Автор конспекта:
Автор(ы): — Смирнова Елена Валентиновна

Место работы, должность: —

Омская область, г. Исилькуль, МОУ "СОШ №2" учитель географии

Регион: — Омская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Воспитать экологическую культуру и талерантное отношение друг к другу.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Раздаточный материал.

Используемая методическая литература: —

Учебник: География В.П. Максаковский

Журнал: "География в школе"

Используемое оборудование: —

Компьютер.

Используемые ЦОР: —

Мультимедийную презентацию.

Краткое описание: —

Занимательная экологическая игра по теме Природа и цивилизация.

Занимательная география.Геоэкологическая игра-

« Природа и цивилизация»

Смирнова Е.В. учитель географии

МБОУ «СОШ№2»

Эпиграф:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»

Антуан де Сент — Экзюпери

В мире мудрых мыслей:

1. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник».

И.С.Тургенев.

2. «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать он найдет свой конец разрушив Землю»

Альберт Швейцер

Материал для оформления:

1. «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». А.П.Чехов

2. «Причинения вреда Земле подобно избиению, ранению и убийству слепого … Зная это, человек не должен грешить против земли и позволять другим делать это… »

Древнеиндейская «Книга о хорошем поведении»

Памятка от матушки природы:

  • Все что-нибудь стоит.
  • Все должно куда-нибудь деваться.
  • Все связано со всем.
  • Природа знает лучше.
  • Памятка для участников:

    • Учись управлять собой.
    • Не жди, когда тебе укажут, прикажут, дадут задание – будь сам инициативен.
    • Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир.
    • Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.

    Памятка для жюри:

  • Не торопитесь сказать «да.
  • Не торопитесь сказать «нет».
  • Выслушайте обе стороны.
  • Взвешивайте плюсы и минусы любого предложения.
  • Не поддавайтесь эмоциям.
  • Оставляйте денежный резерв.
  • Мудрость и умение логически мыслить — ваши основные достоин­ства!
  • Главным итогом деловой игры явля­ется активизация знаний учащихся, ко­торых игровая ситуация вынуждает интенсивно искать аргументы в учеб­ном материале и собственном опыте. Параллельно с учебными решаются и воспитательные задачи — формируют­ся широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общать­ся, отстаивать свою точку зрения.

    Трудность — удержать участников в рам­ках корректного поведения. Для решения этой задачи применя­лась система «черных меток». Веду­щий, делая замечания за «непарламент­ские» выражения в дискуссии, вруча­ет нарушителю черный бумажный квадратик, что автоматически означа­ет снижение итоговой оценки на 0,5 — 1 балл. Практика показала действен­ность такого приема.

    Оценку работы по итогам деловой игры дает ведущий. Оценивается ак­тивность и аргументированность высту­плений участников

    Содержание игры

    Вступление. « Мы живем в мире, где крайне обострилась экологическая ситуация. В результате интенсивного воздействия человека на природу резко сократились естественные экосистемы. Но ведь человек и биологически, и исторически, и эстетически неотделим от природы. Непосредственное общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека»

    Первый вопрос Время на ответ — 1 мин.

    1-й вариант. Построить экологиче­скую цепочку «мышь … сыр».

    2-й вариант. Построить экологиче­скую цепочку «коршун … яблоки».

    Огветы. 1, Мышь — гнезда шмелей — урожай клевера — удой молока — количество сыра. (Оценка — 5 бал­лов.)

    Коршун — мелкие птицы — личин­ки вредителей — яблоки. (Оценка — 4 балла.)

    Второй вопрос. Оценка — 3 балла. Время на ответ — 1 мин.

    1-й вариант. Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики.

    2-й вариант. Тепловая электростан­ция работает на каменном угле. Мо­жет ли она быть источником радио­активного загрязнения?

    Ответы. 1. Малое количество ядер­ного горючего, низкие транспортные расходы, нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязне­ние воды и воздуха (в случае нор­мальной работы), низкая стоимость электроэнергии и т.п.

    2. Часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактив­ные примеси, например уран, торий и др. Когда сжигается огромное коли­чество угля, в частицах сажи и шла­ках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси.

    Третий вопрос. Оценка — 2 бал­ла. Время на ответ — 1 мин.

    1-й вариант. Если осушить болота в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) ле­том?

    2-й вариант. Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше ста­нет воды в ней: а) весной; б) летом?

    Ответы. 1, 2. Болота и лес аккуму­лируют влагу в виде грунтовых вод и снега. После их уничтожения в обоих случаях весной будет происходить энер­гичное таяние и наблюдаться высо-кий паводок, т.е. воды будет больше весной, а летом — меньше.

    Четвертый вопрос. Оценка — по одно­му баллу за каждый ответ. Время на ответы — 1 мин.

    1-й вариант. Задание: исполнить хором народные или современные песни «антиэкологического содержа­ния».

    2-й вариант. Задание: исполнить хором народные или современные песни «природоохранного содержания»

    Ответы (примерные).

    1. а) «Во поле береза стояла,

    Во поле кудрявая стояла…

    Я пойду по полю погуляю,

    Белую березу залома».

    б) «Срубил он нашу елочку

    Под самый корешок».

    2. а) «Не рвите цветы, не рвите…»
    б) «Не губите мужики, не губите,

    Не рубите дерева, не рубите…

    Ради гнездышка грача не губите сгоряча…»

    Пятый вопрос. Оценка — по од­ному баллу за каждый ответ. Время на ответ — 1 мин.

    1-й вариант. Каков новый, эколо­гический и природоохранный, смысл народных пословиц и поговорок?

    а) Каждый кулик свое болото хвалит.

    б) Репу да горох не сей подле дорог.

    в) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

    г) Ложка дегтя портит бочку меда.
    2-й вариант.

    а) Черного кобеля не отмоешь добела.

    б) Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

    в) Лес рубят — щепки летят.

    г) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

    Ответы. Можно предложить разно­образные варианты трактовки содер­жания поговорок и пословиц. Напри­мер, тесная связь организма со сре­дой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях (местообитания) (а). Загряз­нение сельскохозяйственной продук­ции тяжелыми металлами (соединения свинца, кадмия) и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс (б). Отсутствие дос­таточных и своевременных мер безо­пасности на атомных станциях и хи­мических производствах; отрицатель­ные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осоз­нание и понимание этих последствий людьми в целом (в). Сброс малых объ­емов высокотоксичных отходов в реки; попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров (г). Оценка ответов зависит от жюри. Могут быть рассмотрены любые вы­сказывания участников.

    2. Невозможность полной очистки от нефти при аварии танкера(а).

    Расточительное отношение к ресурсам и окружающей среде в целом (б). Необходимость полностью использовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среду (в). Сброс в отвалы ценного минерального сырья; загрязнение окружающей среды и последствия этого (г).

    Шестой вопрос. Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки? Оценка — по од­ному баллу за каждый ответ. Время на ответ — 1 мин.

    1 вариант.

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    «Течет, течет – не вытечет,

    Бежит, бежит – не выбежит».

    1 вариант.

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    «Зимой в поле лежит,

    Весной в реку бежит».

    Ответы. 1. Знаменитая фраза «Не пей из копытца — козленочком станешь может быть интерпретирована как предостережение от использова­ния источников загрязнений питьевой воды. Ответ на загадку: незарегулированный сток сахарного или маслосырозавода.

    2. Эпизод с царевной и яблоком — аналог потребления продукции с из­быточным содержанием нитратов или ядохимикатов. Возможный ответ на загадку: минеральные удобрения, вне­сенные на поля, с талыми водами попадают в реки.

    Творческий конкурс заключительный. Оценка — по од­ному баллу

    «Изобразите средствами пантомимы природный объект (например: вулкан, реку и т.д.)

    Заключение: Естественно, что описанные выше игры — лишь малая часть возможных приемов, которые можно исполь­зовать при изучении экологических проблем. Практический опыт прове­дения подобных игр свидетельствует о большом интересе к ним учащихся, способствует разнообра­зию в изложении обширного и слож­ного материала по курсу экономической географии и экологии.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология