Автор конспекта:
Автор(ы): — Панкратова Альбина Вячеславовна

Место работы, должность: — МОУ Евсеевская СОШ Павлово-Посадского района Московской области

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Познавательная деятельность

Формирование представления о роли причастия в тексте.

Выявление методом анализа и наблюдения выразительных возможностей причастия.

Информационно-коммуникативная деятельность

Построение высказывания с причастными оборотами.

Овладение монологической и диалогической речью.

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивная деятельность

Владение навыками коллективной деятельности.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

· Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

Используемая методическая литература: —

· Купалова А.Ю., Костяева Т.А., Леденева В.В. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс.

· Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учи­телей и методистов.

Используемое оборудование: —

Оборудование урока:

· оформление доски;

· репродукции пейзажей русских художников;

· раздаточный материал;

· компьютер

Краткое описание: — Урок разработан для учащихся 7-го класса. Проводится на этапе обобщения и закрепления изученного материала о причастии.Главная задача урока — это выявление роли причастия в тексте, его выразительных и стилистических возможностей, поэтому в ходе занятия основным видом деятельности является работа по развитию речи учащихся.

мКонспект урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Евсеевской средней общеобразовательной школы

Панкратовой Альбины Вячеславовны

Комбинированный урок по теме:

«Роль причастий в тексте».

Цели урока.

Методические цели в соответствии со стандартами образования

Методические цели по содержанию образования по предмету

Познавательная деятельность

Формирование представления о роли причастия в тексте.

Выявление методом анализа и наблюдения выразительных возможностей причастия.

Информационно-коммуникативная деятельность

Построение высказывания с причастными оборотами.

Овладение монологической и диалогической речью.

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивная деятельность

Владение навыками коллективной деятельности.

Повторениезнаний о причастии.

Формирование умения выявлять речевую функцию причастия, использовать причастные обороты в своей речи.

Развитие речевой деятельности.

Использование полученных знаний в практической деятельности.

Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетенций.

Воспитание интереса к предмету.

(1. Познавательные:

а) раскрыть роль причастия в тексте;

б) ознакомить с выразительными и стилистическими возможностями причастия.

2. Практические:

а) отработать навыки пунктуационного оформления причастных оборотов;

б) развивать навыки образной выразительной устной и письменной речи;

г) формировать умение распознавать речевые функции причастия.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

· интерес к предмету;

· языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Оборудование урока:

· оформление доски;

· репродукции пейзажей русских художников;

· раздаточный материал;

· компьютер


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

2. Воспитательное слово учителя.

На нашем уроке мы продолжим повторение изученного о причастии и поговорим о роли причастий в речи.

Осень. Она уже ушла от нас. Но совсем недавно мы любовались её разноцветными красками, наслаждались яркой красотой осеннего пейзажа.

3. Работа с текстом.

Замечательный писатель, знаток и ценитель природы Соколов-Микитов много произведений посвятил осени. Запишем фрагмент одного из них.

Под диктовку

А) Запись текста.

ххх

ххх

Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшейлиствы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскраш

ых осенью. Медленно кружатся в воздухе пада

ющиие с берёз листья. От дерева к дереву тянутся серебристые нити паутины. Шелестит под ногами листва, опавш

ая с деревьев. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Идёшь по такому лесу, расцвеч

енному красками , и поэтическим чувством наполняется душа.

ххх

ххх

Б) Речевой анализ текста.

Задание:Подготовьте выразительное чтение текста/

Чтение текста –

Какие чувства вызывает у вас прочитанное?

( восхищение яркой красотой леса; лёгкую грусть, потому что скоро этой красоты не будет; радость от хорошего осеннего дня)

Какова тема текста?(текст о ранней золотой осени в лесу)

Какова идея?(автор любит природу, наслаждается её красотой, он хочет поделиться своими чувствами с читателем)

(В каких предложениях выражается основная мысль?)

Задание:Озаглавьте текст.

Выберите и запишите название.

Какой тип речи в тексте?(описание, так как перед нами картина осеннего леса)

Что вы скажете о стиле речи?(стиль художественный, так как автор создаёт образную картину, изображает пейзаж).

В) Роль причастий в тексте.

Задание:- найдите в тексте причастия и назовите их.

— Исключите причастия и прочтите текст.

Как изменился текст?(текст стал менее выразительным, ярким; не передаются изменения, которые происходили в лесу)

Какую роль играют причастия в речи?

(они делают речь выразительной; текст более яркий, образный; они передают изменения, которые происходят с предметом)

В какой речи употребляются причастия?(употребляются в письменной речи)

Обобщение учителя:Действительно, причастия употребляются в письменной речи, делая её в художественном стиле выразительной, образной, яркой, а в научном, например, – более краткой и лаконичной.

Г) Орфографическое повторение.

Задание:обратите внимание на написание следующих слов:

Поясните написание прилагательного:осенн

ие

Какая приставка в слове:раскрашенных?

Найдите слова с такой же орфограммой!( расцвеченному)

Поясните написание наречия:кое-где

Д) Работа с причастиями.

Задание: Проверим написание причастий.( Вызываю к доске 1-го ученика)

Класс: найти причастие.

Ученик: записать и пояснить.

— Назовите действительное причастие настоящего времени

падающие

— Объясните написание страдательного причастия прошедшего времени

раскрашенных, расцвеченному?

Задание:Самодиктант «Напишите наоборот» со страдат. прич.

Класс: в тетради

Ученик: у доски (с обратной стороны)

Задание: — Поясните пунктуацию причастных оборотов.

— Прочтите и поясните предложение с причастным оборотом.

(2) Х, | |.

В каком предложении причастный оборот не обособляется? (3-е предл.)

— Поясните схемами пунктуацию оставшихся причастных оборотов.

У доски: Х, | |. (5)

X, | |… (7)

Задание: — Измените место причастного оборота в пятом предложении.

Что изменится? (не будет обособления).

— Замените в этом предложении причастный оборот на сложноподчинённое предложение со словом который.

Шелестит под ногами листва, которая опала с деревьев

Что изменилось? (предложение потеряло выразительность и краткость).

В какой речи мы употребляем такое предложение? (в устной речи, при разговоре).

Почему в тексте такие предложения нежелательны? (текст будет затянутым, потеряет яркость и выразительность. Текст станет однообразным и скучным).

Вывод: так какую же роль играют причастия в речи?

(причастия помогают кратко и выразительно описать предмет, создают яркую, образную картину, передают изменения, которые происходят с предметом).

«Выразительную краткость» причастий отличал А. С. Пушкин. Он писал: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

4. Переход к работе с картиной.

А) Отвлечёмся немного и представим, что мы в картинной галерее. (Музыка)

(на музыкальном фоне «Времена года» Вивальди учитель подходит к картинам и читает соответствующие строчки).

Природа никого не оставляет равнодушным. Писатели, поэты, художники воспевают в своих работах её красоту.

Зима: Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Весна: Весна! Весна! Как воздух чист,

Как ясен небосклон.

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(Е. А. Братынский)

Лето: Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы

(А. А. Фет)

Осень: Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А. С. Пушкин)

Исаак Левитан особенно любил осень. Он как и Пушкин, Тютчев, ждал осени – самого дорогого и мимолётного времени года.

5. Работа с картиной

А) Задание: Посмотрите на картину «Золотая осень».

Какие впечатления на вас произвела картина?

(Картина восхищает, радует красотой природы; на этом пейзаже останавливается взгляд, пейзаж очень красивый; картина привлекает яркостью красок).

Какие чувства, настроение вызывает у вас это полотно?

(Праздничное настроение, ведь в природе праздник красоты; восхищение красотой природы; грусть, потому что скоро эта красота исчезнет).

Как удалось художнику передать красоту осеннего дня?

(Автор использовал яркие, тёплые краски. Деревья в пышных разночветных уборах, пожелтевшая листва сверкает и переливается на солнце. Деревья нарядные, красочные, похожие на разноцветные факелы. Много солнца)

Какие чувства хотел выразить художник?

(Любовь к родной природе, гордость красотой родного края).

Что общего в пейзаже Левитана и произведении Соколова-Микитова?

(Восхищение красотой ранней осени. Они оба любят природу. В их произведениях есть и радость и грусть, ведь золотая осень – красивое, но короткое время.)

Б) Задание: составьте словосочетания по картине

I вариант IIвариант

Существительное + причастие Причастие + существительное

Сверкающая листва Опавшая с деревьев

Пожелтевшие берёзы

Текущая река

Поблёкшая трава

Плывущие облака

Желтеющее небо

Покрасневшие листья

Опавшая листва

Застывшая тишина

Облетающие деревья

Задание:

1. Докажите, что сущ. – гл. слово

2. Как согласуется причастие с существительным?

Искрящиеся на солнце

Усыпанная листьями

Освещённые солнцем

Осыпающиеся с берёз

Не обтрёпанное ветром

Отражающиеся в воде

Плывущие по небу

Озарённые солнцем

Освещённые лучами солнца

1. Чем является ваше словосочетание? (причастный оборот)

2. Поясните написанные причастия.

6. Творческая работа.

А) Задание:

А сейчас вас ждет творческая работа.

— Напишите миниатюру-описание осеннего пейзажа по картине «Золотая осень», употребляя причастия и причастия и причастные обороты. Озаглавьте своё сочиенение.

IIгруппа (Лена, Саша, Андрей, Катя) – составьте 5 предложений, включив в них причастные обороты.

Б) Написание миниатюры.

7. Чтение и анализ работ.

А сейчас мы прослушаем и постараемся проанализировать ваши работы.

В этом вам помогут вопросы

На доске: 1. Удалось ли передать красоту осеннего пейзажа?

2. Что вам понравилось в сочинении?

3. Какие недостатки вы отметили?

Ребята, которые составляли предложения сдадут мне тетради в конце урока.

Вывод: Какую же роль играют причастия в речи?

8. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Всех благодарю за работу.

Отлично работали на уроке :

Получили оценку «хорошо»:

К следующему уроку повторить §140, откорректировать своё сочинение.

Файлы: Урок Роль причастий в тексте.docx
Размер файла: 53910 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология