Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубровина Наталья Валерьевна

Место работы, должность: — МОУ «Майская гимназия» учитель

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — • Учить работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев • Закрепить литературоведческие понятия «повесть», «литературный герой», «псевдоним» • Способствовать совершенствованию навыка чтения (беглости, осознанности, выразительности) • Создать условия для развития интереса к творчеству писателя; • Создать условия для умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; • Способствовать развитию творческих способностей детей; • Воспитывать умение работать в группах • Содействовать воспитанию культурного, образованного и высоко нравственного человека

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Графф, 2008.
  • Используемая методическая литература: —

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Графф.
  • Используемое оборудование: —

    мультимедиапроектор, ПК, карточки с заданиями для учащихся

    Используемые ЦОР: —

    презентация "Марк Твен. Приключения Тома Сойера"

    Краткое описание: — урок по литературному чтению для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века" Является обобщающим, позволяет с полном объеме проследить усвоение материала прошедших уроков. Содержит элементы театрализации, исследовательской работы.

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    Эпиграф урока: Даже самый серьёзный самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют.

    И. Ильф и Е. Петров

    Вступительное слово учителя: прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о каком мальчике идёт речь и соответственно о каком произведении будет наша беседа.

    Конечно, этот мальчик – Том Сойер и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

    2.Объявление темы урока:

    Цель нашего занятия – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, а так же какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению.

    3. Разминка:

    -К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»?

    -Что такое повесть?

    -Какими по тематике бывают повести?

    -Какими же особенностями отличается приключенческая повесть?

    А для начала давайте проведём маленькую разминку – викторину для самых внимательных

    n В каком городе жил Том Сойер? (Санкт-Петербург)

    n Какого цвета была краска, которой белили забор?(белого)

    n Кто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера?(Сид Сойер)

    n Сколько костюмов было у Тома Сойера?( Два: повседневный и нарядный)

    n Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (выводить бородавки )

    n Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?(кот)

    n Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (гангрена)

    n За сколько жёлтых билетиков давали Библию? (за десять)

    n Что изменилось в жизни Гека после нахождения клада? (его усыновила вдова Дуглас)

    4.Проверка домашнего задания:

    К сегодняшнему уроку вы должны были создать иллюстрации к понравившимся эпизодам повести и объяснить свой выбор. (цель: определить, что явилось определяющим фактором при выборе эпизода)

    5. Биография автора

    В течение нескольких уроков мы с вами изучали отрывки из замечательного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Перед тем, как продолжить анализировать произведение, нам необходимо вспомнить о главных вехах в жизни создателя этой повести (сообщение Михайловой А.)

    Выставка книг

    Из книг, которые вы принесли к этому уроку, мы смогли составить целую выставку. Здесь и рассказы, и повести, и романы, книги для взрослых и детей. Это только показывает нам, каким разносторонним писателем был Марк Твен.

    6. Работа по карточкам:

    Перед вами карточки, на которых вы видите композицию сюжета повести. Но эта композиция нарушена. Вам необходимо восстановить её, проставив номера эпизодов по порядку.

    7. Физкультминутка

    8. Дифференцированная работа:

    Описать образ и показать отношение автора к герою.

    ü Возраст героя.

    ü Внешний облик, черты характера.

    ü Найти в тексте и зачитать слова, показывающие отношение автора.

    (какими словами автор подчеркивает своё отношение)

    1 группа: Том,

    2 группа: Гек,

    3 группа: Сид

    4 группа: тётя Полли

    Время выполнения работы (3 – 4 мин) музыка

    Один из эпизодов наши ребята даже решили инсценировать.

    9. Показ инсценировки

    Цель: что особенного в общении , в речи ребят и можно ли эти особенности назвать особенностями приключенческой повести

    10. Работа над тестом

    Наш урок - это урок – обобщение . А поэтому, чтобы узнать, как же вы поняли всё то, о чём, мы сегодня говорили, что обсуждали, насколько интересно вам было работать, вы поработаете над небольшим тестом.

    1.Что такое «псевдоним»?

    - литературное имя

    - профессия

    - обращение к автору

    2. Каково настоящее имя и фамилия Марка Твена?

    - Сэмюэль Робинс

    - Сэмюэль Клеменс

    - Сэмюэль Тэтчер

    3. Каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в городе?

    - Выяснял, откуда они приехали.

    - обходил их стороной.

    - Дрался с новичками.

    4. С какими словами обращался к Тому Джим?

    - миссис

    - сэр

    - масса

    5.Что изображал Бен Роджерс, когда встретил Тома?

    - паровоз

    - подводную лодку

    - пароход

    6. Благодаря чему Том помирился с Бекки?

    - попросил у неё прощения

    - подарил ей медную шишечку

    - принял на себя её вину

    7. Для чего Том повязал платок так, будто у него болели зубы?

    - чтобы не идти в школу

    - чтобы не проболтаться

    - чтобы его пожалели

    Проверьте, пожалуйста, правильность ваших ответов. Поднимите руки те, у кого все ответы правильные.

    Это показывает, что произведение вы читали внимательно и оно не оставило вас равнодушными.

    Том, как сотни других детей, как и многие из вас, — живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.

    Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

    Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

    Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

    Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

    (читают учащиеся)

    Из рая детского житья

    Вы мне привет прощальный шлёте,

    Неизменившие друзья

    В потёртом, красном переплёте.

    Дрожат на люстрах огоньки…

    Как хорошо за книгой дома!

    Под Грига, Шумана, Кюи

    Я узнавала судьбы Тома.

    Темнеет… В воздухе свежо…

    Том в счастье с Бэкки полон веры.

    Вот с факелом индеец Джо

    Блуждает в сумраке пещеры…

    Кладбище… Вещий крик совы…

    (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

    Приёмыш чопорной вдовы

    Как Диоген, живущий в бочке.

    Светлее солнца тронный зал,

    Над стройным мальчиком – корона…

    Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

    “Позвольте, я наследник трона!”

    О, золотые времена,

    Где взор смелей и сердце чище!

    О, золотые имена:

    Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

    Итак, пора ответить на вопросы, поставленные в самом начале урока.

    -каким же был Том Сойер?

    -как автор относится к нему и другим своим героям?

    -какими средствами, приёмами автор привлекал наше внимание к книге и её главному герою – Тому Сойеру?

    Ответы детей.

    11. Оценки

    12. Рефлексия

    Вы помните, что в конце произведения ребята нашли клад. На своих столах вы видите кружки, имитирующие монетки. Теперь, если урок вам понравился, положите эти монетки в сундук, а если не понравился, то поместите рядом на доску.

    Д/з: хрестоматия : с. 144 – 156, читать, пересказывать, составить письмо Марку Твену.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология