён в органических веществах?

5. Какие области применения полиэтилена вы знаете?

6. Что такое изомеры?

Данные конкурсы даются дополнительно, если останется время.

V.Конкурс «Образуйте из слогов»

Ведущий раздаёт в конвертах ответы из слогов по теме «Генетическая связь предельных и непредельных углеводородов». Для того, чтобы учащиеся смогли дать правильный ответ учитель задаёт наводящие вопросы?

1. Чем по отношению друг к другу являются бутан и изобутан?

2. Какой алкен можно получить из этана реакцией дегидрирования?

3. Какие углеводороды имеют общую формулу СпН2п+2?

4. Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?

5. Как называется реакция, характерная для алканов?

VI. Решение расчетной задачи: Какая масса углерода необходима, для получения метана в реакции со 112л (н.у.) водорода?

Задача даётся каждой команде, каждая команда прорешивает её самостоятельно, а затем даёт её правильный результат. Победившая команда решает у доски.

Дано: Решение:

— — —

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Преподаватель подводит итоги урока, подсчитывая общее число баллов, набранных командами. Отмечается степень активности участников игры и в целом творческая атмосфера на уроке. Оценивает работу отличившихся учащихся.

Файлы: Азот строение и свойства.doc
Размер файла: 74240 байт.

Рубрики: Химия Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология