Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономаренко Наталья Михайловна
Место работы, должность: — танцмейстер истории МОУ «СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»
Регион: — Саратовская криосфера
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее глинообразование
Уровень образования: — среднее (полное) общее глинообразование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Мировая художественная культурность
Цель урока: —
1.Познакомить с главными изменениями всей культурной жизни России. 2.Охарактеризовать причины подъема русской культуры на первой четверти XVIII века. 3.Представить основные направления развития русской культуры. 4.Познакомить с новыми явлениями на области культуры, быта, введенными Петром I . 5.Развивать умения учащихся самотеком определять художественные достоинства произведений искусства. 6.Продолжить созревание умений работы с учебником, с дополнительной литературой, самотеком определять художественные достоинства произведений искусства. 7.Продолжить морфогенез умений сравнивать, делать необходимые выводы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся на классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебники:
Используемое оборудование: —
Используется компьютер,мультимедийный проектор,экран, доска, мел, иллюстрации изо учебника, репродукции картин, фотографии, план "Развитие русской культуры первой четверти XVIII века", план "Новые явленияв общественно — культурной жизни, изменения на быту".
Используемые ЦОР: —
Презентация "Развитие культуры и изменения на культуре России первой четверти XVIIIека"
Краткое описание: — При концентрической системе данная дукс изучается на 7 классе, действительно опять же вот втором концентре 10 кл. Важность ее несомненна – т.к. изучается созревание и изменения происходящие на культуре Росиии, связанные с деятельностью Петра I. Тема рассчитана на отслеживание на течении 2 часов. Данный дань — это второстепенный дань по этой теме, посвящен изменениям произошедшим на быту, на архитектуре. На уроке учащиеся должны усвоить основные понятия, учиться сравнивать и делать выводы изо данных сравнений.
— — I. Организационный момент
— II. Изучение нового материала
1.Изменения на дворянскомбыту — — Откроем презентацию «Мужской и бабский костюм»:
А) дворяне и бояре XVII века;
Б) дворяне и бояре на первой четверти XVIII века.
— Внимательно рассмотрите иллюстрации и найдите различия вот внешнем облике дворян и бояр. ( учащиеся отвечают)(Презентация)
Задание: Во второстепенный половине XVII века издан ордонанс о том, для дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волосище не стригли, одежды иностранной не носили. Зная о реформах Петра,Определите, подобно должен был отнестись он к этому указу. Почему?
Рассказ учителя:
Проводимые Петром I преобразования конца XVII — первой четверти XVIII в. распространились на электробытовой быт русского общества. (схема Приложение 1)
На рубеже XVII-XVШ вв. Петр I ввел недержаный документ лет. 7208 г. от сотворения пластинка по старому календарю был объявлен 1700 г. от Рождения Христова. Новый бадняк предписывалось считать не с 1 сентября, действительно с 1 января. Этот дней считался всеобщим праздником. Друг друга недурно было поздравлять, украшать дома елями либо соснами, веселиться.
Учитель отмечает, ровно манерами, воспитанием и образованием Петр I должен Немецкой слободе. Возможно, и это повлияло на любовь Петра I к зарубежным традициям. После возвращения Великого посольства изо Европы (1698 г.) Петр I начал деятельно вводить одежду европейского образца.
Рекомендуется представить иллюстрации: «Петр Iза работой», живописец ХудояровВ.; «Петр Великий», живописец В. Серов.
Учащиеся видят показ фигуры Петра I, одетого на иностранное платье.
Учитель отмечает, ровно любимой одеждой Петра I становится платье голландского матроса.
Сразу же засим возвращения Великого посольства был введен ордонанс о сбривание бород. Разрешалось оставлять длинные бороды священникам и крестьянам.
Показывается изображение « Бородового знака»
1700 г. — ордонанс о обязательном ношении венгерского либо немецкого платья.
Учитель отмечает, ровно царские указы предписывали брить бороды, одеваться не на длиннополое русское платье, действительно на короткие европейские кафтаны, носить башмаки. А дворянские жены и дочери опять же сменили русские душегрейки на европейское макси с глубоким декольте, ровно поуже внове считалось бесстыдством. (Презентация)
Учитель отмечает, ровно недовольных было нота смерти много. Например: портным было запрещено шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и джимы и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала релегация на каторгу и отбирание токмо имущества.
Вопрос: Во ровно выливалось это возбуждение народа?(отвечают)
Учитель обращает бережность на факт, ровно нота смерти деятельно самосильно Петр I взялся за ввод одежды европейского покроя. Например, на пирах Петр I самосильно обрезал длиннополые платья у дворян и стриг бороды знатным гостям.
К нововведениям этого времени относилось следующее: подданные обязаны были пить чай, кофе, курить табак. Надо было носить парики и женщинам, и мужчинам.
Учитель отмечает, ровно признаком внедрения европейских обычаев становятся общественные собрания на дворянских домах — ассамблеи. Следовательно, Петр I принуждал дворян к новым формам проведения досуга. Ассамблеи были введены на Петербурге на 1718г.
Ассамблеи устраивались знатными (приближенными) людьми царя поочередно.
Итак, ассамблеи - сановитый контрприем гостей на знатных домах. (Презентация) (запись на тетрадь)
Петр I самосильно составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи разрешается было прийти без приглашения, однако собиралось следом фантастически избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые.
Начинались ассамблеи с 16-17 часов вечера и продолжалась до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами и дочерьми.
Петр 1 покончил с изоляцией русских дворянских женщин на хоромах и теремах. Следовательно, женщины вопреки вековым старинным традициям могли участвовать на ассамблеях.
Что происходило на ассамблеях? Танцевали, беседовали, веселились, играли на шашки, шахматы. Сам Петр I спасибо играл на шахматы, страстным шахматистом был и Меншиков.
Ассамблеи были школами светского воспитания, молодняк обучалась хорошим манерам, правилам поведения на обществе, искусству общения. Дворянский быт сильно менялся.
Сам негус стремился и искал того, для русские молодые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, говорить на иностранных языках, нарядно говорить, красноречиво писать, благожелательно общаться наперсник с другом. И таким кодексом поведения молодого поколения дворян опубликованная переводная поэма «Юности честное зерцало, либо Показание к житейскому обхождению».
Работа с учебником, с. 145, потребность № 3, урывок изо «Юности четное зерцало».
— Дополнительно танцмейстер говорит и о следующем факте: Когда Петр I приглашал гостей на Петергоф - дачный дворец, вечно предупреждал: «Не разувся, с сапогами либо башмаками, не ложиться на постели».
Учитель говорит о изменениях дворянского быта. Но на жизни крестьян, простых горожан изменений не произошло.
Учитель подводит к выводам:
1) Определяющим мотивом нововведения Петра I было его чрезмерное готовность на сжатый заключение сделать россиян европейцами.
2) Одной изо основных целей учреждения ассамблей было стремление Петра I соединить все русское сонмище на одну целое, сблизить русских с иностранцами, увеличить московскую разрозненность.
3) «Европеизация» Петра I положила элемент глубокому разрыву посерединке образом жизни народа и привилегированных слоев. Почему?
Учитель показывает иллюстрации с изображением дворянина первой четверти XVIII в. и русского крестьянина. Дворянин питался, одевался, нарядно проводил время. Был напудрен, сотский было гладко выбрито, говорил на иностранном языке. Русскому, необразованному, полуголодному, полуголому мужику, крестьянину он подчас казался иностранцем, действительно не русским барином.
Иллюстрация картины «Утро стрелецкой казни»В. Сурикова
Спустя девать некуда лет это и обернется недоверием русского крестьянина к любому образованному человеку.
2. Архитектура.
Учителю рекомендуется „представить данный потребность так, для у учащихся сложилось яркое предложение о архитектурной эпохе Петра I– это, первым делом всего, возведение Санкт-Петербурга.
Рекомендуется использовать различный иллюстрационный материал и картосхемы «Рост территории Москвы на XVI-XVII вв.», «Застройка Санкт-Петербурга на первой четверти XVIII в.». ( Презентация — карты)
Этот потребность разумно изучить на форме заочной экскурсии по Санкт-Петербургу либо на форме образного иллюстрационного рассказа учителя. В любом случае рекомендуется использовать познакомленный материал.
Русская архитектура первой четверти XVIII в. — это архитектура строящегося Петербурга. Город строился не токмо только подобно столица Российской империи, однако и подобно образцовый кинообраз новой государственности, подобно великолепный прообраз отказа от «старины».
Строительством Санкт-Петербурга Петр I преподал дань своим подданным. Построить город на болоте, безмала на границе с Европой, на условиях Северной войны — безмала невозможная затея. Но Петр I это сделал, и 1703 г. — бадняк закладки города — стал рубежом перехода России к эпохе нового времени. В 1711 г. столица перенесена на Петербург и начался «петербургский период» русской истории.
Архитектурный обличие Петербурга определил и его географическое положение. Это не континентальный, подобно древнерусские города, на том числе Москва, однако и не морской, подобно многие штаны Европы, Петербург построен на речной дельте и на трех шагах моря.
Главный проспект и элемент Петербурга — Нева. А передом новый город обращен к Балтийскому морю. Возможно, сии географические особенности определяли масштабы петербургских площадей, пространство и направления улиц, обличие зданий.
Учитель обращает бережность на картосхему застройки Москвы. В ней прослеживается стихийная план средневековых городов -центральная крепость, окруженная стеной, С временем за стеной становилось тесно, неосознанно возникали слободы за чертой укрепления и с целью безопасности слободы окружали новой стеной.
Учащиеся видят — на картосхеме Москвы у Кремля появился Китай-город, Белый город, Земляной город. Следовательно, планировка городов было кольцевой, застраивались они без определенного плана. Москва росла отчасти веков, постепенно приобретая свой высокохудожественный облик.
Санкт-Петербург был воздвигнут за полвека, и был задуман как регулярная строительство каменными домами, действительно эта энергосистема создавала городские ансамбли.
В 1714 г. Петр I запретил каменные строительства на других городах России, точно подобно все силы требовались Санкт-Петербургу -новой столице.
Петр I не желал на стиле города на Неве удовлетворительно московского, к строительству Петербурга были приглашены архитекторы изо Европы либо их последователи. Стиль города создается подобно спаянность пространства, игры света и тени, красок и звуков, линий и силуэтов зданий. В Санкт-Петербурге это проявилось на сочетании низкого северного неба и реки, свинцово-серой Невы и вертикалей позолоченных шпилей, охристо-белой окраски зданий, мрамора и гранита.
Учитель обращает бережность на картосхему застройки Санкт-Петербурга.
Сразу видно, ровно город строился по отчетливо разработанному плану. Проспекты города были широкими, прямыми. Улицы новой столицы — прямые, пересекали проспекты подо прямым углом. Дома строились по утвержденным проектам, были обращены фасадами на проезжую раздел проспектов. Дома строились каменные, двух-трехэтажные. В сии годы был построены Адмиралтейство на противоположном берегу Невы, Гостиный двор, постройка Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Петропавловская президие на Васильевском острове (эти постройки становятся основой градский планировки).
«Петр строил свойский город подобно корабль» (по мнению историка Е. Анисимова), оберегая его от воды, от огня, от времени — мера есть на века. (Презентация)
Учитель представляет иллюстрацию Петропавловской крепости — первоначальный архитектурный выговор Санкт-Петербурга, — С всех сторон окруженной водой.
Первые здания города напоминали Голландию и Англию. Например, Летний палаццо Петра I — архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер — построен на 1710-1714 гг. на левом берегу Финского залива. Это приютный двухэтажный особняк с «голландскими» окнами, с садом. Обращаем бережность на некоторые архитектурные приемы:
• углы дома закреплялись декоративной рустовкой;
• сторона отштукатурен, выкрашен на двойка цвета;
• сторона подчеркнут простыми наличниками окон и рельефом;
• рельефы посада расположены посерединке окнами первого и второго этажей.
О нежели рассказывает фабула рельефа? О борьбе России за выход к Балтийскому морю. Дворец построен на голландском стиле. Он расположен на стороне от главной аллеи Летнего сада, практически, подобно и на Голландии, где-либо домишко хозяина находился подобно бы на укрытии от посторонних глаз.
Далее рассказывается о архитекторе Д. Трезини. Именно он построил первые здания Санкт-Петербурга: Петропавловский собор, президие Кронштадт, зданиеДвенадцати коллегий.
ДоменикоТрезини
• Годы жизни: 1670г. — 1734г.
архитектор
Итальянец, родом изо Швейцарии. Учился на Италии. С 1699 г. работал на Дании, отколе на 1708 г. был приглашен послом А. П. Измайловым на русскую службу подобно фортификатор. В 1704— 1705 гг. работал на Кронштадте, на 1705—1706 гг.— на Нарве, с 1706 г. нота конца жизни — на Санкт-Петербурге.
Будучи ближайшим помощником Петра I, заведомо возглавлял все возведение на Санкт-Петербурге. В 1726 г. получил кравчий полковника фортификации. Первый градостроитель Санкт-Петербурга. (презентация)
— Представляется растолкование Петропавловского собора архитектора Д. Трезини (1712-1733 гг.) (Презентация) и иллюстация на уебники крестово-купольного храма.
Учащиеся видят, ровно Петропавловский церковь не был похож на более токмо нашумевший на России крестово-купольный стиль.
Учитель: Петропавловский собор, основанный по типу базилики (вытянутого горизонтального здания), напоминал европейскую колониальную либо ратушную башню. Этот рационализм известный как зальный.
Рассматривая иллюстрации, учащиеся отмечают, ровно многоярусная башня-колокольня вырастает изо массива здания, завершается наместо барабана с куполом неизреченно высоким, красивым шпилем и летящим ангелом.
Учитель: Это было символом победы. «Державный» шпиц на высокой колокольне был виден и с моря, и с суши. Золоченый 24-метровый шпиц собора вечно стал символом петербургской архитектуры. Первоначальная высотка колокольни Петропавловского собора составила 121 метр и, следовательно, была выше московской колокольни Ивана Великого.
В Петербурге сооружаются порт и набережные р. Невы. Примечательно, ровно Петр I запретил строить насквозь р. Неву мосты, точно подобно хотел, для его подданные приучались к воде. Приходилось плавать на лодках, шлюпках. Яхты давались изо государственной казны токмо только «смотря по числу».
Учитель рассказывает и о том, ровно на Санкт-Петербург приехали на 1703 г. 10 итальянских архитекторов. Например, архитектором Д. М. Фонтана был построен палаццо Меншикова. (Презентация)
После знаменитой Полтавской битвы на Санкт-Петербург приехала новая счал архитекторов. Начинается возведение домов-дворцов для переехавшей на Санкт-Петербург знати. Образцом подражания шляхетство выбрало смачность безродного «светлейшего князя» Меншикова. Стал формироваться металлоформа города-усадьбы на виде каменного дворца с «голландскими» окнами и «кабинетом», со своей церковью и часовней, большим садом.
Начинается возведение загородных резиденций по-под токмо Финского залива: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельня, Екатерингоф. (презентация)
Учитель показывает иллюстрации Петергофа. Новый пример столичной застройки был реализован на Петергофе. Первые эскизы создал самосильно Петр I. С 1714 по 1716 гг. следом работали архитекторы Д. М. Фонтана, Н. Микетти, Н. Т. Земцов и другие.
Идея проекта Петра I — «соединение вод источников и моря». (Презентация)
Главной достопримечательностью Петергофа становятся фонтаны, водная симфония подобно псалом новой мореплавательный державе. Фонтаны Петергофа поражают своей красотой, размерами, техническим решением. Здесь отнюдь насосов, действительно струи воды устремляются вверх, гонимые тяжестью воды, которая подается на каскад изо специальных прудов, расположенных повыше фонтанов.
Также существовали на Петергофе и фонтаны-«шутихи», их включал по своему усмотрению специальный служитель, спрятанный на домике. Гости Петра I, удовлетворительно не подозревая, гуляли у этих «шутих», и неравно на них обрушивались потоки воды. Это забавляло Петра 1.
Учитель представляет картиночный цикл архитектурных построек Санкт-Петербурга. Отмечает, ровно на архитектурном стиле Санкт-Петербурга перемешались традиции отечественных и западных архитекторов. Возник исключительный рационализм — русское (петровское) барокко. Но данный рационализм оказался недолговечным. Город был задуман подобно соглашение столица, и ему не соответствовал обличие европейской провинции. Город становится один изо красивых городов Западной Европы.
В решение разумно отметить, ровно иностранных архитекторов стали заменять отечественные зодчие.
Файлы: Развитие культуры и изменения на культуре России первой.ppt
Размер файла: 6944256 байт.