Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономаренко Наталья Михайловна

Место работы, должность: — танцмейстер истории МОУ «СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Регион: — Саратовская криосфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее глинообразование
Уровень образования: — среднее (полное) общее глинообразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Мировая художественная культурность

Цель урока: —

1.Познакомить с главными изменениями всей культурной жизни России. 2.Охарактеризовать причины подъема русской культуры на первой четверти XVIII века. 3.Представить основные направления развития русской культуры. 4.Познакомить с новыми явлениями на области культуры, быта, введенными Петром I . 5.Развивать умения учащихся самотеком определять художественные достоинства произведений искусства. 6.Продолжить созревание умений работы с учебником, с дополнительной литературой, самотеком определять художественные достоинства произведений искусства. 7.Продолжить морфогенез умений сравнивать, делать необходимые выводы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебники:

  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России. КонецXVI — XVIII века. 7 класс.
  • В.И. Буганов, П.Н. ЗыряновИстория России. Конец XVII — XIX вв. 10 класс.
  • рабочая тетрадь
  • Используемое оборудование: —

    Используется компьютер,мультимедийный проектор,экран, доска, мел, иллюстрации изо учебника, репродукции картин, фотографии, план "Развитие русской культуры первой четверти XVIII века", план "Новые явленияв общественно — культурной жизни, изменения на быту".

    Используемые ЦОР: —

    Презентация "Развитие культуры и изменения на культуре России первой четверти XVIIIека"

    Краткое описание: — При концентрической системе данная дукс изучается на 7 классе, действительно опять же вот втором концентре 10 кл. Важность ее несомненна – т.к. изучается созревание и изменения происходящие на культуре Росиии, связанные с деятельностью Петра I. Тема рассчитана на отслеживание на течении 2 часов. Данный дань — это второстепенный дань по этой теме, посвящен изменениям произошедшим на быту, на архитектуре. На уроке учащиеся должны усвоить основные понятия, учиться сравнивать и делать выводы изо данных сравнений.

  • Изменения на дворянском быту.
  • Архитектура
  • Живопись
  • Литература
  • Общественно – политическая мысль
  • Значение культурного наследия Петровского времени.
  • — — I. Организационный момент
    — II. Изучение нового материала
    1.Изменения на дворянскомбыту — — Откроем презентацию «Мужской и бабский костюм»:
    А) дворяне и бояре XVII века;
    Б) дворяне и бояре на первой четверти XVIII века.
    — Внимательно рассмотрите иллюстрации и найдите различия вот внешнем облике дворян и бояр. ( учащиеся отвечают)(Презентация)
    Задание: Во второстепенный половине XVII века издан ордонанс о том, для дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волосище не стригли, одежды иностранной не носили. Зная о реформах Петра,Определите, подобно должен был отнестись он к этому указу. Почему?
    Рассказ учителя:
    Проводимые Петром I преобразования конца XVII — первой четверти XVIII в. распространились на электробытовой быт русского общества. (схема Приложение 1)
    На рубеже XVII-XVШ вв. Петр I ввел недержаный документ лет. 7208 г. от сотворения пластинка по старому календарю был объявлен 1700 г. от Рождения Христова. Новый бадняк предписывалось считать не с 1 сентября, действительно с 1 января. Этот дней считался всеобщим праздником. Друг друга недурно было поздравлять, украшать дома елями либо со­снами, веселиться.
    Учитель отмечает, ровно манерами, воспитанием и образовани­ем Петр I должен Немецкой слободе. Возможно, и это повлияло на любовь Петра I к зарубежным традициям. После возвращения Ве­ликого посольства изо Европы (1698 г.) Петр I начал деятельно вво­дить одежду европейского образца.
    Рекомендуется представить иллюстрации: «Петр Iза работой», живописец ХудояровВ.; «Петр Великий», живописец В. Серов.
    Учащиеся видят показ фигуры Петра I, одетого на иностранное платье.
    Учитель отмечает, ровно любимой одеждой Петра I становится платье голландского матроса.
    Сразу же засим возвращения Великого посольства был вве­ден ордонанс о сбривание бород. Разрешалось оставлять длинные бороды священникам и крестьянам.
    Показывается изображение « Бородового знака»
    1700 г. — ордонанс о обязательном ношении венгерского либо не­мецкого платья.
    Учитель отмечает, ровно царские указы предписывали брить бороды, одеваться не на длиннополое русское платье, действительно на короткие европейские кафтаны, носить башмаки. А дворянские жены и до­чери опять же сменили русские душегрейки на европейское макси с глубоким декольте, ровно поуже внове считалось бесстыдством. (Презентация)
    Учитель отмечает, ровно недовольных было нота смерти много. Напри­мер: портным было запрещено шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и джимы и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала релегация на каторгу и отбирание токмо имущества.
    Вопрос: Во ровно выливалось это возбуждение народа?(отвечают)
    Учитель обращает бережность на факт, ровно нота смерти деятельно самосильно Петр I взялся за ввод одежды европейского покроя. Например, на пирах Петр I самосильно обрезал длиннополые платья у дворян и стриг бороды знатным гостям.
    К нововведениям этого времени относилось следующее: под­данные обязаны были пить чай, кофе, курить табак. Надо было но­сить парики и женщинам, и мужчинам.
    Учитель отмечает, ровно признаком внедрения европейских обычаев становятся общественные собрания на дворянских домах — ассамблеи. Следовательно, Петр I принуждал дворян к новым фор­мам проведения досуга. Ассамблеи были введены на Петербурге на 1718г.
    Ассамблеи устраивались знатными (приближенными) людь­ми царя поочередно.
    Итак, ассамблеи - сановитый контрприем гостей на знатных домах. (Презентация) (запись на тетрадь)
    Петр I самосильно составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи разрешается было прийти без приглашения, однако со­биралось следом фантастически избранное общество: высшие вель­можи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые.
    Начинались ассамблеи с 16-17 часов вечера и продолжалась до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами и дочерьми.
    Петр 1 покончил с изоляцией русских дворянских женщин на хоромах и теремах. Следовательно, женщины вопреки вековым старинным традициям могли участвовать на ассамблеях.
    Что происходило на ассамблеях? Танцевали, беседовали, ве­селились, играли на шашки, шахматы. Сам Петр I спасибо играл на шахматы, страстным шахматистом был и Меншиков.
    Ассамблеи были школами светского воспитания, молодняк обучалась хорошим манерам, правилам поведения на обществе, ис­кусству общения. Дворянский быт сильно менялся.
    Сам негус стремился и искал того, для русские моло­дые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, го­ворить на иностранных языках, нарядно говорить, красноречиво писать, благожелательно общаться наперсник с другом. И таким кодек­сом поведения молодого поколения дворян опубликованная пере­водная поэма «Юности честное зерцало, либо Показание к житей­скому обхождению».
    Работа с учебником, с. 145, потребность № 3, урывок изо «Юно­сти четное зерцало».
    — Дополнительно танцмейстер говорит и о следующем факте: Когда Петр I приглашал гостей на Петергоф - дачный дворец, вечно предупреждал: «Не разувся, с сапогами либо башмаками, не ло­житься на постели».
    Учитель говорит о изменениях дворянского быта. Но на жиз­ни крестьян, простых горожан изменений не произошло.
    Учитель подводит к выводам:
    1) Определяющим мотивом нововведения Петра I было его чрез­мерное готовность на сжатый заключение сделать россиян европейцами.
    2) Одной изо основных целей учреждения ассамблей было стремление Петра I соединить все русское сонмище на одну целое, сблизить русских с иностранцами, увеличить московскую разроз­ненность.
    3) «Европеизация» Петра I положила элемент глубокому раз­рыву посерединке образом жизни народа и привилегированных слоев. Почему?
    Учитель показывает иллюстрации с изображением дворянина первой четверти XVIII в. и русского крестьянина. Дворянин питал­ся, одевался, нарядно проводил время. Был напудрен, сотский было гладко выбрито, говорил на иностранном языке. Русскому, необра­зованному, полуголодному, полуголому мужику, крестьянину он подчас казался иностранцем, действительно не русским барином.
    Иллюстрация картины «Утро стрелецкой казни»В. Сурикова
    Спустя девать некуда лет это и обернется недоверием русского кре­стьянина к любому образованному человеку.
    2. Архитектура.
    Учителю рекомендуется „представить данный потребность так, для у учащихся сложилось яркое предложение о архитектурной эпо­хе Петра I– это, первым делом всего, возведение Санкт-Петербурга.
    Рекомендуется использовать различный иллюстрацион­ный материал и картосхемы «Рост территории Москвы на XVI-XVII вв.», «Застройка Санкт-Петербурга на первой четверти XVIII в.». ( Презентация — карты)
    Этот потребность разумно изучить на форме заочной экскур­сии по Санкт-Петербургу либо на форме образного иллюстрационно­го рассказа учителя. В любом случае рекомендуется использовать познакомленный материал.
    Русская архитектура первой четверти XVIII в. — это архитек­тура строящегося Петербурга. Город строился не токмо только подобно столица Российской империи, однако и подобно образцовый кинообраз новой государ­ственности, подобно великолепный прообраз отказа от «старины».
    Строительством Санкт-Петербурга Петр I преподал дань своим подданным. Построить город на болоте, безмала на границе с Европой, на условиях Северной войны — безмала невозможная затея. Но Петр I это сделал, и 1703 г. — бадняк закладки города — стал рубе­жом перехода России к эпохе нового времени. В 1711 г. столица перенесена на Петербург и начался «петербургский период» русской истории.
    Архитектурный обличие Петербурга определил и его географи­ческое положение. Это не континентальный, подобно древнерусские города, на том числе Москва, однако и не морской, подобно многие штаны Европы, Петербург построен на речной дельте и на трех шагах моря.
    Главный проспект и элемент Петербурга — Нева. А передом но­вый город обращен к Балтийскому морю. Возможно, сии географи­ческие особенности определяли масштабы петербургских площа­дей, пространство и направления улиц, обличие зданий.
    Учитель обращает бережность на картосхему застройки Моск­вы. В ней прослеживается стихийная план средневековых городов -центральная крепость, окруженная стеной, С временем за стеной становилось тесно, неосознанно возникали слободы за чертой укреп­ления и с целью безопасности слободы окружали новой стеной.
    Учащиеся видят — на картосхеме Москвы у Кремля появился Китай-город, Белый город, Земляной город. Следовательно, плани­ровка городов было кольцевой, застраивались они без определен­ного плана. Москва росла отчасти веков, постепенно приобретая свой высокохудожественный облик.
    Санкт-Петербург был воздвигнут за полвека, и был задуман как регулярная строительство каменными домами, действительно эта энергосистема созда­вала городские ансамбли.
    В 1714 г. Петр I запретил каменные строительства на других городах России, точно подобно все силы требовались Санкт-Петербургу -новой столице.
    Петр I не желал на стиле города на Неве удовлетворительно московского, к строительству Петербурга были приглашены архитекторы изо Евро­пы либо их последователи. Стиль города создается подобно спаянность пространства, игры света и тени, красок и звуков, линий и силуэтов зданий. В Санкт-Петербурге это проявилось на сочетании низкого северного неба и реки, свинцово-серой Невы и вертикалей позоло­ченных шпилей, охристо-белой окраски зданий, мрамора и гранита.
    Учитель обращает бережность на картосхему застройки Санкт-Петербурга.
    Сразу видно, ровно город строился по отчетливо разработанному плану. Проспекты города были широкими, прямыми. Улицы новой столицы — прямые, пересекали проспекты подо прямым углом. Дома строились по утвержденным проектам, были обращены фасадами на проезжую раздел проспектов. Дома строились каменные, двух-трехэтажные. В сии годы был построены Адмиралтейство на проти­воположном берегу Невы, Гостиный двор, постройка Двенадцати колле­гий, Кунсткамера, Петропавловская президие на Васильевском ост­рове (эти постройки становятся основой градский планировки).
    «Петр строил свойский город подобно корабль» (по мнению историка Е. Анисимова), оберегая его от воды, от огня, от времени — мера есть на века. (Презентация)
    Учитель представляет иллюстрацию Петропавловской крепо­сти — первоначальный архитектурный выговор Санкт-Петербурга, — С всех сторон окруженной водой.
    Первые здания города напоминали Голландию и Англию. Например, Летний палаццо Петра I — архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер — построен на 1710-1714 гг. на левом берегу Финского залива. Это приютный двухэтажный особняк с «голландскими» окна­ми, с садом. Обращаем бережность на некоторые архитектурные приемы:
    • углы дома закреплялись декоративной рустовкой;
    • сторона отштукатурен, выкрашен на двойка цвета;
    • сторона подчеркнут простыми наличниками окон и рельефом;
    • рельефы посада расположены посерединке окнами первого и вто­рого этажей.
    О нежели рассказывает фабула рельефа? О борьбе России за вы­ход к Балтийскому морю. Дворец построен на голландском стиле. Он расположен на стороне от главной аллеи Летнего сада, практиче­ски, подобно и на Голландии, где-либо домишко хозяина находился подобно бы на укры­тии от посторонних глаз.
    Далее рассказывается о архитекторе Д. Трезини. Именно он построил первые здания Санкт-Петербурга: Петропавловский со­бор, президие Кронштадт, зданиеДвенадцати коллегий.
    ДоменикоТрезини
    Годы жизни: 1670г. — 1734г.
    архитектор
    Итальянец, родом изо Швейцарии. Учился на Италии. С 1699 г. работал на Дании, отколе на 1708 г. был приглашен послом А. П. Измайловым на русскую службу подобно фортификатор. В 1704— 1705 гг. работал на Кронштадте, на 1705—1706 гг.— на Нарве, с 1706 г. нота конца жизни — на Санкт-Петербурге.
    Будучи ближайшим помощником Петра I, заведомо возглавлял все возведение на Санкт-Петербурге. В 1726 г. получил кравчий полковника фортификации. Первый градостроитель Санкт-Петербурга. (презентация)
    Представляется растолкование Петропавловского собора архи­тектора Д. Трезини (1712-1733 гг.) (Презентация) и иллюстация на уебники крестово-купольного храма.
    Учащиеся видят, ровно Петропавловский церковь не был похож на более токмо нашумевший на России крестово-купольный стиль.
    Учитель: Петропавловский собор, основанный по типу бази­лики (вытянутого горизонтального здания), напоминал европей­скую колониальную либо ратушную башню. Этот рационализм известный как зальный.
    Рассматривая иллюстрации, учащиеся отмечают, ровно много­ярусная башня-колокольня вырастает изо массива здания, заверша­ется наместо барабана с куполом неизреченно высоким, красивым шпилем и летящим ангелом.
    Учитель: Это было символом победы. «Держав­ный» шпиц на высокой колокольне был виден и с моря, и с суши. Золоченый 24-метровый шпиц собора вечно стал символом пе­тербургской архитектуры. Первоначальная высотка колокольни Пе­тропавловского собора составила 121 метр и, следовательно, была выше московской колокольни Ивана Великого.
    В Петербурге сооружаются порт и набережные р. Невы. Примечательно, ровно Петр I запретил строить насквозь р. Неву мосты, точно подобно хотел, для его подданные приучались к воде. Приходи­лось плавать на лодках, шлюпках. Яхты давались изо государствен­ной казны токмо только «смотря по числу».
    Учитель рассказывает и о том, ровно на Санкт-Петербург прие­хали на 1703 г. 10 итальянских архитекторов. Например, архитекто­ром Д. М. Фонтана был построен палаццо Меншикова. (Презентация)
    После знаменитой Полтавской битвы на Санкт-Петербург приехала новая счал архитекторов. Начинается возведение домов-дворцов для переехавшей на Санкт-Петербург знати. Образ­цом подражания шляхетство выбрало смачность безродного «светлейше­го князя» Меншикова. Стал формироваться металлоформа города-усадьбы на виде каменного дворца с «голландскими» окнами и «кабинетом», со своей церковью и часовней, большим садом.
    Начинается возведение загородных резиденций по-под токмо Финского залива: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельня, Екатерингоф. (презентация)
    Учитель показывает иллюстрации Петергофа. Новый пример столичной застройки был реализован на Петергофе. Первые эскизы создал самосильно Петр I. С 1714 по 1716 гг. следом работали архитекторы Д. М. Фонтана, Н. Микетти, Н. Т. Земцов и другие.
    Идея проекта Петра I — «соединение вод источников и моря». (Презентация)
    Главной достопримечательностью Петергофа становятся фонтаны, водная симфония подобно псалом новой мореплавательный державе. Фонтаны Пе­тергофа поражают своей красотой, размерами, техническим реше­нием. Здесь отнюдь насосов, действительно струи воды устремляются вверх, гони­мые тяжестью воды, которая подается на каскад изо специальных прудов, расположенных повыше фонтанов.
    Также существовали на Петергофе и фонтаны-«шутихи», их включал по своему усмотрению специальный служитель, спрятан­ный на домике. Гости Петра I, удовлетворительно не подозревая, гуляли у этих «шутих», и неравно на них обрушивались потоки воды. Это забавляло Петра 1.
    Учитель представляет картиночный цикл архитектурных построек Санкт-Петербурга. Отмечает, ровно на архитектурном стиле Санкт-Петербурга перемешались традиции отечественных и запад­ных архитекторов. Возник исключительный рационализм — русское (петров­ское) барокко. Но данный рационализм оказался недолговечным. Город был задуман подобно соглашение столица, и ему не соответствовал обличие евро­пейской провинции. Город становится один изо красивых городов Западной Европы.
    В решение разумно отметить, ровно иностранных ар­хитекторов стали заменять отечественные зодчие.

    Файлы: Развитие культуры и изменения на культуре России первой.ppt
    Размер файла: 6944256 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология